Игры и шутки любви. Пьеса П.Кальдерона де ла Барки на сцене Русского драматического театра им.С.Вургуна (Баку)

Выпуск № 2-172/2014, Содружество

Игры и шутки любви. Пьеса П.Кальдерона де ла Барки на сцене Русского драматического театра им.С.Вургуна (Баку)

Казалось бы, что особенного в том, что театр снова обращается к теме любви. Тема вечная и ни у кого удивления не вызывает. Впрочем, сценическое прочтение классики на современный лад тоже мало кого удивляет. Итак. Классика и современность: взаимоотношения, точки соприкосновения и возможный интерес публики возрастной категории «тинэйджер».

На постановку в Русский драматический театр им. Самеда Вургуна (Баку) была приглашена из Москвы режиссер Анна Потапова. Она - ученица Марка Захарова, ставила спектакли в театрах Москвы, Сибири, Зауралья, Казахстана и многочисленные эскизные разработки в проектах Олега Лоевского, который основал лабораторное движения эскизного создания спектаклей в России, взрастил целое поколение дерзких театральных режиссеров, сумевших разрушить косность застоявшихся театральных форм и найти варианты нового прочтения классической драматургии.

Потапова предложила театру современную версию вечной темы любви в изложении Педро Кальдерона де ла Барки - пьесу «С любовью не шутят».

Действие начинается за закрытым занавесом с тихого шепота, сдерживаемого смеха и шекспировских текстов Ромео и Джульетты. Впрочем, текст знаменитой сцены под балконом идет не целиком, а только та его часть, где героиня предлагает герою не клясться в вечной любви ни луной непостоянной, ни собой и вообще - ничем. Казалось бы: причем здесь Шекспир? Неужели текстов Кальдерона недостаточно для этой темы? Не достаточно, если рассматривать проблему взаимоотношений тинэйджеров в том ракурсе проблем, которые поднимает в этом спектакле Анна Потапова. А проблемы, собственно говоря, у этой возрастной категории героев всегда одни и те же: как найти любовь и при этом не пережить разочарования? Стоит ли вообще рассчитывать на серьезность взаимоотношений, если к чувству любви относиться как к игре? Игра ведь ни к чему не обязывает. Она только создает в структуре взаимоотношений настроение для двоих- «ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь, но при этом мы продолжаем делать вид, что никто ни о чем не догадывается». Сцена Леоноры (Натаван Гаджиева) и Хуана (Мурад Мамедов) при участии Инессы (Егяна Гусейнли) - всего лишь парафраз на ту знаменитую шекспировскую, где все и правда было страстно, всерьез, смертельно. Здесь - всего лишь игра в любовь. Любви-то нет! Или как будто нет? Есть молодость, весна, томление по любви и попытка ее отсутствие заменить чем-то похожим. Не принято в наш прагматичный век воспевать любовные чувства, стремиться к ним, не опасаясь быть осмеянным: друзьями, знакомыми. Считается, что любить, умирать от любви к кому-то - это так постыдно и смешно! Поэтому Леонора, давясь смехом, говорит Хуану, что любит и умирает от любви. Но любит ли она? О, да. Так, как только можно полюбить впервые: трепетно и страстно. Но! Она боится быть осмеянной. Боится быть смешной, несовременной, даже в глазах Хуана! Что, если Хуан потом расскажет всем своим друзьям об этой сцене под балконом? О том, какие слова любви она ему говорила? Ведь все станут смеяться, и она будет выглядеть очень глупо в глазах сверстников, которые расценивают чувство любви как слабость: ума, души и характера. Поэтому ей легче прикрыть свое признание иронией и превратить все в игру-шутку! А если вдруг о ней станут говорить, как о девушке, признавшейся в любви, так она всегда сможет сказать: это была всего лишь шутка! Хуан в исполнении Мурада Мамедова не понимает этих игр в «притворяшки». Он простодушен и наивен, а потому выглядит несколько глуповато на фоне опытного Москателя (Теймур Рагимов) и иронично-циничного Алонсо (Олег Амирбеков). Хуан Мурада Мамедова - это не только наивный парень. Он каким-то непостижимым образом умудрился в век Интернета сохранить абсолютное незнание структуры отношений, укладывающихся в понятие секса. А потому невинную сценку, разыгранную в духе шекспировских героев, преподносит друзьям, как свой первый сексуальный подвиг! Наивно. Трогательно. Смешно. Алонсо и Москатель щадят друга, не развенчивая его заблуждений.

У этих двоих все давно уже случилось: и любовные утехи, и любовные переживания. Москатель любит Инессу и не скрывает этих чувств. Но и он не застрахован от боязни общего порицания окружающих: раз влюбился - значит, слабак! Поэтому свои настоящие чувства и отношение к Инессе он прячет за иронично-снисходительной маской человека, который предпочитает ничего конкретного о своих отношениях не говорить, а всего лишь многозначительно улыбаться, пряча свою ревность и свои любовные переживания от Алонсо, которому вдруг приглянулась Инесса.

Москатель Теймура Рагимова не инфантилен, как Хуан. Он давно знает, чего стоит женская любовь, и как хрупки эти чувства в мире огромных соблазнов. Ему ведь нечего предложить девушке, кроме своего сердца. И хотя Инесса принимает его любовь, отвечает взаимностью, он все же не уверен в том, что завтра она не переметнется к Алонсо, который не будет предлагать ей свое сердце, зато подарит золотые сережки. Алонсо Олега Амирбекова - скучающий волокита, предпочитающий беречь свое сердце от любви, не обременяя себя ответственностью. Так ведь проще «уцелеть» в мире, где сплошь и рядом разбиваются сердца его друзей. Он не доверяет женщинам и предпочитает играть в любовь, но не любить по-настоящему. Зачем? И так ведь хорошо. Ну, встретились, ну провели прекрасно время и разошлись без обязательств!

Этот стиль современных отношений, навязанный американским кинематографом миру, превратился в стереотип восприятия отношений полов. И так называемая свобода отношений на самом деле не что иное, как страх одного человека перед другим. Девушки боятся быть обманутыми и брошенными, но и юноши опасаются того же. Не проще ли поверить друг в друга? Ведь о настоящей любви мечтают абсолютно все: и циники, и лирики. А пережить такое чувство - великое счастье. Только не надо бояться. Ни себя, ни того, к кому так расположено твое сердце. Надо просто любить и верить. Об этом пытаются говорить с аудиторией тинэйджеров театр и режиссер-постановщик Анна Потапова.

Женская линия в спектакле тоже достаточно ярко выражена игрой молодых актрис. Леонора Натаван Гаджиевой такая девочка себе на уме. Она никогда и никому не расскажет об истинности переживаемых чувств, которые она испытывает к Хуану. А потому будет морочить всех - и сестру Беатрису, и отца, и даже Инессу, которая все видит, все понимает, и все знает. Инесса Егяны Гусейнли любит Москателя и не станет размениваться на отношения с другими мужчинами, даже такими как Алонсо, но и она носит маску! Маску снисходительной и опытной ветреницы. И, как любая женщина, она не прочь и подразнить возлюбленного: пусть немного поревнует! Ведь в этом ничего плохого нет? А ревность только укрепит его любовь! Так думает Инесса Егяны Гусейнли. Поэтому объятия с Алонсо - это тоже часть ее игры. Игры, которая сможет, как она думает, укрепить любовь Москателя к ней. Увы! Так думают многие. И используют как прием, не задумываясь, что именно это и может стать разрушительным началом в отношениях двоих. Потому что невинная игра в кокетство может превратиться в шлейф дурной славы, которую с удовольствием подхватит и разнесет молва. Инесса плачет, оскорбляясь тем, что мнение о ней сложилось в кругу мужчин превратное. Она - не кукла для забав другим, и не пустышка пошлая. Она - всего лишь женщина. И любит Москателя.

Эту фразу - «я женщина» - потом произнесет и Беатриса, старшая сестра Леоноры. Повторит, как будто удивляясь тому, что сказала. Как будто впервые услышит это, а услышав - поймет, что она прежде всего женщина. А значит ее предназначение не в том, чтобы жизнь верстать под книжные идеалы, а - жить самой: ошибаясь, страдая, разочаровываясь. Все проще, если не бояться жить. И жить, и чувствовать, и переживать, и плакать, если вдруг придется. Мария Дубовицкая играет Беатрису еще не пробудившейся для чувств. Что может рассказать ей о любви книжка по философии? Ее сестренка Леонора, если и читает что-то, то только романы о любви. Вот и Шекспир наверное из сферы тех же интересов. Поэтому Леонора кажется ей ветреной и глупой. Ум Беатрисы обращен к наукам, а сердце еще спит. И чувства спят. Для нее мир мужчин - это мир соблазнов и порока. И нет в нем для нее ничего привлекательного. Она не ищет чувств. Они находят ее сами. В образе Алонсо. Ироничный циник - он тоже попадет в капкан чувств к той, кого он, вместе с друзьями, хотел всего лишь разыграть, прикинувшись влюбленным. Шутка обернулась в этот раз счастьем. Счастьем нежданно встреченной любви. Любви, которую не нужно скрывать от посторонних. Не шутите с любовью! - скажет под занавес Алонсо. Шутки с любовью опасны. Живите сердцем так же, как и умом. И тогда в вашей жизни будет больше гармонии. Ведь преданность, любовь и верность - никто не отменял! Доверяйте друг другу, не бойтесь своих чувств, и мир станет совершеннее. Потому, что мир этот - жизнь. Вечная и бесконечная, как любовь.

В объятиях друг друга окажутся Леонора и Хуан. Не отрываясь, будут смотреть друг на друга Беатриса и Алонсо. Для них процесс узнавания друг друга - еще впереди. Но они точно знают, что третьим между ними может быть только чувство любви. Инесса и Москатель, устранив со своего пути недосказанности, кажутся вполне гармоничной парой.

Два аккуратных паренька-тинэйджера Луис (Фарид Бахрамов) и Диего (Сафа Мехти) из среды финансово состоятельных бизнесменов: прагматичные, практичные. У таких все схвачено: родители при связях и положении в обществе, сами «упакованы» как надо: одежда, обувь, часы. Для полного пакета не хватает малости - жены, с которой будет не стыдно появляться в обществе таких же снобов, как и они. Но есть условие. Избранница должна быть не только богатой, красивой, но и нравственно безупречной. Этот факт прибавит веса в среде ханжей, где все должно быть «как принято», «как надо». Ни о каких живых чувствах и речи быть не может! Поэтому Луису и не удается договориться с доном Педро (засл.арт. АР Салман Байрамов), который страстно желает выдать хотя бы одну из двух дочерей замуж. Байрамов играет отца, как и положено: подозрительным, бдительным, даже жестким. Но только не для дочек, которые умудряются всегда обвести его вокруг пальца! А он так и не научился понимать, как они это проделывают с ним?!

Анна Потапова вместе с художником-постановщиком Ириной Яременко создают пространство, где нет главных и второстепенных героев. Есть поколение молодых с разными взглядами на жизнь и на любовь. Поколение андеграунда, которому не чужды идеалы эпохи Возрождения. А когда наступит момент финала, свет зальет сцену, выгодно оттеняя белизной греческих колонн, проступающие из арок граффити. И все сомкнется в художественном образе не распавшейся связи времен: барокко, возрождение, андеграунд. Люди всегда остаются людьми, какие бы игры они себе ни придумывали, и за какими бы страхами ни прятались...

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.