"Московские каникулы". Заметки о Х Международном фестивале камерных театров кукол

Выпуск №1-171/2014, Содружество

"Московские каникулы". Заметки о Х Международном фестивале камерных театров кукол

В этом году театр кукол «ТриЛика» собрал свой юбилейный Международный фестиваль камерных театров кукол «Московские каникулы», пригласив 12 коллективов из России, Польши, Болгарии, Прибалтики, Украины. К сожалению, из-за сложившейся политической ситуации в фестивальной программе не приняли участие коллективы из Украины и Прибалтики, хотя именно в данное время поддержка и развитие культурных связей, традиций позволяют снизить зашкаливающий уровень информационной войны и политического противостояния. Ведь именно фестиваль дарит прекрасную возможность для живого общения и просмотра различных постановок: с идейной точки зрения, с разным подходом в режиссуре, с оригинальным художественным решением. Хотелось отметить и самоотдачу оргкомитета фестиваля, актеров театра «ТриЛика» (В. Драгуна, Е. Мартынову, Д. Гайделя), которые, не имея собственного здания, нашли единомышленников, оказавших своевременную поддержку. Так региональный Фонд Булата Окуджавы предоставил свою сценическую площадку для проведения фестиваля, а соорганизаторами выступили Союз театральных деятелей РФ, российский Центр UNIMA, международный проект Бродячие кукольники. Также организаторами фестиваля предусмотрена важная профессиональная традиция обсуждения спектаклей Экспертным советом, который в разные года представляли теоретики и практики театра кукол (В. Шрайман, А.Некрылова, И.Уварова, Е.Точилко, Е.Образцова, А.Константинова). В этом году Международный экспертный совет фестиваля представили критики из Санкт-Петербурга, Москвы и Украины. На обсуждениях речь шла об интерактивном взаимодействии с детьми в спектаклях, о драматургии, о разнообразии художественных средств выразительности в театре кукол.

Театр кукол в своем развитии не стоит на месте. Благодаря смелому визуальному решению, приближенному к художественному перформансу, запомнился коллектив Илкова, театр из Софии со спектаклем «Мокрая сказка» (режиссер и исполнитель К.Илкова, художник Х.Недева) по поэзии С. Цанева «Сказки Анни», которое напоминало стихотворение-перевертыш Б. Заходера «Кит и кот». Правда, игра смыслов в постановке не всегда была понятна зрителю, так как спектакль исполнялся на болгарском языке. Это привносило некую путаницу, а изобилие художественных средств выразительности - предметы, краски (создания рисованной истории про Кита на экране) рассеивало восприятие зрителя. Возможно, актерской постановке, в которой подкупала природная обаятельность актрисы Катерины Илковой, немного не хватило режиссерской выстроенной композиции.

Театр для самых маленьких «Блюм» из города Познань (Польша) привез на фестиваль «Книжечку - сказочку» (режиссеры-постановщики. К. Павловска, Л. Винкель, сценография А. Миховска-Лазарчик). Создатели спектакля обратились к обучающему принципу, на сцене появлялась огромная бутафорская книжка из цветного поролона (напоминающая большой батут, любимый детский аттракцион) и рассказчица в образе Оле Лукойе извлекала из книжки части своего костюма (сапоги-скороходы, колпачок), реквизит - волшебный клубочек, большие страницы книги, буквы. Интерактивный сюжет спектакля актриса часто придумывала сама, а его развитие происходило в процессе создания из листков книги нового сценического пространства. Люцина Винкель приглашала детей как участников заявленной игры на сценическую площадку. Яркий обучающий спектакль, к сожалению, решен без финальной кульминационной точки, что сказалось на его композиционной целостности.

Говоря о фестивальной программе, можно выделить коллективы, которые сочетали в своих спектаклях традиционный театр кукол с современными художественными формами (проекцией и театром предметов). Московский театр кукол «Шутик» представил познавательную историю «С Улиткой вокруг света» (режиссер В.Моргачев, художник Е.Кучерова) о кругосветном путешествии улитки Оли и муравья Мити, как отражения мира глазами ребенка. Решенный в закрытом, ширменном приеме спектакль подкупал своей непосредственностью и чудом оживления куклы. Конструкция ширмы позволяла тростевым куклам действовать не на традиционной грядке, а по периметру вырезанного в самой ширме круга, символизирующего земной шар. На сам же круг направлялась видео-проекция с изображением лесной флоры и фауны. Спектакль напоминал кукольный мультик. Вызывал ассоциации с мелодикой детских стихотворений «Сверчковая тишина» румынской поэтессы Лучия Олтяну.

Спектакль хозяев фестиваля «Черная курица» (режиссура и музыкальное оформление К.Чато; художники Э.Тох, М.Чато; декорации EuMarionett (Венгрия) театра «ТриЛика» - это совместный российско-венгерский проект. Известная просветительско-философская сказка А. Погорельского, которую каждый помнит по фильму «Черная курица, или Подземные жители», на сцене театра кукол решалась как экзистенциальная сказка об одиночестве человека в окружающем мире. В начале действия на сценическую площадку приходили странствующие актеры (В. Драгун, Е. Мартынова), которые из своих дорожных чемоданов извлекали реквизит (миниатюрная комната, учебный класс) и куклу Алешу с не по возрасту взрослым лицом и грустным взглядом. Со временем у мальчика появляется единственный друг - курица Чернушка. В спектакле совмещался театр кукол - Алеша, Курица, сказочное подземное королевство и предметы - учительница-лампа, кухарка-тесак. В спектакле развивался контекст сна, ирреальность событий, когда Алеша засыпал, с ним происходили новые волшебные приключения.

Моноспектакль «День рождения Инфанты» московского театра «Орех-тиятер» (режиссер, художник и исполнитель Е.Трещинская) разыгрывался также странствующей актрисой c незатейливым багажом - дорожными чемоданами, из которых появлялись многочисленные герои сказки О. Уайльда (почетные гости и придворные при дворце, Инфанта, Уродец). Не случайно театр имеет еще одно название - «Один человек и 200 кукол». Актриса появлялась перед зрителем в живом плане в образе испанки, которая рассказывала имениннице Инфанте грустную историю про Уродца, оживляя различные системы кукол. Интересные находки в спектакле - гости-куклы, которые приходили поздравить Инфанту, не прозвучали ярко. Е.Трещинской, к сожалению, не хватило четкой персонификации каждого героя. Ощущалась поспешность в актерском исполнении. В этот раз театр не прозвучал так ярко на фестивале, как в прошлые годы. Мастерство и воплощение спектаклей Е.Трещинской высоко оценивались на предыдущих «Московских каникулах». Можно предположить, что некоторая растерянность и поспешность были вызваны волнением актрисы, которая спектаклем открывала фестиваль.

Известная сказка Ш. Перро «Спящая красавица» (режиссер О.Садоменко, художник Ф.Игнатьев) театра «Луна-парк» из Санкт-Петербурга на сцене преобразилась в салонную сказку, разыгрываемую О. Садоменко и О. Павловой. Многое в этой постановке угадывалось от художественного почерка Ф. Игнатьева - неожиданные трансформации сказочных костюмов и реквизита - шляпки, на которых расположился лес и дворец принцессы, костюмы фей-фрейлин, маски, изысканные куклы. Композиционно спектакль бы выиграл, если немного сократить интермедию (рассказ из сказочной книжки) и привести его к единому финалу.

Коллектив из Санкт-Петербурга театр «Крошка Арт» представил спектакль по мотивам русских сказок «Пряничный домик» (режиссер С.Мюрего, художник Н.Бурнос). Это первое участие коллектива в фестивале, с волнением ребята справились, их спектакль вписался в репертуарную политику. Искренний задор шел от исполнителей. Сказка-игра была построена на сюжете о сладкоежке Машеньке и разыгрывалась в волшебном фургончике, который трансформировался в сказочный лес, домик Мишки, лисью норку, бурную речку. Актеры обыгрывали все события, происходящие с маленькой девочкой, предлагая зрителям различные игры. Правда, дети не всегда успевали фиксировать задания, рассеивалось их внимание. В спектакле использовались выводные куклы - Машенька (А.Шишигина), Медведь (Е.Филимонов). В качестве средства художественной выразительности применялись современные предметы - целлофановые пакетики, как поток бурной реки, однако в сказочную атмосферу бытовой предмет не вписывался, разрушалась целостность художественного образа спектакля.

Театр кукол «Да-дА» (г. Кисловодск) показал спектакль «Здравствуй, Кролик! Здравствуй, Лис!», музыкальную сказку в стиле кантри-энд-вестерн (режиссер и актер И. Дробышев, художник Е. Овдиенко). Стильный спектакль по мотивам сказок дядюшки Римуса с выводными куклами, напоминающими животных, собранных из детского конструктора Lego, - большеглазый Заяц, хитрый Лис, находчивая Черепаха и Овечка с конфетами. Актер мастерски создавал образ каждого животного, интонационно подчеркивал индивидуальность персонажа. Спектакль разыгрывался на круглом столе, который символизировал целую планету для героев. Музыкальное живое сопровождение, исполнение песен органично вплеталось в канву спектакля. В постановке применен интерактив, который можно было свести к минимуму, спектакль от этого не пострадал бы.

В программе фестиваля было много спектаклей на фольклорную тематику (как актуальное возвращение к традициям в современном мире). Эти постановки можно выделить в общий блок: «Серебряное копытце» (режиссер С. Дорожко, художник-постановщик лауреат премии «Золотая Маска» А. Алексеев) московского театра кукол «Тут и там»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (режиссер Д. Ерохин, художник Н. Сиркис) Озерского театра кукол; «Байки шляхтича Завальни» (режиссер и художник Д. Гайдель; куклы и реквизит Ц. Малашко, Е.Плютова) белорусского частного театра «Провинция»; «Ночь перед Рождеством» (режиссер С. Брижань, художник В. Задорожняя - Украина) пермского театра кукол «Карабаска»; «Купаленька, ночь маленька» (режиссер А. Пронькин, художники А.Шелякина, А. Мелехина) московского фольклорно-этнического театра кукол «Ученый медведь».

В спектакле «Серебряное копытце» (куклы в технике «валяния» К. Козуненко, декорации и реквизит В. Баранова, изготовление коробов А. Архипова, художник по костюмам А. Шарипова). Режиссер С.Дорожко передала самобытность сказки Бажова, наполнив ее фольклорной атмосферой. Так с гор спускаются путешественницы на деревянных лыжах (актрисы в «живом плане» Д. Архипова, А. Жукова), одетые в стилизованные народные костюмы, они частушками-прибаутками рассказывают зрителям историю о сиротке Даренке. Актрисы снимают с плеч коробы (игровая площадка для всего действия), из которых появляются: валяные выводные куклы, лоскутное одеяло, как собирательный символ бытности крестьян и, одновременно, художественный задник для спектакля. Все в постановке выдержано в архитипичном игровом стиле - подолы платья скрывают валяных маленьких куколок, собирательный образ многодетных семейств. Трогательная история о сиротке Даренке и о чутком сердце Коковани перерастает в народную притчу. В сюжетное действо спектакля, когда Даренка с Кокованей пробираются в лесную сторожку, неназойливо вплетен интерактив (детей приглашают на сцену, где они с помощью реквизита - оригинальных шапок, изображают лесную чащу). Самобытность народному действу придавала и музыкальная аранжировка старинных народных мелодий. Возможно, спектакль прозвучал бы лучше, если музыкальное сопровождение было живым.

Озерский театр кукол представил на фестивале камерный моноспектакль по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в исполнении С. Трофимовой-Ерохиной. В сценическом решении все действо разыгрывалось на лавочке, где девица ждет родителей, которые уехали на ярмарку. Фольклорный спектакль во многом выигрывал благодаря живому исполнению актрисой обрядовых песен Пермского края. С. Трофимова-Ерохина обладает уникальным тембром голоса - от мелодичного до гортанного. Самобытность создаваемого рисунка сказки заключалось и в том, что зритель наблюдал за рождением куклы-оберега, начиная сказывать сказку, актриса на глазах у зрителей создавала кукол из соломы: Аленушку, Иванушку, Ведьму. Правда, появлялась некоторая заигранность и торопливость в актерском повествовании. Несмотря на эти шероховатости, спектакль запомнился своей атмосферой и бережным отношением к русской народной традиции. Затем актриса провела мастер-класс по созданию куколок-оберегов из соломы.

Частный театр «Провинция» (г. Гродно, Беларусь) показал «Байки шляхтича Завальни» (идея и постановка, художественное оформление Дмитрия Гайделя). Создатели спектакля обратились к философской легенде-притче, расположив все действо в пространстве батлейки. В двухярусном ящике разыгрывалось сказание о «Черном петухе и Смоке», о том, как бедный парень заключил сделку с Черным петухом (нечистой силой) и все его желания исполнялись, но он не обрел духовного счастья. Иллюстративный прием в батлейке с рассказчиком (Д.Гайдель) и штоково-выводными куклами, элементами силуэтного театра подкупали своим красивым оформлением и простотой в кукловождении. Технически был допущен ряд небольших погрешностей: мелькали руки актеров, ставни батлейки, сделанные из тонкой пластмассы (для отображения силуэтного театра), не соответствуя стилю всего старинного ящика.

Актуальным на фестивале стал российско-украинский проект Пермского негосударственного театра кукол «Карабаска» и украинского режиссера Хмельницкого театра кукол Сергея Брижаня и художницы Веры Задорожней «Ночь перед Рождеством». Ощущается влияние С.  Брижаня и как художника, ведь он известен в Украине как режиссер поэтического театра кукол. С. Брижань передал магию и зачарованность текста Н.В. Гоголя, украинской Рождественской ночи с ее таинственностью и мистичностью. Актеры в «живом плане» облачены в религиозно-мистериальные костюмы: хитоны с изображением стилизованного украинского села и большие вытянутые шапки, похожие на одеяния священнослужителей. Стилизованный деревянный ящик напоминал вертепное пространство. В постановке много культурных цитат, в начале спектакля в верхнем окошечке появлялся силуэтный театр - шуточная встреча Александра Пушкина с Николаем Гоголем. В драматургической основе спектакля использовались мотивы произведений М.А.Булгакова (полет обнаженной ведьмы-куклы) и фантазийно-мистических рассказов Гофмана. Лубочные куклы в художественном решении были приближены к стилизации под украинский национальный орнамент. Художница по куклам В. Задорожняя рассказала о своем увлечении - пристрастии к мультипликации («Жил был пес», пластилинового мультика «Злыдни»), эстетика которых повлияла на создание кукол в спектакле.

Интонационный колорит в спектакле, оживление кукольных героев органично происходило благодаря таланту актеров - Андрея Тетюрина и Натальи Красильниковой. Они с удовольствием существовали в стихии импровизации: от мелодичного, порой капризного голоса Оксаны, до молодецкого, порой по-детски растерянного Вакулы. Андрей Тетюрин в голосовых возможностях - иронично, тонко - и в ломаных движениях передал характерные нотки куклы Черта. Перед исполнителями стояла сложная задача найти интонационную окраску каждому герою. Правда, немного однообразно в найденном сценическом воплощении был создан образ Дьяка, несколько терялась и сама кукла, так как художником не было найдено индивидуальной особенности в решении данного образа. В целом же спектакль запомнился как цельное художественное произведение.

Театр кукол «Ученый медведь» - это объединение молодой креативной команды единомышленников, которые в своем творчестве совмещают создание кукольных мультфильмов, фольклорные песнопения, теневой и силуэтный театры. В культурном пространстве Украины с похожими творческими проектами выступают этно-хаос группа «Дахабраха» и фольклорный ансамбль «Ойра».

«Купаленка, ночь маленька» (режиссер А.Пронькин) - это спектакль о летнем Солнцестоянии, празднике Ивана Купала, в котором актеры исполняли купальские песнопения, разыгрывая в силуэтно-теневом театре сюжеты купальских народных традиций. По композиции в спектакле был долгий зачин, а также допущены повторы в художественной форме. Несмотря на эти замечания, открытость молодой команды, поисковость, обращение к традициям - все это является ценностью проекта. Ребята рассказали, что это их премьерный показ, поэтому обсуждения и замечания, связанные с композиционной целостностью спектакля, оказались уместными.

На закрытии фестиваля были вручены дипломы и основной приз КуКколлег, который по итогам зрительского голосования достался Пермскому театру кукол за поэтический спектакль «Ночь перед Рождеством».

Юбилейный фестиваль «Московские каникулы» собрал коллективы камерных театров кукол, которые не так часто участвуют в больших фестивалях. С различными трудностями пришлось столкнуться организаторам, не все получилось идеально, но искренняя преданность театру кукол, желание показать и поделиться чем-то новым, собрать друзей - дорогого стоит.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.