Посмотрите на моего Тахтамана. К 90-летию со дня рождения Виктора Родионова (Чебоксары)

Выпуск №10-170/2014, Вспоминая

Посмотрите на моего Тахтамана. К 90-летию со дня рождения Виктора Родионова (Чебоксары)

Виктор Иосифович Родионов, актер Чувашского государственного академического драматического театра, музыкант, диктор, заслуженный артист Чувашской АССР (1951), народный артист Чувашской АССР (1968), заслуженный артист РСФСР (1975), народный артист РСФСР (1980).

В 1941 году он окончил Чувашское государственное музыкальное училище (класс виолончели и композиции), а в 1947 году - чувашскую студию Государственного института театрального искусства. Работал музыкантом и артистом вспомогательного состава, а с 1947 по 1987 год - артистом Чувашского государственного академического драматического театра. Его театральные работы можно перечислять до бесконечности, но о некоторых хотелось бы рассказать подробнее: Юлиус Фучик («Жить всегда» Ю. Буряковского, 1952), Тахтаман («Нарспи» по поэме К.В. Иванова, 1979), Чемей («Тудимер» Я.Г. Ухсая, 1980) и роль Ильяса в спектакле «Тополек мой в красной косынке» по повести Ч. Айтматова.

Закулисная жизнь театра в десять часов утра оживает, начинается черновая работа - репетиция, на которую нужно прийти подготовленным, с новыми мыслями, чувствами.

Утром ежедневный тренаж речи, разучивание новой роли, чтение литературы.

Спектакль по пьесе Ю. Буряковского «Жить всегда» о Юлиусе Фучике в Чувашском государственном академическом театре ставил режиссер Леонид Никанорович Родионов.

Режиссер работал много и увлеченно, умел в каждой сцене добиваться правды, искренности, темперамента и колоссального напряжения. Очень требовательный, он вел репетицию от эпизода до эпизода, прогоняя не вчерне, а доводя до кондиции.

Виктор Иосифович стал готовиться к роли Фучика за год. Собирал выписки из газет, находил книги, переписывал из дневников запавшие в душу строчки. Актер и в этой роли, и во всех последующих не надеялся только на свою фантазию. Он должен был каждую строчку текста наполнить вторым дыханием, которое рождалось только при условии глубоких и всесторонних знаний. В дневник актер выписывает цитату Фучика: «Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества». Его поражали не только стойкость этого человека, но и острый проницательный ум, тонкая поэтическая натура. С высоты сегодняшних дней эти люди кажутся несколько наивными мечтателями. Постоянное присутствие такого человека в жизни Виктора Иосифовича, постижение его мыслей, прогрессивных идей, высочайшего интеллекта, доброты приходило не разом, а в ходе повседневной духовной и умственной работы.

Спектакль оформлял известный в республике театральный художник Евгений Ефимович Бургулов. Через его племянницу, работавшую в Москве и имевшую служебные связи с Чехословакией, связались с женой Юлиуса Густиной Фучик, которая жила в Праге. Она выслала фотографии и материалы, опубликованные о Фучике в чехословацких газетах. Оформление Бургулова очень соответствовало настрою спектакля. На расписанном заднике улицы Праги, островерхие шпили готических соборов - это родные места Фучика, воздух, которым он дышал.

Сцена прощания Фучика в камере с последним сочувствующим ему человеком тюремным надзирателем Коллинским (его играл Борис Марков). Совсем небольшая, она была настолько проникновенна, что из эпизодической стала яркой и запоминающейся. Этот спектакль, построенный на контрасте чувств - от легких, лирических, до сцен тяжелых, наполненных трагическим звучанием, - требовал от актера крепкого профессионального мастерства, самоотдачи, большой внутренней одухотворенности и наполненности.

Дома после спектакля актер долго мучился, не в силах успокоиться и разом отойти от чужой жизни, частью которой он стал. Вспоминались фразы, вдруг всплывал чей-то взгляд, жест, вспоминалась реакция Фучика, его ответы, мысли... Лишь под утро успокаивался. А назавтра опять с утра оживала жизнь театра, опять начиналась черновая работа - репетиция, на которую снова нужно прийти подготовленным, с новыми мыслями, чувствами. Все, что происходило на сцене, по времени, уже тогда было относительно далеким, но силой искусства, мастерством актеров, оно становилось близким, родным.

Чувашский академический театр в шестой раз поставил поэму классика чувашской поэзии Константина Иванова «Нарспи». Виктор Родионов репетировал роль мужа Нарспи Тахтамана. Опыт предшественников всегда давит, сковывает, многих Тахтаманов он видел и отлично помнил - и И. Молодова, и А. Ургалкина. Актер долго искал ключ к разгадке характера, к пониманию психологии. Ему нужно было найти свое видение.

Шли репетиции.

- Посмотрите на моего Тахтамана, - просил он друзей.

Ему важно было знать, правильно ли он ведет поиски. Черновые репетиции, когда по несколько раз повторяется одно и то же, утомительны, и непрофессионалам неинтересны. Режиссер может оборвать сцену на полуфразе, а какие-то фрагменты пропустить. Но актер чувствует внутреннюю линию роли и выстраивает ее, добиваясь конечной цели. На одной из репетиций актеры были в своей повседневной одежде, и только кнут в руках Виктора Иосифовича выдавал в нем грозного Тахтамана. Признаюсь честно, Тахтаман не произвел на меня должного впечатления. А потом через какое-то время я зашла в гримерную актера. Виктор Иосифович сидел перед зеркалом в костюме Тахтамана - богатом и живописном. На черном фоне кафтана ярко и кокетливо поигрывали многоцветная отделка, монисты. Актер напряженно смотрел в зеркало, накладывая грим.

И вот премьера... Нарядный Тахтаман приходит в дом красавицы Нарспи свататься. У него - деньги, у нее - молодость и красота. Природа так создала человека - соперничать всегда и стремиться к победе. Тахтаман-Родионов не только хитер, но и умен. Он понимает, что эта бедная девушка имеет иные понятия о вещах, чем ее сверстницы, ее не подкупишь деньгами, не сломишь силой. И Тахтаман-Родионов чисто по-мужски желает ей понравиться. Не грозной силой, не грубыми окриками и угрозами - он хочет пленить девушку достоинством манер, благородством и своей внешностью. Да к тому же увлекся бедный старик - увлекся не на шутку. Он не собственность приобретает - он вводит в дом любимую женщину, которая в его мечтах будет делить с ним не только кров, но и ласку, и нежность. И лишь упрямство Нарспи, ее нежелание примириться с нелюбимым, выводят его из себя. Поскольку он натура горячая и необузданная, к тому же привыкшая к полной власти над всем - Тахтаман хватается за плетку, стараясь таким диким способом выместить на жене свое оскорбленное мужское самолюбие.

Так довольно любопытно проявилась актерская самостоятельность в работе над образом из классической поэмы, оригинальность трактовки и широкое его прочтение.

Много ролей сделано актером с режиссером Валерием Николаевичем Яковлевым. Это режиссер с богатой фантазией, имеющий в постановочном плане родственные корни с режиссером Константином Ивановичем Ивановым. На работе он любит дисциплину, четкость, требователен к актерам, тактичен. Если что-либо не получается у актера - поговорит с ним наедине, посоветует. В работе над спектаклем помнит все, буквально до мелочи.

Последней работой 1980 года была у актера роль Чемея в трагедии «Тудимер» народного поэта республики Якова Ухсая. Она сложна для исполнителя тем, что совершенно без слов. За отказ выдать местонахождение сына-богатыря Тудимера Чемей был жестоко наказан воеводой - у него вырвали язык. Большое мастерство актера позволяет эпизодическую роль сделать объемной. Настолько выразителен его Чемей в сцене народного негодования, когда он, распахнув широко руки, в одной из которых зажат посох, призывает людей следовать за его сыном, проявить стойкость и мужество и бороться до конца. Чемей гибнет от рук Азамата, потому что в молчании старика чувствуется огромная духовная сила, которую не истребить, не покорить. Эпизодическая роль Чемея в исполнении Виктора Иосифовича заняла достойное место среди других, ранее сыгранных им ролей.

Хочется вспомнить спектакль «Тополек мой в красной косынке» по повести Ч. Айтматова Родионов играл роль Ильяса, мужа Асель. Актер создает образ человека, глубоко страдающего от своего предательства, от того, что в силу мелкой натуры не дано ему было встать вровень со своей судьбой, со своей любовью. Про его Ильяса так просто не скажешь - хороший человек или плохой - он другой совсем и во всем. Сколько же нужно знать о человеке вообще и в частности, чтобы так его понимать, все уметь объяснить про него не только самому себе, но и другим. В сцене прощания с сыном плакал по-настоящему, настолько она была эмоционально и глубоко прочувствована им. Этот спектакль вывозили на сельские гастроли, показывали около 80 раз.

Всего творческой биографии артиста более 350 ролей. Виктор Родионов был награжден званием «Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского» (1971), награжден орденом «Знак Почета». В течение 11 лет он работал по совместительству диктором Чувашского радио и Чебоксарской студии телевидения, постоянно участвовал в радио - и телепостановках и дублировании фильмов на чувашский язык. Музыкальные произведения Родионова исполнялись в 21 спектакле Чувашского государственного академического драматического театра. В 1954 - 1968 и 1970 - 1986 годах Виктор Иосифович был председателем Чувашского отделения Всероссийского театрального общества. Позднее его именем была названа улица в Чебоксарах.

- Это очень трудолюбивый актер, ищущий и открывающий все новое и новое, - сказал о Родионове Леонид Никонорович Родионов, - Не довольствуется тем, что создал вчера, обладает редчайшим сценическим обаянием, юмором, темпераментом, тонким вкусом и богатой фантазией, - и добавляет: - Думаю, что родился он для театра.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.