Казань. История гибели одного семейства

Выпуск № 2-172/2014, В России

Казань. История гибели одного семейства

В Казанском академическом русском Большом драматическом театре им.В.И.Качалова его художественный руководитель, народный артист РФ и РТ Александр Славутский поставил повесть Валерия Залотухи «Последний коммунист».

История трагически не сложившихся отношений провинциального олигарха Печенкина и его сына Ильи, после шести лет обучения в закрытом швейцарском колледже вернувшегося на родину коммунистом, изначально была киносценарием. Залотуха - автор сценариев фильмов «Мусульманин», «72 метра», «Макаров» - в конце 90-х перевел его в прозу, но «киношная» специфика материала в виде множества кратких сцен, выстраивающих сюжет, постоянной смены места действия, его динамики сохранилась и стала одной из особенностей спектакля.

Повесть Залотухи, написанная полтора десятка лет назад - это социальная драма с превалирующим общественно-политическим аспектом, спектакль Славутского - это, в первую очередь, «история гибели одного семейства» на фоне социальных катаклизмов в стране. Здесь экономическая, бытовая и идеологическая неразбериха окружающей жизни - катализатор, проявивший фатальную утерю связи между близкими людьми.

Примечательно, что режиссер оставляет действие в том времени, в котором и о котором написана повесть. Это именно 90-е с только что появившимися Макдоналдсами, культом «Титаника» с Ди Каприо, щенячьим восторгом от «Пепси» и «Коки», примитивными конкурсами красоты, активными ячейками старых коммунистов и бомжами, нормальная жизнь которых пришлась еще на советские времена. Поражает, как ситуация 90-х прямым попаданием спроецировалась на сегодняшний день, как отраженные в спектакле общественные настроения и идеологические споры актуализировались в 2014 году. Время действия спектакля стало зеркалом нашего времени. Семейная история оказалась гражданским высказыванием театра, честным и бескомпромиссным.

В окруженном с трех сторон зрительскими рядами пространстве Малой сцены Славутский с художником, заслуженным деятелем искусств РФ, народным художником РТ Александром Патраковым создает собирательный образ провинциального российского города. По большому счету, не имеет значения - какого. Здесь это Придонск. Коллаж фотографий с городскими пейзажами вдоль стены переходит в коллаж предметный из небольшой эстрады-террасы, подвесного экрана, книжного шкафа с диваном, легких столов и стульев, лестницы, ведущей на верхнюю галерею, и прозрачных куполов хрустального храма - очередной сумасшедшей идеи Печенкина. Пространство сцены ни в одном из эпизодов не используется целиком, действие почти неподъемного для театра множества картин перемещается из одной части сцены в другую, каждый раз невидимо ограниченную, какая-то ее часть всегда остается «за кадром» и создается полное ощущение следования за камерой.

В этом условном пространстве бурлит реальная жизнь. Удивительно, как камерность спектакля вместила в себя столь масштабную картину реальности, впустила в себя столько персонажей, отразила столько горьких противоречий общества. Славутский собирает панораму жизни российского городка, накручивая невероятный темп развития событий, впрыскивая в нас информацию через детали и насыщая спектакль не только сценическими, но и внесценическими событиями. Здесь буквально наслаиваются друг на друга конкурс «Грудь России», посиделки бомжей на городской свалке, открытие хрустального храма на Заводской площади напротив памятника Ленину, здесь отрывают рульки с капота Мерседеса и собираются застрелиться старые коммунисты, здесь для кого-то счастье - сходить в Макдоналдс, а для кого-то новенький самолет «Фалькон» - будничное приобретение.

В центре этого потока жизни Владимир Иванович и Илья Печенкины. Заслуженный артист РФ, народный артист РТ Михаил Галицкий и заслуженный артист РТ Марат Голубев выстраивают отношения своих персонажей как непрекращающуюся ни на минуту нравственную дуэль.

Властный, целеустремленный Печенкин даже в не знающих меры проявлениях отцовской любви оставляет только за собой право решать, что и как должно быть, потому что он знает, как лучше, потому что его главный учитель в жизни - сама жизнь. Галицкий ни на минуту не позволяет своему персонажу уйти в сентиментальность или дать слабинку, он - мужик: грубоватый, хитроватый и очень уставший от работы, которой не боится и от которой не бежит; от людей, не понимающих его идей и не умеющих ничего делать быстро и хорошо; от потребности и необходимости всегда и все решать самому. Печенкин любит поиграть в эдакую барскую демократичность и наивен в своей искренней убежденности, что «я один здесь богатый, а всем хорошо, все счастливы», что именно в его власти сделать людей счастливее. Он устраивает сыну после шестилетней разлуки разгульную встречу с песнями, танцами, демонстрацией семейного видеоархива, сватовством выбранной для него невесты, показательным экзаменом любимого дитяти по латыни.

А любимое дитя уже давно ведет свою заочную борьбу с отцом, сын нашел для себя ее идеологическую базу в виде коммунистических идей, и ни разу не озвучит ее истинную причину. Марат Голубев играет вполне благополучного юношу, не столько одержимого идеей созданного им Нового общества коммунистов, сколько озлобленного на родителей за долгое отсутствие в своей жизни и потому не признающего за ними права руководить им, не верящего в их любовь. С первого появления на сцене нескончаемый протест становится главной составляющей его существования. Протест не только в словах - во взглядах, в интонациях, в пластике, в напряжении всего тела в ответ на любое приближение отца, в демонстративном равнодушии ко всему и всем вокруг.

Каждая встреча отца и сына - неизбежное и душераздирающее столкновение с мечущейся между родными людьми женой и матерью - Галиной Васильевной Печенкиной, которая у народной артистки РФ и РТ Светланы Романовой соединила в себе волю и чувствительность, жесткость и жертвенность. Именно она один-единственный раз соединит общим чувством отца и сына. Соединит ценой собственной смерти. Они, как слепые котята, слушая ее предсмертную запись-завещание, будут, не видя ничего вокруг, приближаться друг к другу, и кажется, сейчас-сейчас встретятся глаза, но порывистое объятие Печенкин оборвет вполне практичным свидетельством своей отцовской любви: приказом о новом завещании, где именно Илья - главный и единственный наследник. Отдаст приказ и убежит «работать, работать, работать». И именно в это мгновение оставшийся один на один со своим горем Илья, кажется, окончательно поймет, что точка невозврата в разрушении его связи с отцом пройдена.

Это одна из лучших сцен спектакля, где артисты существуют на той высокой степени эмоционального накала, что рождается в результате существующего на уровне интуиции невербального взаимодействия, усиливающегося для зрителя близостью на расстоянии вытянутой руки. В таком эмоциональном соседстве проходит практически весь спектакль, в котором крупные планы сменяются общими, в котором семейная история вписана в полнокровное течение жизни.

Это многослойное повествование населено множеством персонажей, играющих не только рассказ о Печенкиных, но имеющих и свою историю, свое прошлое и настоящее.

Это и свита Печенкина: личный секретарь Прибыловский (Александр Малинин) - холеный, образованный, услужливый лакей класса «люкс», неожиданно для шефа оказавшийся «голубым»; начальник охраны Седой (Николай Шепелев) - бывший гэбэшник, не утративший умения служить; Уралов (Илья Скрябин) - деловой и вполне довольный собой помощник на любой случай; секретарь Марина (заслуженная артистка РТ Ирина Вандышева) - умеющая и почти материнскую заботу о начальстве проявить, и гостей песнями повеселить.

Это Геля - любовница Печенкина, ждущая от него ребенка, - в исполнении заслуженной артистки РТ Елены Ряшиной интеллигентная, ухоженная женщина, жаждущая достойного счастья, но покорно и мудро принимающая ту его часть, что ей дана.

Это фотограф (народый артист РФ и РТ Геннадий Прытков) - говорливый старик, вобравший в себя печальный опыт всех поколений своей семьи, по которой история страны прошлась уничтожающим молохом.

Это Желудь (заслуженный артист РТ Владимир Мазур) - антагонист Печенкина. Бывший друг и партнер, добровольно ставший бомжом. Спокойный и выдержанный, он с легкой ироничной полуулыбкой наблюдает за очередным всплеском «семейного счастья» Печенкина.

Это мулатка Анджела Дэвис (Алена Козлова) и уличный торговец Ким (Виктор Шестаков) - единственные завербованные Ильей Печенкиным члены нового общества коммунистов. Потерявшиеся во взрослой жизни подростки, дерзкие и доверчивые одновременно, живущие по уличным понятиям и поверившие, что можно наказать тех, кто виноват в их безрадостной жизни. Настигшая их в финале любовь станет той надеждой на лучшее, без которой трагедия усугубляется безысходностью. Арестованные за попытку взрыва хрустального храма, связанные между собой наручниками, они интуитивно прочувствуют невозможность разлучиться; неумелые и неловкие в проявлении чувств, они с трогательной доверчивостью, осторожно, как бы боясь спугнуть нечаянное счастье, будут прикасаться друг к другу.

Даже на несколько минут появившиеся в спектакле такие персонажи как Врач (Илья Петров), киномеханик Наиль (Василий Фролков), Полковник ФСБ (Сергей Сентябов), французский журналист (Максим Кудряшов), американский миллиардер (Николай Чайка) запоминаются внятностью обстоятельств образа.

Все эти разные, очень разные жизни собираются в какую-то одну, общую для всех судьбу, создают объем истории, дают то разнообразие общей картины, ту степень правды, которые так необходимы в разговоре о времени, еще не ставшем для нас прошлым. Так же как необходим сам этот разговор. О нашей жизни, о нас в этой жизни, о тех ценностях, потерять которые так легко, но которые единственные могут спасти и сохранить в самые трудные времена.



Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.