Саратов. "Уроды" всех забили

Выпуск № 2-172/2014, В России

Саратов. "Уроды" всех забили

«Золотой Арлекин» - областной театральный конкурс - не заглядывал к нам уже три года.

И вот Николай Бунин, автор бронзовой статуэтки героя театра дель арте, снова их отлил, еще и больше обычного - целых 30 штук. При поддержке СТД России и областного Министерства Культуры саратовский Арлекин нашел, наконец, своих героев.

Два ведущих театра по очереди проводят церемонию вручения: то академдрама, то Саратовский театр оперы и балета. Теперь подошла очередь оперы. Случилось действо большое, пышное, с участием почти всех солистов театра, но, как это бывает, безмерное.

Но кто же эти герои, получившие Арлекинов? В 27 номинациях конкурса заявлено 88 претендентов. Жюри во главе с народным артистом России Авангардом Леонтьевым просмотрело 19 спектаклей и определило лауреатов, которым были вручены дипломы и бронзовые статуэтки «Золотой Арлекин».

В Театре оперы и балета значительными были две постановки: балет «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона (три солиста балета отмечены за созданные ими шекспировские образы) и опера «Риенци» Вагнера. Как дирижер-постановщик вагнеровской оперы награду фестиваля получил художественный руководитель театра оперы и балета Юрий Кочнев. Давно не видела такого экспрессивного и умного дирижирования оркестром, исполнявшим музыку великого новатора. Первая его опера шла в Петербурге при жизни композитора, затем - уже в 1923 году. Вот и вся биография произведения в нашей стране.

Музыка Вагнера необычайно глубоко подействовала на чувства зрителей, как и драматичная, полная накала игра исполнителей. Очень впечатлил Адриано в сильном и ровном звучании меццо-сопрано Светланы Курышевой. Вокалистка обладает и большим драматическим даром. Она тоже получила статуэтку за Вагнера.

Порадовалась я за Илью Боробова, дебютировавшего в Мольере («Брак поневоле», Театр русской комедии) и сразу осыпанного золотым дождем (под его сверкающие струи, лившиеся сверху, попадали все выходящие на сцену). Олег Загуменнов, талантливый режиссер и педагог, ставил спектакль на главного комика труппы Михаила Юдина. Изменив кое-какие сюжетные линии, постановщик сделал неуклюжего Сганареля героем сразу трех сюжетов и создал интересный спектакль, без назойливой морализации XVII века. Здесь нет высоты социальных разоблачений, а есть виток к брызжущему весельем фарсу, лишенному серьезных сатирических заданий. И много актерских удач, в том числе - дебютная роль Ильи Боробова.

Рада я и за Оксану Колчину, которая умудряется петь одновременно в двух театрах - в оперном и в Саратовской оперетте, делая это одинаково хорошо, и за Владимира Назарова, заслуженного артиста России, лучшего комика академдрамы. Арлекином он награжден впервые - «За виртуозное владение формой воплощения сценического образа в спектакле «Урод» в драме имени И.А.Слонова».

От Саратовского отделения Союза театральных деятелей России призы вручили молодым одаренным артистам - Александру Попову (Балашовский драматический театр) и Роману Сопко (театр кукол «Теремок). И призы превосходные - творческая поездка в Москву.

Режиссер Михаил Бычков поставил в ТЮЗе им.Ю. Киселева «Самоубийцу» Эрдмана, полностью сохранив авторский текст. «Самоубийца» по Бычкову - это актуально без актуализации, смешно без пережима, остро и чуть печально. Вечная для классической русской литературы тема маленького человека, задавленного жизнью. Тему эту прежние постановщики Эрдмана порой теряли - за лихими поворотами сюжета, за сочным языком героев «эпохи Зощенко», за чудным юмором автора, где постоянно - игра слов, «высокое» и «низкое» рядом.

«Самоубийца» получил сразу три награды фестиваля. Отмечены статуэткой актеры Артем Кузин, ученик славного нашего педагога Александра Галко (Подсекальников), Евгений Сафонов (курьер-стукач Егорушка) и московский художник Николай Симонов, построивший на сцене усредненный, обезличенный «новый мир». Все одинаково фанерное в этой большой коммуналке: двери, табуреты, туалетные кружки, как знак превращения человека в «огромную массу масс».

А больше всех Арлекинов - шесть! - собрал спектакль болгарского режиссера с европейским именем Явора Гырдева «Уроды» по пьесе Майенбурга. Хотя за последние годы в Саратове было три выдающихся спектакля. Так решило жюри «Золотого Арлекина». Награжден и актер, поначалу снятый с конкурса (получил приз на прошлом фестивале) Игорь Баголей. Студенты бурно радовались за своего мастера (ведет курс в Саратовском театральном институте). Это большая работа актера, создавшего убедительный образ пластически преображенного «урода» Летте.

Его антипода Карлмана блестяще сыграл другой ученик Александра Галко - Андрей Седов. И тоже оказался среди арлекиноносных артистов. Чудные совершает метаморфозы героиня Эльвиры Данилиной. Здесь у всех актеров две роли и - масса метаморфоз. Разгул косметической хирургии сегодня позволяет менять то, что досталось нам от мамы с папой. Мир тиражирует пупсовые лица идолов, теряя свою собственную «физиогномию». Особь легко клонируется и «роботизируется». Что и стало предметом исследования драматурга. Грустную антиутопию в смешной упаковке поставила болгарская команда, прибывшая вместе с режиссером. Превосходно, нигде не выходя за рамки стиля, разыграли ее саратовские актеры. Спектакль вышел стильный, холодный, головной, как сейчас принято в европейском театре.

Удивительно, но факт: в той же Драме одновременно поставили «Бешеные деньги» Островского - в традициях русского психологического театра. Правда, куда более жестко, чем в былые годы. Иные нынче времена. «Где для эллинов сияла красота, //Мне из черных дыр зияла срамота»,- приговор уважаемого театрального мастера Александра Кузина окончательный и обжалованию не подлежит. Все на продажу, красота - товар, родительница - продавец, лицо заинтересованное. Разоденет дочку, как куклу, научит манерам и... подсунет в постель к богатому старику. Устоит ли молодой купец пред «златыми одеяниями» нимфы? Потрясающий в этом спектакле ансамбль актеров. А как хорош здесь Васильчиков в исполнении первого красавца и ведущего артиста драмы Александра Кузьмина (недавно тоже отобранного у нас в МХТ Чехова - доколе?!), мощно показавшего утраченные иллюзии героя... не говоря о том, что это колоритная и лукавая наша классика, которую не мешало бы поддерживать.

Итак, выдающихся спектакля было три. Потому что «Капитанская дочка» в постановке замечательного мастера Адольфа Шапиро в ТЮЗе им.Ю. Киселева (актеры пока не дотягивают до его грандиозного замысла) - явление многослойное и многосложное, как большое симфоническое произведение. Произведение, созданное усилиями режиссера Адольфа Шапиро, художника Юрия Харикова и художника по свету Майи Шавдатуашвили, еще и очень поэтично. В это чуть замедленное, как падающий театральный снег, подмороженное «за давностию лет» действо, вкраплены сильные эмоциональные акценты. Прорвалась сквозь ровную белую ткань повествования музыка Альфреда Шнитке - неритмичная, тревожная, предупреждающая о чем-то. Сильно встряхивает неспешный, зимний рассказ в конце первого акта закинутая в крепость голова казненного Юлая. И единственная пушка Белогорской крепости неожиданно развернутая к залу, дохнула пламенем.

Режиссер говорил, что театр «должен выводить человека из состояния душевной статики и переводить в динамику». Вывело, потрясло! Сильно. Однако жюри отметило только музыкальное оформление спектакля (сделанное самим Адольфом Шапиро) и работу художника по костюмам москвича Юрия Харикова. А костюмы здесь неотрывны от декораций, будто припорошенных снегом, и не вдруг читаются на них летучие пушкинские строки.

Это значительное театральное явление свое недополучило. «Уроды», конечно, сильны, но когда они «забивают» остальные постановки... неправильно как-то. Вот такое послевкусие от театрального праздника.

 

Фото Алексея Леонтьева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.