Подняться на Олимп. Московский областной театр драмы и комедии на фестивале "Театральный Олимп"

Выпуск №1-171/2014, Взгляд

Подняться на Олимп. Московский областной театр драмы и комедии на фестивале "Театральный Олимп"

Произнесешь слово «фестиваль», и сразу понятно, что это особый ритм, настроение, да что там - воздух другой. Вдохнуть его полной грудью для любого театра невероятно важно. Потому что когда становишься частью большого творческого пространства, имеешь возможность увидеть, что происходит на театральных подмостках других городов, получаешь экспертные оценки и чувствуешь, как фестивальный спектакль принимается другим зрителем, можно понять, в правильном ли направлении ты движешься, насколько интересно то, что делаешь на сцене. И такой взгляд, пожалуй, самое ценное, что могут дать фестивали. Во всяком случае для Московского областного театра драмы и комедии, ставшего участником Федерального фестиваля «Театральный Олимп», это оказалось именно так.

«Театральный Олимп» традиционно проходит в Сочи, в нынешнем году уже в четвертый раз. Несмотря на расслабляющую курортную атмосферу, плеск изумрудного моря, пальмы и невиданной красоты цветы, фестивальная программа оказалась насыщенной и даже напряженной. Помимо конкурсных и внеконкурсных показов спектаклей, читались лекции на тему маркетинговых и PR-технологий в театре, и этому же были посвящены круглые столы и мастер-классы. Театры-участники, а среди них в этот раз были Долгопрудненский театр «Город», Омский государственный музыкальный и Крымскотатарский академический музыкально-драматический театры, Владимирский и Костромской драматические, привезли с собой не только свои лучшие постановки, но и социально-культурные проекты, открывающие новые интересные пласты их деятельности. Но все это, как говорится, для посвященных. Все же самые зрелищные и захватывающие страницы «Театрального Олимпа» - театральные показы - открывались в Зимнем театре, величественном по архитектуре и получившем статус национального достояния. Сюда устремлялась живая зрительская волна, в которой перемешались и жители Сочи, и отдыхающие, а значит, собиралась публика со всей нашей необъятной России.

Согласно пометке в афише, официальной датой открытия фестиваля должно было стать 24 июня, а первый конкурсный спектакль - нео-балет по роману Л.Н. Толстого «Страсть» Омского музыкального театра. Однако за день до этого все та же афиша пригласила зрителя на комедию «За двумя зайцами» по пьесе М. Старицкого Московского областного театра драмы и комедии (о ней мы уже писали подробно в № 10-170 «Страстного бульвара, 10»). Сейчас, когда прошло какое-то время, и фестивальная картинка сложилась полностью, можно сказать совершенно определенно: именно этот спектакль, созданный Валентином Варецким и блестяще сыгранный актерами из Ногинска, буквально взорвал пространство зала энергетикой радости. С этой высокой и красивой ноты, по сути, и начался «Театральный Олимп». Но, поскольку постановка «За двумя зайцами» была вне конкурса, зрители, очарованные Проней Светланы Максимовой, Голохвастовым Ивана Подымахина, Прокопом Свиридовичем Андрея Троицкого, Лымарихой Елены Охапкиной и другими не менее замечательными и яркими персонажами, не имели возможности отдать свой голос, а точнее, положить в прозрачный куб на выходе из театра специальные фишки (желтая - «за», черная - «против»). Впрочем, это ли важно? А вот то, что и в последующие театральные вечера люди продолжали вспоминать самый первый спектакль «Театрального Олимпа» и ждать новой встречи с Московским областным театром драмы и комедии, на самом деле имеет значение.

Встреча произошла через несколько дней. Уже была сыграна «карьера в ритме танго» по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Владимирского академического областного драматического театра, поостыли шекспировские страсти «Ромео и Джульетты» Костромского государственного драматического театра имени А.Н. Островского. В рамках детской программы, которая в нынешнем году на фестивале прозвучала впервые, были показаны балет «Белоснежка и семь гномов» Омского музыкального театра, сказка «Волшебник Изумрудного города» (Владимир), невероятная история «Тутта Карлссон и Людвиг Ларссон младший» (Кострома). Оставалась еще «Муха-Цокотуха» и «Оскар и Розовая дама» Долгопрудненского театра «Город».

Московский областной театр драмы и комедии предложил на конкурс сказку О. Уайльда «Кентервильское привидение» в постановке Александра Мишина, а вечером того же дня зрительный зал собрался на горинскую «Поминальную молитву», поставленную Михаилом Рыбаком (об этих работах мы рассказывали в предыдущих номерах «Страстного бульвара, 10»). И, нужно сказать, вечерний спектакль стал для актеров настоящим испытанием. По неведомым причинам, хотя, возможно, произошла техническая накладка, его не начинали почти 20 минут. Все это время (казалось, что каждая минута растягивается как минимум вдвое) ничего не понимающие зрители терпеливо сидели в полумраке, а за кулисами нервничали актеры, понимая, что они теряют зал. Но, пожалуй, в самом трудном положении оказался юный Семен Шипшин, исполняющий роль скрипача. По замыслу режиссера, он выходит на сцену еще до начала спектакля и незаметно «встраивается» в декорацию - сидит, уткнувшись в колени, на крыше дома, чтобы потом, с первыми мгновениями действия, наполнить его голосом своей маленькой скрипочки. Через несколько дней, когда ситуацию пережили и выдохнули, спросила у Семена, о чем он думал там, на сцене, в этом напряженном и тягучем времени. Оказалось, он страшно переживал лишь об одном: чтобы зритель не устал от ожидания и не ушел со спектакля.

Зритель оказался понимающим и чутким. Хотя незапланированная пауза явно ломала эмоциональный настрой. И когда, наконец, сцена вспыхнула под софитами, организаторы фестиваля провели традиционную церемонию официального представления театра и его руководителя, вручили диплом участника и объявили о начале, актерам пришлось сделать невероятное усилие, чтобы заполнить возникшую пустоту. Я не в первый раз видела «Поминальную молитву» этого театра и могу сказать: в тот вечер спектакль прозвучал с небывалой силой. И если сравнить актерский труд с подъемом на крутую высоту, на фестивале в Сочи они покорили свой Олимп. Не стану писать об актерских работах, хотя увидела в этот вечер столько новых красок и эмоциональных оттенков у Тевье Валерия Лиховида, Голды Елены Охапкиной, Годл Анны Волненко, Лейзера-Вольфа Юрия Грубника, Цейтл Марианны Лукиной - это отдельный разговор. Приведу лишь один фестивальный эпизод. Когда закончилась «Поминальная молитва», и зрители поспешили проголосовать за спектакль Московского областного театра драмы и комедии, случилось невероятное - впервые в истории сочинского фестиваля не хватило желтых фишек, а вот «черные метки» оказались нетронутыми. И тогда люди начали бросать в куб свои билеты. На одном из них потом обнаружили эмоциональную запись: «Вы - лучшие! За все мои 20 театральных лет - 1 место!». Вот почему самой дорогой наградой для коллектива из Ногинска стал диплом «Олимп-Браво», а проще говоря - приз зрительских симпатий.

Церемония закрытия «Театрального Олимпа» проходила в зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской под звуки прекрасной музыки в исполнении Сочинского симфонического оркестра. К этому моменту значительная часть участников разъехалась, но те, кто остались, искренне разделили друг с другом радость. Были названы лучшие режиссерские и актерские работы, наиболее значимые PR-проекты, но главным знаком фестиваля все же оставалась радость творческого общения.

Если все же о наградах, то Московский областной театр драмы и комедии привез в Ногинск несколько значимых дипломов - за лучший спектакль большой формы («Поминальная молитва») и за лучшее постановочное решение (Михаил Рыбак), за лучшую мужскую роль (Лейзер-Вольф Юрия Грубника), а также за новый поворот театра в освоении современной культурной реальности (речь о социально значимом проекте, представленном в специальной конкурсной программе). И как некий венец - бронзовый диплом VI «Театрального Олимпа». Признаться, у меня он вызвал недоумение: по какому принципу определяли «золото» и «серебро», если «бронза» вместила столько всего лучшего? Время прошло, осадок остался. Но это я о себе. Потому что Московский областной театр нисколько не разочарован. Во всем, что он представил на фестивале, чувствовался высокий профессиональный уровень. Не случайно ведь ко всем перечисленным наградам добавился еще и сертификат на право показа в эфире телеканала «Театр» спектакля «Поминальная молитва». А, кроме того, во время фестиваля завязались творческие контакты с театром Адлера по поводу будущих гастролей театра из Ногинска.

 

Фото Алексея Савонина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.