Три компонента жизни. Презентация книги "Валентин Плучек или В поисках утраченного оптимизма"

Выпуск №1-171/2014, Событие

Три компонента жизни. Презентация книги "Валентин Плучек или В поисках утраченного оптимизма"

В Музее-квартире В.Э. Мейерхольда вспоминали Валентина Плучека. Его умение как-то по-особенному «вкусно» существовать в пространстве, хотя близкие друзья понимали, что часто это лишь защитная оболочка. Его неподражаемое «Аллё!», когда он подходил к телефону. Говорили о том, что его по-прежнему не хватает. Потому что он был не просто художественным руководителем Театра сатиры, а человеком, который, по словам Валерия Гаркалина, формировал каждому своему актеру биографию. И вдруг возникло полное ощущение, что Валентин Николаевич тоже здесь, в Желтой гостиной, в доме своего Учителя, в тесном кругу друзей, учеников и коллег вспоминает былое, улыбается шуткам, грустит о чем-то утраченнном. Впрочем, в кокой-то момент присутствие стало зримым: видеозаписи бесед с Валентином Плучеком окончательно стерли границы между мирами, и Валентин Николаевич вновь делился размышлениями о театре, о жизни.

Поводом к этой встрече, такой камерной и теплой, стала книга Галины Полтавской и Наталии Пашкиной «Валентин Плучек или В поисках утраченного оптимизма», вышедшей в свет в издательстве Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Книга, ставшая, по словам директора Бахрушинского музея Дмитрия Викторовича Родионова, символичной для всей культуры России. И в такой оценке заложен очень точный смысл. Валентин Плучек, занимая свое особое место в истории русского театра XX столетия, стал не только выдающимся режиссером, но и человеком, который, шагнув из одной эпохи в другую, сумел создать свое театральное пространство, но при этом не изменить себе.

Два автора, с большой любовью подготовившие это издание, проделали работу поистине грандиозную. По сути, под одной обложкой собраны три полновесные книги, которые предваряют слова Валентина Плучека: «Три книги были у меня в замысле. Одна - о Мастере, об Учителе. Вторая - крупицы опыта. Третья книга - встречи, люди, поездки, впечатления. Три компонента жизни». Так, шаг за шагом, Галина Полтавская и Наталия Пашкина воплотили этот замысел. Впервые публикуемые рукописи Плучека с его особыми отметками и выделениями курсивом, отрывки из его дневников, письма, телеграммы; редкие, а, порой, малоизвестные фотографии из личных архивов В.Н. Плучека, А.В. Плучека, К.А. Арбузова, Г.М. Полтавской, из фондов Бахрушинского музея, Военно-морского музея Северного флота, музея Театра сатиры; воспоминания родных и друзей Валентина Николаевича - шаг за шагом мы движемся по судьбе человека, которая вместила столько исторических перемен, что хватит с лихвой.

Начиная движение от точки творческого отсчета в жизни Валентина Плучека, авторы с первых страниц погружают нас в мир Мейерхольда - гения, которым Валентин Плучек, по его собственному выражению, был ранен на всю жизнь. «Я выходил на улицу и торговал воблой, был беспризорником, воспитывался в детском доме и постепенно дошел до Мейерхольда». Из таких вот искренних, а потому бесценных строчек из дневников Валентина Николаевича, писем и коротких записок складывается реальный портрет времени, «схваченный» художником неординарным и чутким. Его пульсация - в каждой странице книги «Валентин Плучек или В поисках утраченного оптимизма».

И все же, это издание правильнее назвать не посвящением отдельному человеку, хотя это - прежде всего, а своего рода памятником целой театральной эпохе, когда взрывались умы, менялись представления об искусстве, вырабатывалась новая театральная эстетика. И, думается, сам Валентин Николаевич Плучек был бы против другой концепции. Он ведь высказался об этом совершено определенно: «Сегодня очень много режиссеров пишут книги о себе. Мне стыдно писать о себе потому, что я видел такое гениальное мастерство , таких художников. Я вспоминаю мой разговор с Мейерхольдом, когда его театр был закрыт. Я спросил: «Всеволод Эмильевич, а вы будете еще писать о театре? «Он сказал: «Да, это будет «Гамлет», Шекспир. И маленькая заметка с комментариями режиссера. И в том месте, где Гамлет учит актеров, как играть, я чуть-чуть разверну это место своими комментариями. Это все, что я накопил за всю свою жизнь». И когда гениальный Мейерхольд говорит, что он накопил в своем творчестве столько, то мне стыдно писать о своих спектаклях, разбирать их».

 

Иллюстрации из книги «Валентин Плучек или В поисках утраченного оптимизма»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.