Оренбург
Выпуск №6-116/2009, В России
Жили-были студенты Оренбургского института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, учились нелегкому актерскому ремеслу. И однажды их наставник в рассуждении, чем бы дать им поиграть, остановился на остросовременной в момент написания (как оказалось, и десятилетия спустя!) сказке Василия Шукшина «До третьих петухов». Предполагаем, при этом он подумал: «То, что надо! Будет интересно и трудно». Учебный спектакль состоялся, решив некоторые педагогические проблемы. Из театральной публики мало кто его видел (правда, ребята имели успех на одном из молодежных международных фестивалей). И вот теперь на обновленной к 150-летию сцене Оренбургского областного театра драмы им. М.Горького шукшинскую сказку увидели земляки.Конечно, это совсем не те «…петухи», которые пели на учебной площадке, но было бы несправедливостью забыть, что зародились они в институтском «инкубаторе». Да молодые актеры и не позволили этого! Удовольствие – смотреть, с каким веселым азартом обживают они большую сцену со всеми ее новыми возможностями. Они смаху взяли и головоломное препятствие, учиненное художником-постановщиком Таном Еникеевым, воздвигнувшим почти вертикальные конструкции, на которых и происходят ключевые сцены спектакля. Хотя станки требуют едва ли не мейерхольдовской биомеханики, надо признать, что затруднений не возникло не только у вчерашних и сегодняшних студентов, но и у мастеров, занятых в спектакле (за что им дополнительное браво). Замирая и даже взывая в самые опасные моменты к спасительной технике безопасности, театр был вынужден признать правомерность такого сценографического решения. Дело в том, что режиссер (и профессор) Рифкат Исрафилов ставил спектакль-зрелище в определенной жанровой эстетике. А это совсем не просто. Пришлось провести свой парусник меж Сциллой и Харибдой зрительских ожиданий, не обидев тех, кто привык получить итог спектакля в коротко и ясно сформулированной «идее», навьюченной чаще всего на «положительного героя», и не поощрив других, ищущих лишь повод для неотягощенного раздумьями веселья. Думается, театр решил эту сложную задачу.
Вспомним, последнее, что вышло из-под пера Василия Макаровича, – статью «Что с нами происходит?» в «Литературной газете». Шукшин горько размышлял не только о фокусах двойной морали и бюрократических заморочках, пронизавших общественную жизнь, но и об оскудении наших душ, о той ускользающей от определения силе, которая заставляет человека плясать под дудку обстоятельств. Для героя сказки «До третьих петухов» Ивана-дурака это буквально: все вынуждают беднягу плясать - Баба Яга со своей усатой дочкой, Змей Горыныч, Предводитель чертей и сам начальствующий Мудрец, обладатель печати, к которому, как помним, идет Иван за справкой, что он умный. И Иван пляшет, недоумевая: что это за сила такая командует им, где гнездится, как ей имя? Кстати сказать, наш герой оказался большим мастером именно по этой части – исполнитель роли Ивана Антон Костин легок, акробатически гибок и выкидывает такие коленца, что трудно удержаться от аплодисментов. Одного бы еще желалось, чтобы в плясках этих определеннее проявлялась и душа Ванюши, недоуменная, уязвленная, бунтующая. Но это – высший актерский пилотаж, и верим: он не за горами. Тем более что в спектакле начинающие актеры играют вместе с мастерами, а может ли быть школа лучше этой? Надо сказать, и мастера зажглись работой, подпитавшись молодой энергией.
Внутренняя наполненность при безукоризненной точности рисунка – таков Сергей Кунин (Змей Горыныч). Он появляется безмолвным и долго остается недвижим, давая полюбоваться собой. Он и сам любуется! Змей монументален и величествен, но, заговорив наконец, оказывается благорасположенным и участливым к Ивану. И то: глупо злобствовать по ничтожным поводам, если все в твоих силах. Ни в одну из его трех голов не приходит мысль о конечности всякой власти. Таковы все тираны. Совсем не то ощущение у среднего звена всевозможной нечисти. Посмотрите, как суетится Баба Яга Зинаиды Карпович, где можно обойтись одним движением, она сделает десять. Это от неуверенности и повсечастно сосущего страха. Забавная Ежкина дочка получилась у Натальи Лавриненко. Это начинающая нечистая сила и начинающая до смешного бестолково. Элегантен и как-то устало циничен Предводитель чертей, осаждающих монастырь, в исполнении Сергея Тыщенко. В нем без труда угадываешь фигуру, столь же органичную на разнообразных светско-деловых тусовках, сколь и на дьявольских шабашах. Оба мира окончательно сомкнутся, когда на сцену – вот именно как черт из табакерки! – выскочит Мудрец – Олег Ханов. И ни шикарный светлый костюм с модным галстуком, ни величавая начальствующая дородность не обманут: кровное родство с хвостатым племенем играет в каждом мускуле, в каждой жилке обладателя Печати. Так и получается, что единственный человек среди главных персонажей – Медведь – Владимир Бухаров. Во всю звериную силу скорбит он об утраченных покое и благолепии лесной жизни. Как сопротивляется Медведь порокам, посеянным нечистой силой, как искренне сокрушается поддаваясь им. Эта актерская работа, щедро приправленная юмором, могла бы стать эмблемой спектакля (например, Медведь, утопающий в клубах дыма и так снимающий стресс). Однако эмблема эмблемой, а есть ли в спектакле ответ на шукшинский вопрос «что с нами происходит?» Есть! Он рассеян по всему непросто организованному спектаклю. И, может быть, прежде всего – в сценах, которые не хочется назвать по привычке массовыми. Это шабаш чертей у стен монастыря и … тоже шабаш на тусовке у Несмеяны. Черный и белый – но вопреки законам они не составляют контраста, хотя каждый пластически выразителен по?своему. И здесь нельзя не оценить вклад балетмейстера-постановщика Натальи Реневой, которая нарисовала плоть, оставленную духом. Особо следует отметить: танцы, пластические эпизоды этих сцен при всем их открытом темпераменте, при полной «отвязанности» героев – эстетичны.
Театр, ставя сегодня «До третьих петухов», завершил спектакль народной русской песней (музыкальное оформление Тамары Пикулевой). Это не набат, адресованный сразу всем, это проникновенное слово, обращенное лично к каждому из сидящих в зале. И напоминание: «четвертых петухов» не будет…
Отправить комментарий