Королев. Есть лжепророки в своем отечестве

Выпуск № 2-172/2014, В России

Королев. Есть лжепророки в своем отечестве

Королевский Театр юного зрителя часто обращается к поэзии. Несмотря на сложность данного жанра и необходимость серьезной подготовки, видно, что его труппе интересно работать со стихотворными текстами. В прошлом сезоне ТЮЗ выпустил цикл литературно-музыкальных программ «Золотые страницы», в который вошли жемчужины русской и зарубежной поэзии, а также драму «Тысяча первое объяснение в любви Казанове» по третьей картине пьесы «Феникс» Марины Цветаевой. Теперь очередь дошла до Мольера. Главный режиссер Королевского ТЮЗа, заслуженный работник культуры России Наталия Ермакова взяла к постановке одну из самых популярных пьес французского комедиографа XVII века «Тартюф, или Обманщик», но сумела-таки избежать проторенных дорожек многочисленных предшественников.

Для Наталии Николаевны это произведение поистине знаковое. Именно его она выбрала для выполнения творческого задания при поступлении на режиссерский факультет Ереванского художественно-театрального института в далеком 1967 году. Делала экспликацию, отрывки из пьесы, но целиком комедию поставила впервые. «Мне нравятся многие пьесы Мольера, и сама его личность очень интересна, - поделилась Наталия Ермакова. - Будь у меня больше возможностей, поставила бы «Кабалу святош» Михаила Булгакова. В «Тартюфе» приглянулось то, что Мольер три с половиной века назад умудрился высмеять создание лжекумира. Эта тема, по-моему, сегодня особенно актуальна, ведь такие мошенники появляются чуть ли не каждый день. Привлекательно и то, что в пьесе все роли - и мужские, и женские - весьма разнообразны. Артистам есть что играть».

По замыслу режиссера, премьерная комедия сделана в духе мольеровского театра: роскошные стилизованные костюмы и декорации, над которыми помимо художника-постановщика Евгения Бекасова работали художник по костюмам Наталья Захарова и художник-конструктор Виктор Кривоносенко; легкая ненавязчивая музыка композитора Льва Наумова, создающая атмосферу театрального праздника, подчеркивающая комизм или драматизм ситуации; постановочные движения (хореограф - Анна Карпухина) и слегка наигранные выражения на лицах актеров.

В данном случае это вовсе не портит впечатления от спектакля, а подчеркивает элементы фарса, включенные автором в «высокую комедию», в частности, абсолютно неестественный хэппи-энд с участием deus ex machina в виде справедливого и все ведающего короля Людовика XIV. Наталия Ермакова призналась, что даже хотела спустить посланца монарха - офицера (эту небольшую, но запоминающуюся роль исполняет Константин Артельщиков), - сверху с крылышками, но потом отказалась от данной идеи, поскольку думающий зритель и так поймет, где на самом деле заканчивается история про доверчивого слепца Оргона и лжепророка Тартюфа, которых соответственно играют Александр Дорощенков и Алексей Хорьков.

На этом замечательном актерском тандеме и зиждется новая комедия. По сути, оба персонажа носят маски, меняя их в зависимости от того, с кем общаются. Оргон Александра Дорощенкова мастерски перевоплощается из набожного христианина и добросердечного, ранимого друга в эгоистичного отца-тирана с твердой волей и упрямым нравом. Ему бы поменять вовремя личины местами, но так сладко тешить свое самолюбие в объятиях иллюзий. Перед Алексеем Хорьковым стояла сложная задача показать не внешнее, а духовное уродство святоши Тартюфа, с чем он превосходно справился. Его персонаж ловко находит оправдание любым своим грехам перед Оргоном и при этом, почувствовав вседозволенность и безнаказанность, абсолютно не стесняется других обитателей дома. Чего только стоит сцена, в которой Тартюф пытается соблазнить жену Оргона красавицу Эльмиру.

Образ молодой хозяйки в исполнении Екатерины Орловой раскрывается постепенно. К финалу спектакля из легкомысленной, неравнодушной к красивым нарядам и шумным балам «принцессы», как ее называет мать Оргона госпожа Пернель (Галина Федосеева), Эльмира превращается в мудрую хранительницу домашнего очага, преданную мужу и защищающую будущее его детей. Однако ей тоже приходится лицемерить, ради прозрения супруга притворяясь влюбленной в Тартюфа.

Заискивающий тон присущ не только молодым влюбленным Мариане (Татьяна Аксенова) и Валеру (Роман Лебедев), которые всеми правдами и неправдами хотят быть вместе. Терпимость к лжепророку проявляет, несмотря на всю свою просвещенность, глубокомысленность, высокую нравственность, и брат Эльмиры Клеант (Григорий Ершов). Самыми правдивыми персонажами оказываются пылкий юный сын Оргона Дамис (Денис Качанов) и дерзкая колоритная горничная Дорина (Виктория Старостина), в речах которой звучит здравый смысл, богатый жизненный опыт и здоровый сарказм.

В новой комедии Королевского ТЮЗа «Тартюф, или Обманщик» ярко и смело высмеиваются человеческие пороки не только Тартюфа, чье имя стало нарицательным для всех лицемеров и мошенников, но и остальных героев пьесы. Перефразируя слова Дорины, можно сказать, что каждый из нас может обтартюфиться от головы до ног, ведь пристрастия рода человеческого к лести, богатству и власти с веками только окрепли.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.