Магистраль проложена. Вперед! Фестиваль-практикум выпускников кафедры театрально-зрелищных искусств АПРИКТ

Выпуск №1-171/2014, Мастерская

Магистраль проложена. Вперед! Фестиваль-практикум выпускников кафедры театрально-зрелищных искусств АПРИКТ

К всеобщему фестивальному движению по инициативе кафедры театрально-зрелищного искусства присоединилась и Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма МК РФ (АПРИКТ). Первый Всероссийский фестиваль-практикум «Театральная магистраль» (название объясняется его «пропиской» по ул. 5-й Магистральной по соседству с Магистральным переулком и 4-й Магистральной улицей), без преувеличения, стал началом очень большого и нужного дела. Во-первых, форма практикума, предполагающая помимо показов спектаклей еще и проведение мастер-классов, позволила не только посмотреть работы коллег и сокурсников (надо заметить, что еще одна цель фестиваля - собрать выпускников АПРИКТа), обменяться опытом и мнениями, но и повысить профессиональную квалификацию, для чего, собственно, АПРИКТ и существует. Так, участники и все желающие посетили мастер-класс режиссера-постановщика Московского театра «Малая драматическая труппа» О. Горловой «Сценическая речь», профессора Санкт-Петербургского университета им. Н.К. Крупской, кандидата искусствоведения Н. Щербины «Школа режиссуры Г. Товстоногова. Актерский и режиссерский тренинг» и театрального критика, преподавателя Высшей школы театральных искусств Константина Райкина, кандидата искусствоведения А. Порватова «Современный театр и художественная проблематика».

Конкурсная программа порадовала и разнообразием жанров (от трагической истории, трагикомедии и трагифарса до романтической комедии, драмы и драматической полемики), и географией (были представлены не только Москва и Московская область, но и города Бугуруслан и Кудымкар, а в перспективе здесь может быть все постсоветское пространство). А поскольку фестиваль не носил соревновательного характера, он прошел в дружелюбной, задушевной и камерной обстановке.

В течение недели было показано девять спектаклей. Самое общее впечатление от увиденного заключается в том, что современный театр находится в поиске, он по-прежнему заставляет думать, спорить, «копаться» в самом себе. Конечно, не все так однозначно, но творческие люди не перестают экспериментировать, снова и снова обращаются к классике или пишут собственные сценарии. А значит, это нужно всем, кто находится... по обе стороны рампы.

К счастью, ни в одном из представленных спектаклей, образно говоря, не ломали автора. Играли Антона Чехова («Василь Васильевич и духи» по рассказу «Лебединая песня», Московский «Театральный особнякъ»), Нила Саймона («Последний пылкий влюбленный», Бугурусланский драматический театр им. Н.В. Гоголя), Макса Фриша («Биография», совместный проект московских коллективов «Новый художественный театр» и «Четвертая стена»), Эдварда Олби («Что случилось в зоопарке», Театр-студия АПРИКТ), а не вариации на темы. Были представлены также постановки по пьесам современных авторов - Анны Березы («Красное озеро. Зеленая трава», Московский «Театральный особнякъ»), Александра Червинского («Счастье мое», Московский театр «Малая драматическая труппа»), и авторским сценариям - Виктор Гунин («Мой Фауст», Творческое объединение «Планета искусств»), Татьяна Томилина («Я не устану быть живым», Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького), Александр Алпатьев («Тот образ во мне не угас» по поэзии Сергея Есенина, Московский драматический театр «Трувер»).

Одно из самых ярких впечатлений оставила постановка Татьяны Томилиной «Я не устану быть живым». Определенная как драматическая полемика, по сути, она является театрализованной композицией, цель которой ознакомить зрителей с жизнью и творчеством коми-пермяцкого художника Петра Субботина-Пермяка (осуществлена по заказу Краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка). Это редкий случай, когда абсолютно понятна цель создания, точны средства воплощения и оправдан пафос (художник творил в начале ХХ века). Автору сценария и постановщику удалось избежать традиционных ошибок в подобных спектаклях. Здесь нет попытки охватить весь массив материала и рассказать буквально всю жизнь художника, чем практически всегда грешат подобные постановки. Нам рассказали обыкновенную человеческую историю, подкупающую искренностью и доступностью, после просмотра которой захотелось прийти домой, открыть Интернет и узнать об этом человеке как можно больше. А не ради ли этого и должны создаваться такие композиции?

Особняком в фестивальной программе стоял поэтический моноспектакль «Тот образ во мне не угас», поставленный и сыгранный Александром Алпатьевым по поэзии Сергея Есенина. В его основе поэма «Анна Снегина» с вмонтированными фрагментами из «Пугачева», «Черного человека», «Песни о Великом походе» и «Страны негодяев». Получилась своеобразная иллюстрация есенинской поэзии, которую можно рассматривать как один из вариантов популяризации творчества великого русского поэта.

Еще одна трогательная, но в то же время мощная по посылу история была рассказана в спектакле «Счастье мое» в постановке Ольги Горловой. Послевоенное время, зима, встречаются двое молодых людей. Но эта вроде бы романтическая история к финалу постепенно перерастает в рассказ о судьбе миллионов женщин, переживших трагедии не только в масштабах собственной жизни, но и в мировых (войны, голод, репрессии и т. д.). О судьбе Женщины во все времена. Молодые актеры Алена Дроздова и Константин Хрустичев удивили своей искренней верой в то, что они играют, точно передав дух и атмосферу времени. Их герои мечтают. Он - о дипломатической карьере, Она о том, чтобы родить дочь и увидеть ее... пионервожатой. Вот такое представление о счастье. Оставалось только удивляться, откуда в этой хрупкой девочке, которой незнакомы, а, может, даже и чужды идеалы пионерской и комсомольской организаций, столько внутренней силы и женской мудрости, что даже пафосные с сегодняшней точки зрения монологи в ее исполнении звучат естественно и искренне. А еще главные герои в который раз напомнили, что жизнь и представление о счастье могут измениться за одну ночь, за одну минуту...

Проблема счастья и возможности (или невозможности) изменить свою судьбу затронута в трагифарсе «Биография» в постановке Алексея Козлова. Довольно часто мы слышим или произносим: «Если бы все вернуть...» Предложенная нашему вниманию фантасмагория в который раз убедила, что свою судьбу мы проживаем один раз и сразу набело, а если и появится подобный Регистратор (Эдуард Девинских), который предложит все переиначить, не факт, что результат будет иным. Все, что мы увидели, возможно только в литературе, кинематографе или на театральной сцене. Не более того. Но как же иногда хочется вернуться в прошлое и сказать родному человеку недосказанное, побыть вместе, улыбнуться и обнять, услышать сказанное только тебе. Но, увы... Люди уходят, а наши сожаления остаются.

А вот герой другой романтической истории с метаморфозами и цветами «Мой Фауст» в постановке Виктора Гунина (он же и сценарист и исполнитель заглавной роли) использовал в полной мере возможность прожить, прочувствовать, долюбить и испытать настоящую страсть. Правда, как известно, ценой собственной души. Фауст с легкой руки Мефистофеля (Александр Калашников) имеет возможность «...испить все море чувств, где страсть, любовь и смерть...» в образах Ленского, Хосе, Игрока, Отелло... Автор спектакля показал страсть в двух ее ипостасях - к женщине и к игре. И еще то, что эти истории непременно закачиваются трагедией отнюдь не случайность, а закономерность: настоящая, всепоглощающая, неподдельная страсть не может спокойно сойти на нет или гореть бесконечно. Страсть не созидает, а разрушает. Почему именно к этим образам обратился автор? А так ли уж это важно? Важнее, что именно привлекает его в том или ином персонаже и что говорится его устами.

Поиском своей любви, страсти и новых ощущений занимался и главный герой спектакля «Последний пылкий влюбленный» в постановке Евгения Крилевца. Барни (Евгений Крилевец) всю жизнь прожил с одной женщиной. И ему вдруг захотелось изменить рисунок своей судьбы, добавить в нее ярких красок, впечатлений, страсти и чувств. Но три свидания с совершенно разными женщинами не оправдали его надежд, а самые острые ощущения он испытал в... собственной спальне с женой.

Из всех виденных мною вариантов «Пылкого влюбленного» впервые все три (а в этой версии даже четыре) женские роли играет одна актриса (Ангелина Крилевец). И надо отдать должное, это были действительно четыре совершенно разных образа, в каждом из которых найдены не только внешние отличия, но и речевые, и психофизические характеристики. С каждым новым выходом менялись не только внешность, голос и манера поведения, но и перестраивались внутренние ритмы, что свидетельствовало о широчайшем диапазоне выразительных средств актрисы.

Спектакль очень жизнеутверждающий, за что постановщику отдельное спасибо, поскольку большинство представленных на фестивале постановок отличали пессимизм и безысходность. Правда, несколько увлекшись женскими образами, он немного забыл о «пылкой влюбленности» своего героя. А так хотелось чуть больше романтики и лирики, которой напрочь лишена постановка Вячеслава Сорокина по одной из самых известных и популярных на всем постсоветском пространстве пьесе Олби «Что случилось в зоопарке». И если в «Пылком влюбленном» в финале, образно говоря, ярко светило солнце, то здесь даже не брезжил свет в конце туннеля. Сплошной негатив и безысходность. Беспросветное одиночество Джерри (Александр Калашников) и его попытка «спастись», найдя взаимопонимание в случайном прохожем Питере (Виктор Гунин), по определению бесперспективна, поскольку американцам на генетическом уровне передается закрытость, а раскрывать душу первому встречному считается невоспитанностью. Поэтому попытка Джерри найти контакт изначально драматична. В спектакле две интереснейшие актерские работы. По сути, было сыграно два моноспектакля - ярких, с четким психологическим рисунком, в которых воплощены конкретные режиссерские задачи. Может, в таком параллельном существовании героев, когда они вроде бы и общаются, и слушают друг друга, но не слышат, и заключается главная идея пьесы?

Так же параллельно, не пересекаясь, живут и герои трагикомедии «Зеленое озеро. Красная вода» в постановке Антона Фигуровского. Двое людей (артисты Леонид Краснов и Юлия Скирина) то любят, то ненавидят, то вдруг становятся равнодушными друг к другу или, наоборот, страстными. Но их страсть далека от любовной. Это страсть к мукам. Они живут в ограниченном пространстве, из которого никто не может (да и не хочет) вырваться. И мучают друг друга бесконечными бессмысленными разговорами, выяснениями отношений, взаимными обвинениями. Может, и таким бывает счастье? Конкретная житейская ситуация (не такая уж и редкая в реальной жизни) выстроена режиссером по законам сценического времени и пространства. Снова беспросветно пессимистическая ситуация, наполненная болью и страданиями, но тонко и атмосферно сыгранная.

В этом же ряду беспросветных постановок была и драма «Василь Васильевич и духи». Опять всепоглощающее одиночество. На этот раз провинциального актера Василия Светловидова (Леонид Краснов): «Помру, и некому будет помянуть... Страшно мне одному... Некому меня согреть, обласкать, пьяного в постель уложить... Чей я? Кому я нужен? Кто меня любит? Никто меня не любит, Никитушка!» Многие подписались бы под этими словами. Как этого много в реальной жизни! Поэтому хочется видеть в театре оптимистические и жизнеутверждающие постановки.

Вот таким был Первый фестиваль-практикум «Театральная магистраль», в котором, как и в жизни, были муки и счастье, горе и радость, оптимизм и пессимизм. По его окончании участники выслушали и профессиональную оценку жури под председательством заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Театра «На Перовской» Кирилла Панченко. С благодарностью отнеслись и к критическим замечаниям, и похвалам за профессионализм и творческие поиски.

Так что «Театральная магистраль» проложена. В добрый путь!


Фото Кирилла Степанова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.