К северо-востоку от Ногинска. Гастрольные маршруты Московского областного театра драмы и комедии

Выпуск №10-170/2014, Гастроли

К северо-востоку от Ногинска. Гастрольные маршруты Московского областного театра драмы и комедии

Гастрольные поездки, особенно полноценные, с представлением сразу несколько спектаклей, сегодня по-прежнему явление редкое. Причины все те же - финансовые. И когда театр находит такую возможность, это воспринимается как настоящий прорыв. Что и произошло в жизни Московского областного театра драмы и комедии из Ногинска. В марте состоялись его гастроли в Иваново, в апреле в Тулу. Потом небольшая передышка и новый маршрут - Сыктывкар и Киров. После достаточно длительного «невыездного» периода (конечно же, не считая участия в фестивалях с отдельными постановками), актеры получили возможность окунуться в иное театральное пространство. Во многом это произошло благодаря усилиям и воле директор театра Юрия Евгеньевича Педенко. Да, с переходом на автономную форму существования приходится жестко экономить и все рассчитывать до копейки, тем более что на постановки и гастроли театр зарабатывает сам, но руководитель убежден - для творческого коллектива такие поездки просто необходимы.

В дорогу отправилась большая команда, захватив с собой лучшие спектакли, в том числе премьерные, и около 40 тонн декораций. В этом путешествии довелось побывать и мне. Теперь, когда позади немыслимые километры пути, дорожные тревоги и сложнейшие непредвиденные ситуации, я понимаю, что это была настоящая удача - узнать ТЕАТР по-настоящему.



Возвращение в город на реке Сысола

От Москвы до Сыктывкара - почти полторы тысячи километров. Поезд держит курс на северо-восток и прибывает к месту назначения за сутки с небольшим. На языке коми Сыктывкар означает «город на реке Сысола». Это первая точка в маршруте и возвращение в уже знакомые места. Тридцать лет назад театр, в то время Ногинский драматический, с успехом представлял здесь свои спектакли. Актеры старшего поколения прекрасно помнят ту поездку, теплый прием зрителя. И вот новая встреча на сцене Сыктывкарского государственного академического театра драмы имени В. Савина.

Гастроли открылись торжественно - цветы, приветствия, подарки. Ногинский театр преподнес своим коллегам картину, выполненную в технике живописи на стекле, где изображен Богоявленский собор в Ногинске. Это авторская работа Ларисы Орловой - администратора театра и, как выяснилось, замечательного художника. Теперь частичка города Ногинска, носившего когда-то имя Богородск, осталась в сыктывкарских театральных стенах. Интересно, что в судьбах двух театров есть общая черта - их следующий сезон для них станет юбилейным, 85-м. Может быть, через год уже ногинский зритель будет аплодировать артистам из города на реке Сысола. Во всяком случае, это прозвучало в приветственном слове Юрия Педенко.

На открытии сыграли «Поминальную молитву» Григория Горина в сценической версии Михаила Рыбака, начав с высокой и пронзительной ноты. Авторами сценографического решения стали актеры Андрей Троицкий и Валерий Лиховид. В постоянно меняющемся пространстве спектакля главные символы - покосившиеся заборы: они обрамляют деревенскую улицу, служат стенами в доме Тевье-молочника. Да и ветви старого дуба, в мощный ствол которого в финале спектакля Тевье вонзит, словно в собственное сердце, топор, - ничто иное, как доски все от тех же ветхих заборов. Кажется, что все вокруг временно, наспех сколочено и... безжизненно. Только вера и любовь наполняют живительной силой этот выцветший мир.

В потрясающий текст горинской пьесы, написанной по мотивам произведений не менее потрясающего Шолом-Алейхема, актеры вдохнули свою энергию, и потому каждое слово становилось значимым, емким. Тевье в исполнении Валерия Лиховида - мудрый и позитивный. Несмотря на тяжелую долю, в его философских беседах с Богом нет ни отчаяния, не заискивания. Скорее, попытка разобраться в главных вопросах жизни земной и небесной, понять, какой может быть мера терпения бедного человека. В финале, когда душевная боль становится уже невыносимой, беседы выливаются в протест, и Тевье бунтует, дав обет молчания, и только любовь близких исцеляет, утешает, дает силы жить дальше.

Этим даром - любить - обладает его жена Голда. Татьяна Телегина наделила свою героиню женственностью, терпимостью, легким и слегка ироничным характером. Как только актриса появляется на сцене, действие наполняется особым ритмом, начинает закручиваться вокруг женщины-хранительницы, которая и есть начало всех начал. В этом простом и бедном доме живет радость и любовь. Она - в каждой дочери Тевье и Голды. Молодые актрисы Марианна Лукина (Цейтл), Анна Волненко (Годл), Евгения Пирязева (Хава) такие разные, но в то же время они одно целое. Стоит пошатнуться этой целостности, и мир начинает разрушаться. Отдельно хочется сказать о совсем юных актрисах, занятых в «Поминальной молитве» - двенадцатилетней Софии Касымовой (Шпринца) и девятилетней Мии Севастьяновой (Бейлке). Они так гармоничны в своих ролях, что в некоторых сценах (вечерняя молитва, похороны Голды, примирение Тевье и Хавы) становятся маленькими, но очень важными камертонами, по которым настраивается действие.

В «Поминальной молитве» много по-настоящему ярких актерских работ. Особые интонации нашел для мясника Лейзера-Вольфа Юрий Грубник. Даже когда он говорит о себе, что человек он простой и чужд всяких там «цирлих-манирлих», мы видим тонкого, интеллигентного человека, который остро нуждается в любви и поддержке. Поэтому так пронзительна сцена его прощания с Цейтл. И плотнику Степану не требуется лишних слов, чтобы выразить свою любовь к Голде, которую он пронес через всю жизнь. В молчании персонажа Владимира Драковского, такого нескладного, застенчивого, иногда по-детски открытого, столько эмоциональных оттенков, что в какие-то моменты он выходит на первый план. Так же как и роль Ребе в исполнении Леонида Ильина. Совсем небольшой эпизод - поминальная молитва, которую он читает над Голдой - вдруг становится знаковым, и кажется, что небо скорбит вместе с нами.

«Поминальная молитва», пронизанная смехом и слезами, в финале дарит хрупкую надежду: все еще может быть хорошо. И для зрителя, который за два с половиной часа тоже стал частью местечка Анатовка, это очень важно. Я окончательно в этом убедилась, услышав разговор двух зрителей, по всей видимости семейной пары, с администратором сыктывкарского театра. Мужчина взволнованно говорил, что уже много лет они ходят в театр, стараются не пропускать гастрольные спектакли, и «Поминальная молитва» театра из Ногинска стала для них одним из самых сильных впечатлений. Когда на другой день я пересказывала «подслушанное» Леониду Ивановичу Ильину, заметила на его глазах слезы.

К сожалению, вечер завершился не только горячими аплодисментами. Во время спектакля Женя Пирязева получила серьезную травму ноги. Немыслимо, как она в таком состоянии доиграла оставшиеся сцены. Понятно, что дальнейшее ее пребывание на сцене просто физически стало невозможным. А ведь актриса занята во всех гастрольных спектаклях, и на другой день ей предстояло сыграть Вирджинию в «Кентервильском привидении» и Настю в комедии «За двумя зайцами». В вечернем спектакле еще можно было что-то изменить, но в утренней сказке у Жени одна из центральных ролей. Выход только один - срочный ввод. Ночь, чтобы выучить роль и ни минуты на репетицию. Выручила Анна Волненко, и можно только предположить, каким испытанием стал для нее выход на сцену следующим утром. Даже внешне эти две актрисы - полная противоположность. К тому же у Ани коротко стриженые волосы, а в спектакле озвучивается конкретный образ девочки с длинными золотыми волосами, то есть ее, Вирджинии, которой предстоит снять многовековое заклятие. В Сыктывкаре «Кентервильское привидение» играли трижды, и если в первых двух спектаклях актрисе было невероятно сложно и не все получилось, что абсолютно понятно, то к третьему показу она сумела найти свой образ маленькой девочки - невероятно доброй и мужественной, способной сострадать даже самому безжалостному призраку. И уже было совершенно неважно, какие у нее волосы. Этой Вирджинии дети, а вместе с ними и я, поверили абсолютно.

Но это все - за кадром. Юный зритель Сыктывкара увидел сказку «Кентервильское привидение», которую придумали и воплотили Александр Мишин (постановка и костюмы), Валерий Болдырев (сценография), Алишер Хасанов (пластика), Янина Тульчинская (костюмы). В ней было много юмора, волшебства и замечательных песенок, написанных специально для этого спектакля Олегом Королевым на стихи Роберта Бернса. Детвора хохотала над американской семейкой Отис (миссис Лукреция - Татьяна Касаткина, мистер Хайрам - Андрей Глазунов), которая деловито обживалась в полном ночных страхов замке, сохраняя невозмутимость даже при громком лязгании призрачных цепей. Потешалась над проделками гиперактивных близнецов (Анна Юзыч и Роман Чумаков). Сочувствовала несчастному и не такому уж страшному привидению лорда де Кентервиля, которого так замечательно сыграл Федор Казаков.

В интересно придуманном, воздушном по сценографическому рисунку спектакле происходят события мира земного и потустороннего, повседневная жизнь переплетается с истинным волшебством. А когда Призрак идет сквозь зрительный зал на сцену, и его гигантский прозрачный плащ накрывает юную публику буквально с головой, восторгу нет предела. На грани волшебства и картинки из далекого прошлого, которые возникают на заднем плане сцены в бирюзовом тумане. Историю любви невинно убиенной леди Элеонор и лорда Симона де Кентервиля в красивых пластических сценах рассказали Татьяна Иванцова и Александр Мишин - герои мира воспоминаний. Вслушавшись и всмотревшись в театральную историю, зритель понимал, что одинокий и неприкаянный лорд Симон невиновен. Этот во многом философский спектакль поведал о том, как важно верить людям, а подрастающее поколение театралов Сыктывкара оказалось чутким и восприимчивым.

Завершился второй день гастролей веселой и яркой комедией «За двумя зайцами» по пьесе М.П. Старицкого, перевод которой принадлежит А.Н. Островскому. Режиссер Валентин Варецкий, взяв за основу уже порядком подзабытый драматургический материал и сделав несколько отсылов к легендарному одноименному фильму с Олегом Борисовым в главной роли, представил на суд зрителя свое видение пьесы, наполнив постановку замечательным юмором, необычными поворотами событий и этнографически точными акцентами. Спектакль начинается с прекрасной украинской песни (Валентин Сергеевич рассказал потом, что слышал ее в детстве от своего деда), и далее, по мере развития событий, когда справляют помолвку Голохвастова и Гали, мы вновь слышим старинные напевы. Немалую роль в создании атмосферы той, уже ушедшей Украины, играют и костюмы, созданные художником Еленой Пиотровской. Но самое главное заключается в том, что простоватая комедия из мещанского быта, где сюжет, по замыслу автора пьесы, вертится вокруг циничного пройдохи, к финалу вдруг превращается в историю любви, для которой не страшны никакие преграды и которая способна изменить даже самого ничтожного человека. А ее центр - блистательный дуэт Светланы Максимовой (Проня) и Ивана Подымахина (Голохвастов).

И вообще в этом спектакле - россыпь интересных актерских работ: Андрей Троицкий (Прокоп Свиридович Серко) и Ирина Рыжакова (Явдокия Пилиповна), Михаил Руденко (Кирилл) и Александр Мишин (Орест), Татьяна Телегина (Секлита Лымариха) и Анна Волненко (Галя), Лариса Беденко (булочница Марта) и Алла Орлова (башмачница Устя). Отдельные строки о Елене Русаковой, исполнительнице роли Наталки. В спектакле невесту Голохвастова Проню сопровождают две подружки - Наталка и Настя, которые лебезят перед ней, а за глаза оскорбительно смеются. Настя-Евгения Пирязева, как мы помним, получила травму, и Наталка-Елена Русакова осталась в одиночестве. И тогда она сделала невероятное: разыграла диалог двух подружек, словно бы беседуя сама с собой, а потом, свободно и легко импровизируя, манерничала и кокетничала с Голохвастовым за двоих. Это было убедительно и гармонично, и даже тени сомнения не возникло, что изначально картинка задумывалась по-другому.

Третий день в Сыктывкаре - «Три безумных дня в Париже» Клода Манье. Авторы постановки Анна Шевчук (режиссура), Анастасия Глебова (сценография и костюмы) и Алишер Хасанов (пластика) постарались сделать эту комедию положений с достаточно банальным сюжетом веселой и легкой, не переходя той грани, когда шутки уже двусмыслены. Исполнители главных ролей Александр Мишин (Блэз) и Анна Юзыч (Мари) сумели избежать нарочито гротесковых красок и наделили своих персонажей интересными характерами. В этом спектакле тоже был срочный ввод на роль Лауры, которую должна была исполнять Евгения Пирязева. На этот раз эстафетную палочку подхватила Марианна Лукина (к слову, она занята в этом спектакле, исполняя в первом составе роль Женевьевы). Женевьева и Лаура, что называется, две большие разницы, но Марианна придумала для своей героини, которая по пьесе полная идиотка, о чем открыто говорит ее отец Клебер Карлье (Федор Казаков), симпатичный рисунок характера - простоватый, доверчивый и очень веселый. Словом, благодаря таким вот «попаданиям» и сложилась смешная история с добрым финалом, которой добавил шарма и очень украсил голос французской певицы Zaz.

Как и тридцать лет назад гастроли в Сыктывкаре оказались успешными - аншлаговые спектакли и по-настоящему театральный зритель. Но, кроме этого, будет вспоминаться экскурсия по красивому городу на реке Сысола, которую блестяще провел для гостей из Ногинска Михаил Николаевич Матвеев - директор Сыктывкарского драматического театра. И еще Республиканский лыжный комплекс им. Р.П. Сметаниной с его потрясающими северными пейзажами и напоенным разнотравьем воздухом: здесь, за городской чертой, на время гастролей поселился Московский областной театр драмы и комедии.

И еще об одном подарке, теперь уже от зрителей. После того, как отыграли последний спектакль из гастрольной афиши, кто-то из зрителей передал для Жени Пирязевой крохотный рукотворный валеночек-сувенир с пожеланиями скорейшего выздоровления.


Аплодисменты на Спасской

С ветерком, по автомобильной трассе, в славный город Киров. Здесь, в его исторической части, на улице Спасской, на сцене ТЮЗа с одноименным названием, открылись гастроли Московского областного театра драмы и комедии. В эти же дни актеры Театра на Спасской, в рамках обменных гастролей, отправились в Ногинск со спектаклями «Золушка», «Мифы Древней Греции», «Тартюф» и недавней премьерой «Над кукушкиным гнездом».

А на Спасской снова аплодисменты и смех на спектакле «Три безумных дня в Париже» Клода Манье - первого в гастрольной афише, и радость маленьких кировчан, которым актеры рассказали призрачную сказку (именно так определен ее жанр в программке) «Кентервильское привидение».

Здесь следует остановиться. Возможно, мне показалось, но юный зритель приходил на детские спектакли не совсем подготовленным и, прежде всего, в части поведения в театре. Актерам приходилось непросто, а на одном из спектаклей, когда исполнитель роли лорда Симона-привидения Федор Казаков шел на сцену, покрывая часть зрительского зала своим волшебным плащом, уж совсем непросто: детвора на первых рядах буквально вцепилась в ткань, и актеру понадобились немалые усилия, чтобы устоять, не выйти из образа и, что самое главное, сохранить атмосферу театральности. Но вот какие метаморфозы: по мере развития действия, с его замечательным юмором и волшебством, не очень воспитанный юный зритель затих и внимательно следил за происходящим. Значит, актеры сумели захватить его внимание и, возможно, преподать небольшой урок о том, что театр - отдельный мир с особым отношением к тому, что происходит по ту сторону рампы.

Потом пространство сцены Театра на Спасской до краев заполнила сочная комедия «За двумя зайцами», где, казалось бы, нет ни одного незаметного эпизода, слова, жеста. Радость, которая шла со сцены в зал, ощущалась на физическом уровне. Режиссер Валентин Варецкий столько всего придумал для артистов и их персонажей, что они с огромным удовольствием существовали в этих заданных рисунках, обогащая их еще и своими красками (например, сцена именин Лымарихи, где так ярко работают Татьяна Телегина, Иван Подымахин, Марианна Лукина или сцена свидания Прони-Светланы Максимовой с Голохвастовым-Подымахиным, где они импровизируют) что, казалось, спектакль, сыгранный в Кирове, приобрел уже новые акценты. Словом, зритель был завоеван. И это при том, что «в Кирове комедии воспринимают как-то не очень...», услышала я случайный разговор в фойе.

О новых красках и акцентах можно говорить и в «Поминальной молитве», которую давали в Театре на Спасской на закрытии гастролей Московского областного театра драмы и комедии, и наверное, это естественно, когда актеры именно так обживают другое театральное пространство. Иногда актерские работы набирали такую высоту (Тевье Валерия Лиховида, Голда Татьяны Телегиной, Цейтл Марианны Лукиной, Годл Анна Волненко, Перчик Ивана Подымахина), что были минуты, когда тишина в зрительном зале звенела. Впрочем, все гастрольные спектакли, которые игрались при разных обстоятельствах, показывали, какой сильной, пластичной и взаимозаменяемой труппой обладает театр из Ногинска.

Проделав серьезный, с географической точки зрения, путь по России с Московским областным театром драмы и комедии и получив возможность погрузиться внутрь этого сложного, сотканного из каких-то особых нервных окончаний процесса, я могу сказать абсолютно точно: за понятием «служить в театре» стоит гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. Причем, это относится не только к творческой части, но и к административной. Браво!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.