"Жить, думать, чувствовать, любить..." Алина Покровская и ее героини

Выпуск № 2-172/2014, Лица

"Жить, думать, чувствовать, любить..." Алина Покровская и ее героини

Когда заходит речь о Покровской, то чаще всего акцентируют внимание на голосе актрисы, чьей красотой она обязана своей музыкальности, видимо, передавшейся ей по наследству от мамы - Александры Коваленко, солистки оркестра Леонида Утесова. Да и отчим Алины Станиславовны - Валентин Александров, которого Покровская считала отцом, был дирижером.

Ее голос впрямь необычен - глубок, певуч, богат множеством нежных, ненавязчивых обертонов. Кто раз его услышит, вряд ли забудет. Да это, наверное, и проблематично. Потому что актриса ЦАТРА Алина Покровская активно востребована сферой радиовещания и телевидения, а также индустрией озвучания отечественных документальных и зарубежных художественных фильмов. Так Покровской довелось принять участие в поистине исторической работе - в дубляже легендарной голливудской киноленты «Унесенные ветром». Ей доверили дублировать Оливию де Хэвилленд - исполнительницу роли Мелани Уилкс. И это был точный выбор. Ведь Мелани не могла не оказаться внутренне близкой Алине Станиславовне, в репертуаре которой не единожды встречались похожие на Мелани, внешне хрупкие и вместе с тем сильные духом героини.

И здесь хотелось бы обязательно упомянуть о ее Этель из спектакля «Боже, храни короля!» по пьесе С. Моэма «За заслуги», которая при всех своих жизненных неприятностях, а порой и вовсе в критических ситуациях стремилась сохранять самообладание. Это диктовало благородно-сдержанную манеру существования актрисы в роли Этель. Вероятно поэтому, наблюдая за Этель-Покровской, публика была уверена в том, что именно она в перспективе непременно должна была стать опорой и для смертельно больной матери, и для сестры, потерявшей разум в результате сильного душевного потрясения, и для ослепшего после полученного на фронтах Первой мировой войны брата. Причем сделала бы это Этель-Покровская естественно, без пафоса, наряду с личными заботами взяв на себя ответственность за судьбы близких ей людей и понеся этот жизненный груз с достоинством, даже не думая намекать на героизм данного поступка.

Воплощать на сцене и на экране образы хранительниц семейного очага Алине Покровской, от природы наделенной не только пленительной женственностью и обаянием (как принято обычно писать в статьях об этой актрисе), но, что не менее важно, исходящим от нее ощущением надежности было, как говорится, на роду написано. Вспомнить хотя бы ее Елену Петровну Костромитину - мать парализованного молодого, воевавшего в Афганистане солдата из спектакля «Одноклассники» по Ю. Полякову, Любу Трофимову из фильма «Офицеры», которую вот уже несколько зрительских поколений считают образцом жены офицера....

Но Покровская - выпускница Театрального Училища имени М.С. Щепкина, и благодаря профессиональным навыкам, полученным ею от ведущих мастеров Малого театра и неизменному интересу к тончайшим нюансам и противоречиям многоликих женских характеров в «послужном списке» актрисы всегда присутствовали и роли иного плана. Роли натур отнюдь не идеальных, импульсивных, способных, повинуясь сильному эмоциональному порыву, решиться на рискованный, подчас грозящий катастрофой шаг. Среди них - живущая исключительно страстями шотландская королева Мария Стюарт из «Вашей сестры и пленницы...» Л. Разумовской, парижская куртизанка Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына, бросившая столицу и всех своих богатых поклонников ради возможности пусть и недолгого, но все же счастья с простым юношей Арманом Дювалем.

Не будет преувеличением заметить, что это роли мирового уровня, о которых, быть может, мечтает любая актриса. А добавь к ним сыгранных Алиной Покровской в разное время Фелисиану в «Учителе танцев» Лопе де Вега, Жермон Луизу в «Давным-давно» А. Гладкова и Жозефину Богарнэ в «Осенней компании 1799 года» А. Ремеза и Марию в «Святой святых» И. Друцэ, Сару Бернар в «Дуэли королевы» по Д. Марреллу, Елену Андреевну в «Дяде Ване» А. Чехова и Лику в «Моем бедном Марате» А. Арбузова и можно будет констатировать, что ее артистическая биография в отличие от целого ряда актрис-ровесниц сложилась на редкость удачно. Но не из-за одного лишь обилия масштабных ролей вкупе с возможностью сотрудничества с первоклассной режиссурой (например, с Леонидом Хейфецем и Ионом Унгуряну, Александром Бурдонским и Юрием Ереминым, Борисом Морозовым, другими видными представителями режиссерского «цеха»). Большое значение имеет и то, что к Покровской расположена критика и ее очень любят зрители.

За умение безупречно угадывать стиль того или иного произведения, будь то классическая мелодрама, играя в которой актриса стремится сохранить романтическую приподнятость драматургического первоисточника, или современная история, где необходимо оставаться демократичной, чтобы сидящие в зале зрительницы могли происходящее на сцене мысленно спроецировать на себя. За психологическую подробность, свойственную всем ее артистическим созданиям. За склонность к риску (и это при том, что сама Покровская считает себя «безумным трусом»), позволяющую периодически демонстрировать неожиданные грани своей индивидуальности. Скажем, трагическое начало - в роли Софьи из телеверсии «Последних» М. Горького с «говорящим» названием «Умирает душа». Или - непривычный для своих почитателей и рецензентов (которые, кстати, при всей симпатии к Алине Покровской иногда упрекали ее в излишней мягкости актерского «почерка») резкий ролевой «рисунок» - в роли Агриппины из спектакля «Британик» Ж. Расина....

Наконец, нельзя не отдать должное преданности Алины Станиславовны одному коллективу - Центральному академическому Театру Российской Армии, куда она пришла в далеком уже 1962-м году. К тому же и партнеры Покровской, и все, кто хотя бы немного знаком с Алиной Станиславовной, знают, что, будучи народной артисткой РСФСР, ведущей актрисой ЦАТРА, она напрочь лишена премьерства. Наоборот, использует любой шанс, чтобы снова почувствовать себя ученицей, для более полной творческой реализации самостоятельно составляя поэтические композиции (как было, к примеру, в случае со стихами Елены Исаевой).

Однако, судя по некоторым высказываниям Алины Станиславовны, при всей увлеченности актерским ремеслом она вовсе не является ее фанатиком. И подобно своей Джаноцци - приме бродячей труппы из спектакля «Арфа приветствия» М. Богомольного, старается не забывать о том, что кроме столь желанной для любого человека театра сценической, иллюзорной действительности есть реальная жизнь, загадочность и непредсказуемость которой, как известно, неисчерпаемы.


Фотографии предоставлены заведующей Музеем ЦАТРА

Еленой МАНЬШИНОЙ

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.