Мы все же на стороне братьев. "Два брата" в Русском Духовном театре "Глас"

Выпуск №1-171/2014, Премьеры Москвы

Мы все же на стороне братьев. "Два брата" в Русском Духовном театре "Глас"

Зритель, ощутивший эмоциональный голод в эпоху концептуально-технологического театра, пусть отправится на спектакль «Два брата», поставленный в Русском Духовном театре «Глас» к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Режиссер-постановщик Юрий Шилов, художественный руководитель постановки Татьяна Белевич.

Эта пьеса шла у нас мало, но даже просто взять в руки и перечесть ее текст - большое удовольствие. Датируемая 1834-1836 годами, она написана в романтической манере юношеских лермонтовских драм, ее стиль приподнят и торжествен, здесь всего несколько персонажей, породивших нескончаемо-напряженный ход событий и редкостный размах страстей.

Роковой любовный четырехугольник, составляют который Вера Загорскина, недавно вышедшая замуж за князя Лиговского, и два брата, Юрий и Александр Радины, безнадежно любящие Веру. Этот сюжет, порожденный фантазией Лермонтова, имел автобиографические истоки. Мотив измены возлюбленной, соблазнившейся богатством и положением в обществе, необычайно волновал Лермонтова. В такой измене он обвинял любимую им с юных лет В.А.Лопухину. И поводом к созданию пьесы послужила встреча с Лопухиной после ее замужества.

С похожего момента начинается и пьеса «Два брата». Один из братьев, Юрий, возвращается в московский отчий дом к своему престарелому батюшке Дмитрию Петровичу (Николай Калёнов). Прошло три года после его разлуки со своей любимой, которая, изменив первому чувству, вышла замуж по расчету. Старший брат Александр тем временем также пылал чувствами к Вере, втянув ее в любовные отношения, прервавшиеся вериным браком.

И теперь оба брата, охваченные ревностью и отчаянием, хотят взять реванш за попранные чувства. Страсти разгораются нешуточные; спокоен лишь муж Веры, князь Лиговский (Виктор Беломестнов), уверенный, что за деньги можно купить все - и любовь, и счастье, и покой.

Эта пьеса на сцене «Гласа» не придумана, как водится сегодня, заново - она «прочитана». Прочитана в традициях национального романтизма, с возвышенной серьезностью и пылким сочувствием ко всем персонажам.

Уместившаяся в компактном пространстве сцены «Гласа», напоминающей шкатулку, она обрела вид старинной фрески, с благородным изяществом мизансцен и милой теснотой композиций (художник-сценограф Татьяна Петрова-Латышева). Статика этого маленького пространства оказалась полна выразительности жеста и страстных ракурсов. К тому же замкнутое в узкий круг действие стянуло в крепкий узел всех персонажей, сгустило воздух сюжета, перенапрягло эмоции и чувства. Кипение которых порой уносило нас от этой маленькой сцены в почти космические пространства любви, отчаяния и страдания, вечно неразделимых.

Оба брата - яростные личности, исполненные мятежности, гордости и честолюбия. Оба смелые, страстные, вольнолюбивые. Оба страдают от разочарования в любви и от жгучей ревности, от пошлости и корыстолюбия окружающего их мира. Но Юрий (Даниил Коробейников) доверчив и прямодушен, подобно героям ранних лермонтовских драм. Тогда как Александр (Дмитрий Швецов) осторожен, желчен и зол, а разочарования в жизни и людях сделали его жестоким и мстительным. Но оба они готовы отдать жизнь за любовь Веры. Духовное сражение этих двоих - романтика и циника - стержень сюжета.

Проблемы братьев, в общем-то, схожи - протест личности против судьбы, сомнения в справедливости миропорядка, драматические отношения с обществом, ощущение вины перед Верой (один в свое время покинул ее, другой пытался присвоить возлюбленную родного брата). Но каждый стремится решать эти вопросы в силу собственных взглядов на жизнь и природных склонностей.

Сентиментальный романтик Юрий, со своей восхитительной юношеской горячностью, прямодушен и искренен. Его действия стремительны и безоглядны: он мгновенно решает вернуть сердце Веры, разрушив на своем пути все, что возможно, он шлет ей письмо, он вызывает ее на ночное рандеву, он зовет ее в какую-то другую жизнь. Как романтична и экзальтированна его любовь!

Любовь Александра демонична: он перехватывает письмо брата и является вместо него на свидание сам, укутавшись, подобно Демону, в черный плащ. Он вновь искушает Веру и вновь пытается растоптать ее чувства к Юрию, а заодно ее честь, ее покой, ее будущее... Он похож на одинокого дьявола, мстящего миру за свое душевное одиночество, уязвленное самолюбие, неудавшуюся судьбу. Его душа, полная горечи и яда, муки отверженной любви переплавляет в тотальную месть человечеству. Одинокий, угрюмый, одержимый дьявольским честолюбием и вечно отверженный. Рисунок его поведения - это траектория парящего коршуна. «Один, всегда один, отверженный, как Каин!» - его самохарактеристика.

Стоит ли говорить, как живописно столкновение двух этих персонажей, меряющихся друг с другом силами.

Непросто и Вере (Анастасия Пылаева), разрываемой такими соперниками, охваченной такими страстями. И Вера необычайно хороша в своих сомнениях и своем трепете, своих колебаниях и смятении перед жизнью. В ее блестящих встревоженных глазах столько смешанных чувств, грусти о неудачном браке, об утраченной любви к Юрию, о запутанном романе с Александром! Она как загнанная серна - прекрасная, хрупкая, грешная, надломленная. Ее мучительные диалоги с обоими братьями напряжены страстью, нежностью, эротизмом, незавершенностью чувств... Да мы и сами до конца не можем постигнуть всей истины, предпочесть из двух братьев кого-то одного.

Меж тем князь Лиговский, конечно же, увозит Веру, прочь из Москвы, подальше от сомнительных искушений (об истинном накале которых он даже не догадывается). На наших глазах он преподал своей жене урок супружеской верности и долга, пытаясь внести ясность миропорядка в надвигающийся хаос жизни. И был убедителен и справедлив в своих постулатах о непреложных семейных ценностях.

Но как быть с братьями, которые в момент отъезда Веры бросились с кинжалами друг на друга, а их отец при виде этой картины скончался? Как быть с бушующими чувствами, с безумием человеческого отчаяния, зашедшего в тупик? Никто не дал нам ответов. И между абстрактной добродетельностью Лиговского и убивающими друг друга братьями мы все же выберем братьев, с их свойственным для русской души истовым отношением к жизни, хоть и запутавшихся окончательно.



Фото Татьяны Петровой-Латышевой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.