Сценический бой Константина Любимова (Москва)

Выпуск № 2-172/2014, Лица

Сценический бой Константина Любимова (Москва)

Выход на сцену - как на ринг. Соперник - зритель. Главная победа - над собой. Так работает актер Театра на Таганке Константин Любимов. «Я хочу побеждать противника в честном бою», - говорит актер. Костя только однофамилец знаменитому режиссеру. Простое совпадение, хотя и символичное. Он пришел на Таганку в 2004 году и сразу попал в обойму тех, с кем мастер совершил свои последние взлеты.

Невозможно было не заметить появления в труппе молодого обаятельного актера с атлетическим телосложением, приятным выразительным баритоном. Последовавшие один за другим вводы в текущий репертуар и каждая премьера давали массу возможностей со всех сторон рассмотреть его актерскую индивидуальность. В двухчастной композиции «Суф(ф)ле» К. Любимов дебютировал в ролях улыбчивого, но непреклонного охранника («Процесс» Ф. Кафки) и буквально непробиваемого санитара Лемюэля («Мэлони умирает» С. Беккета). Придурковатый санитар лупил себя миской по голове, как будто выколачивал застрявшие слова. Кстати, алюминиевая миска со временем заметно погнулась - актер работает честно. Спектакль давно сошел с афиши, но еще с превью я вижу профиль Константина-Лемюэля с топориком в руке на фоне подсвеченной зеленым светом стены - воплощение неотвратимости бытия. Это тоже надо уметь - замереть в профиль и дать верную ноту ударом топорика о металл конструкции. Довериться режиссеру и выразить в мизансцене квинтэссенцию спектакля.

В «Замке» по роману Ф. Кафки в роли Варнавы Константин продолжил разработку темы милого фатума, поражающего не громом и молнией, но повседневной непреодолимостью. Это была последняя совместная работа двух Любимовых. Вместе с балетмейстером А. Меланьиным режиссер придумал для актера особую манеру передвижения, визуализируя слова о посыльных: «Он парит в воздухе. Он прыгает - так тренируются курьеры». Поразительно, как Костя с его «тяжеловесной» фигурой боксера обретал легкость пушинки! После генерального прогона, который смотрели В. Мартынов и Р. Хамдамов, к чьим мнениям Ю. Любимов в последнее время прислушивался, было решено, что «левитировать» актер должен с голым торсом и при этом петь! Костя тогда сказал: «Хорошо, Юрий Петрович, только дайте мне это на откуп и не делайте мне в этот последний день никаких замечаний, хорошо?» - «Хорошо». Свои реплики он выпевал высоко, на улыбке: так поют мальчики в церковном хоре - особенно чисто и «хрустально». Тем трагичнее и абсурднее на фоне ангельской чистоты Варнавы были его встречи с Йозефом К. (В. Черняев). Это была настоящая пытка «обнадеживанием»: все расчеты землемера на содействие этого славного паренька рушились один за другим.

Если бы пришлось рисовать дружеский шарж на типичного актера Таганки, следовало бы изобразить его стоящим на голове и играющим при этом на гитаре. Многие актеры труппы - спортсмены, танцоры, музыканты, и режиссер всегда обильно привлекал в спектакли их «сторонние» таланты. Порой какой-нибудь навык даже мог стать «проклятием», закрепив за актером роль «функции». Ни разу у Ю. Любимова не пришлось Косте ни играть на музыкальных инструментах, ни фехтовать, хотя кроме гитары он владеет блок-флейтой и тромбоном и является победителем многочисленных турниров по историческому фехтованию и боксу. «Семья у меня была артистическая», - рассказывает актер. - «Отец был басом в ансамбле Московского военного округа, а мама там же танцевала». Сын унаследовал таланты родителей, но личность его формировал и спорт, давая понимание своего «я» через физику. Режиссер востребовал «психологическую» составляющую увлечений актера - ведь спектакли Таганки во многом построены на пластической выразительности. Точно также не впрямую в музыкальной драматургии любимовских постановок пригодилась и ритмическая чуткость Константина, и его богатый обертонами драматический голос, ровный во всех регистрах.

«Доверие раскрепощает», - писал Д. Боровский о работе с Ю. Любимовым в первое таганское десятилетие. Увы, такого Любимова Костя уже не застал... ни о каких подобных отношениях в последние годы и речи быть не могло. Соотношение «режиссер - актер» давно изменились в корне. И все-таки перед окончательным разрывом с труппой ненадолго и редко с кем возникали у мэтра уникальные взаимные «настройки». «Режиссер говорит, что черное - это белое, и мы должны ему верить», - определяет Костя свое понимание театра. - «И мы верим». Но мгновения счастья так коротки. После ухода Ю. Любимова Константин остается востребованным приглашенными режиссерами. В «Венецианских близнецах» (режиссер П. Ланди) он исполнил роль Лелио и, кроме того, поставил фехтовальные бои. Лелио - традиционная маска комедии дель арте - капитан, трусоватый и глупый бахвал. Спектакль для этого актера сродни поединку: «Это как бокс - нельзя идти на поводу у публики, мы должны ее «добить» с помощью лацци! Тут нужно очень активно работать, держать бешеный темпоритм». В «Калеке с острова Инишман» (режиссер С. Федотов) К. Любимов сыграл малыша Бобби, в образе которого «по Станиславскому» искал в злом, где он добрый, за грубыми повадками лодочника обнаруживая израненную душу.

Константин обладает редким умением расти в роли. Это не тот случай, когда после первых нервных спектаклей все «устаканивается», а именно непрерывный процесс нюансировки уже сложившегося образа, как в новых постановках, так и в легендарных таганских шедеврах. Как часто «новичок» в старом спектакле нарушает какую-то неуловимую гармонию, не попадает в эмоциональный «такт» действия. Удивительно точен Костя в роли Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». Поначалу Иванушка выходил у него несколько грубовато прорисованным, одной-двумя красками, но от раза к разу множились оттенки, приходили голосовые, интонационные тонкости, которые очень важны в этом спектакле, выстроенном на созвучиях. К. Любимов последовательно проводит своего героя от наивного пролетария, вдохновленного древним сюжетом, через безумие к прозрению. С каким мрачным недоверием выслушивает он витиевато-корректную критику Берлиоза (Э. Гааз) на свою поэму, и как мгновенно и легко принимает резкие слова Мастера (Д. Щербаков). Простодушный Иван чутьем угадал настоящий талант и последовал за ним. Бездомного у Кости отличает истинно мужская преданность. Он - верный ученик Мастера, наследующий его поэтический слог и романтическое мировоззрение. В Иване особенно чувствуется внутренняя цельность актера, его человеческая убежденность, располагающая к себе.

Когда Ю. Любимов взялся за постановку «Горя от ума», он вопреки всем ожиданиям назначил Константина на роль Чацкого. Но торопясь выпустить спектакль и не получив мгновенного результата, «шеф» незадолго до премьеры сменил исполнителя главной роли. Как знать, реши Юрий Петрович довести до конца свое неординарное решение (такой искренний сильный Чацкий явно был чужд фальшивому фамусовскому обществу), актер с его умением «добирать» наверное бы вытянул материал. Тем более что пример выигранной роли у молодого актера тогда уже был - это Гемон в «Антигоне». Репетиции были очень трудными. Ю. Любимов возился с актером, подбирал специально для него спортивные ассоциации, и Костя упрямо искал верные интонации, раскладывая гекзаметр по шагам. В результате - роль строгой скульптурности, филигранно выточенная по пластике и ритмике, по звучанию в хорах. Внутренняя линия - не менее точная, многоступенчатая, скрыто эмоциональная. Особенно богата на интонации и чувства центральная сцена Гемона с Креонтом (Ф. Антипов). Он и по-сыновнему запросто говорит с родным венценосцем, и взывает к его разуму, и, осознав тщетность усилий, отступает, оставаясь при своих убеждениях. Гемон верен здравому смыслу и милосердию, а через это - и любимой Антигоне, и правителю-отцу, предавшему самого себя.

Счастье - работать с талантливым мудрым режиссером, с восторгом и ожиданием бежать на репетицию. Легко отказаться от роли, сославшись на что угодно. Трудно, очень трудно жить и работать во времена перемен, брести по бездорожью в неизвестность. Трудно, но честно. Константин пробует. Только «ввязавшись» в работу, можно чего-то достигнуть, приобрести опыт, как позитивный, так и негативный. Как пел В. Высоцкий, «нужно провести разведку боем - для чего, кто сразу разберет?»

 

Фото Александра СТЕРНИНА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.