Оренбург. "Во имя святого сборища"

Выпуск №1-171/2014, В России

Оренбург. "Во имя святого сборища"


Премьера спектакля «Пышка» по новелле Ги де Мопассана в переложении Василия Сигарева и постановке Рифката Исрафилова состоялась на сцене Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького. Автор пьесы несколько сместил акценты и добавил своего «колорита» в сценическую версию новеллы. Режиссер-постановщик для воплощения основной идеи спектакля обратился к новым формам театральной эстетики, многоуровневому представлению, казалось бы, обыденной ситуации. Потому в спектакле неожиданно появляются аллюзии, отсылающие нас к разным политическим событиям в стране и мире, литературным параллелям и связям с христианской философией. Художник Тан Еникеев создал символичные декорации и костюмы.

Центральная точка сценографии - колесо телеги, служащее в спектакле метафорой круговой поруки, коловрата, колеса судьбы. Оно крутится, идет своим ходом, как и все человечество, находящееся в пути. Как и вся наша история, идущая по кругу. Этот образ много раз обыгрывается в спектакле, привнося новые нюансы. Декорация выдержана в черно-белых тонах, и лишь Пышка нарушает строгость общества яркой розовый вспышкой - цветом своих иллюзий, надежд и упований. Метафора мусора в черных пластиковых пакетах работает во многих мизансценах для создания атмосферы. Герои выходят из мусора, прячутся за ним, и в конце концов элементы мусора становятся их одеждой, олицетворяя грязные, развращенные сущности.

Музыка в спектакле (музыкальное оформление Тамары Пикулевой) гармонично поддерживает движение не только сюжетной линии, но и образа мыслей персонажей, оценивает их действия, иронизирует над ними или углубляет. При этом насыщенная энергетикой ткань мопассановского произведения остается незыблемой. Глядя на персонажей спектакля, вспоминаются слова Мопассана о человеке - «злополучном существе, брошенном в наш ничтожный мир только затем, чтобы пить, есть, плодить детей, сочинять песенки, и от нечего делать убивать себе подобных».

Почему новелла была интересна современникам Мопассана? Ведь после нее он проснулся знаменитым. И почему буржуа, его же современники, не могли простить великому писателю его разоблачений? Стилю Мопассана свойственна «наблюдательность и внимательное проникновение в существо изображаемого», этому его учил Флобер. О психологии героев говорят их поступки, а всю палитру нюансов характеров персонажей можно домыслить по одной главенствующей черте. Эти художественные достоинства классика французской литературы нашли действенное воплощение на театральных подмостках. В спектакле удалось сохранить и передать нарастающее напряжение действия и неожиданность финала.

Каждый актер следовал линии своего героя, и вместе они создавали некую «паутину» для розововолосой Пышки (Альбина Демченко, Татьяна Вдовина) и ее куклы. Кстати, образ куклы в спектакле приобрел значение символа чистоты и непорочности Пышки - той самой души, которая тепла и бессмертна, которая возвышает ее над окружающими. Кукла, молчаливый наблюдатель, придает законченность образу Пышки, личность которой раскрывается зрителям поэтапно. Обе актрисы представили свою героиню очень деликатно, сочувственно.

Каждому падшему человеку судьба готовит новый шанс. Но весь трагизм в том, что на пике этого предвкушения новой жизни вновь происходит падение. Доверчивой девушке приходится пройти сквозь унизительный свадебный обряд, предательство возлюбленного, поругание ее светлой мечты. И на все это оказалось способно «уважаемое светское общество», которое во все времена претендовало на законодательство вкусов и нравов, вершило чужие судьбы.

В целом, в спектакле все герои, так или иначе, ущербны. Но физические недостатки - отсутствие носа, наличие у графини усов, отсутствие зубов у госпожи Луазо и т. д. - становятся мелкими на фоне их морального уродства и развращенности. Актеры убедительны в своих образах. Сергей Тыщенко в роли Фоланви был настолько естествен, что казалось, обаяние актера распространится и на персонажа, однако его хозяин таверны до конца следовал линии «всего святого сборища». Усатая активистка графиня Юбер де Бревиль (Лейла Гусейнова, Наталья Лавриненко) оказалась весьма энергична и предприимчива в воплощении своего замысла. Ее супруг граф с сифилитически впавшим носом (Борис Круглов) ей покорен. Господин Луазо (Владимир Бухаров, Сергей Кунин) и госпожа Луазо (Мария Губанова, Наталья Ренева) наделены своими красками и штрихами. Они достаточно пассивны, чтобы задумать большую подлость, однако безупречны в ее воплощении. Монахини (Анастасия Павлова, Юлия Ковальчук, Анжелика Курьянович) не проронили ни слова, но мимически не пропускали ни одной звучащей реплики. Наблюдая за ними от начала до конца спектакля, можно шаг за шагом проследить путь их растления. Не думаю, что образ монахинь в спектакле - камень в огород христианской церкви, однако прямое попадание в «святош».

Прусский офицер (Андрей Иванов) - этакий Тараканище - знакомый образ из детской литературы Корнея Чуковского. Подобный тип, вероятно, не так редко встречается в истории существования человечества. Вот только Воробей, как в сказке, не всегда находится! Попытка к сопротивлению Корнюде (Роман Ефимов) очень быстро сменяется трусливым раболепством. Он демократ, привыкший ораторствовать и ... ничего не делать.

Протест Пышки - это позиция человека, способного любить по-настоящему свою родину, хотя в спектакле тема ее патриотизма не главная. Она верит Корнюде, потому что хочет верить, потому что мечтала давно и о любви, и о свадьбе, и об открытой повозке. Она доверяет ему, потому что ощущала себя на пороге новой жизни и мечтала видеть рядом с собой храброго патриота. Для нее важно посвятить свою жизнь Франции, ощутить себя частью чего-то светлого и большого, нуждающегося в ней, в Пышке. Из-за своей детской доверчивости она не видит обмана. «Святое сборище» отправляет ее на грех, убеждая в его необходимости. Но привыкшие к греху даже не подозревают, что убивают ее душу. Цель оправдывает средства? Человек без веры не живет - существует. Это существование уготовано Пышке, ее веру убили. Лишь душа бессмертна...

Посмотрев спектакль, мы вновь приходим к известной дилемме: кто имеет право на жизнь, а кого можно послать на заклание? У Достоевского такое решение принял Раскольников, и мы знаем, чем это для него обернулось. У Мопассана «ради всего святого сборища» решение принимает само сборище, однако ни капли раскаяния, сопереживания. Создается впечатление, и это особенно подчеркнуто в театральной версии «Пышки», что одна подлость влечет за собой другую, третью, а дальше невозможно остановиться - наступает беспросветное царство пошлости и разврата. Та самая вакханалия, которая, по мысли режиссера и художника, венчает путь греха. Не греха Пышки, побывавшей на грязном дне жизни, а нравственного предательства, морального уродства, царящего в умах «вершителей мира сего». Не случайно в финале спектакля персонажи предстали в масках фантастических существ, будто сошедших с картин обличителя человеческих пороков Босха. Мопассан стал классиком французской литературы благодаря своему гениальному провидению истории, и потому спустя века мы вновь открываем для себя его произведения. А с театром эти открытия делать значительно интереснее.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.