Призвание - театр. Вячеслав Сорокин (Москва)

Выпуск № 2-172/2014, Лица

Призвание - театр. Вячеслав Сорокин (Москва)

В не так давно вышедшей книге профессора Щукинского училища А.М.Вилькина «О границах дозволенного» с исчерпывающей краткостью дана характеристика нынешней театральной ситуации - «вакханалия дилетантизма». И потому так ценны те режиссеры, что сохранили в себе веру в «театр-кафедру», определенный тип нравственного мышления, основанный на великих традициях русского театра. К таким подвижникам относится и Вячеслав Николаевич Сорокин, кандидат искусствоведения, доцент кафедры театрального искусства Академии переподготовки работников искусства и культуры, который в этом году отмечает свой юбилей.

Казалось бы, ничто не предвещало подобного жизненного пути будущего режиссера, родившегося в небольшом городке Кинель Куйбышевской области в семье служащих. Но пронесся в далеком детстве удивительной звездой спектакль «Сомбреро» по пьесе Сергея Михалкова, увиденный первоклассником, поразившимся этому чуду, так непохожему на обыденную жизнь. Тем не менее, по окончании школы Слава Сорокин собирался поступить в военное училище, хотя его друг намеревался пойти в институт культуры. В результате Вячеслав с первого раза сдал вступительные экзамены и стал... студентом Воронежского государственного института искусств, попав на курс народного артиста РСФСР Николая Вячеславовича Дубинского. Девизом замечательного педагога были слова: «Устоять под ветрами и шквалами и идти при этом вперед!» Именно тогда родилось в начинающем свой путь В.Сорокине чувство верности избранной профессии. «Я люблю актеров и актрис за их преданность театру, самоотверженность, за то, что они несут со сцены то бесконечное и бесценное чувство добра, а также любви и нежности, так необходимые сегодня».

По окончании учебы в 1980 году В.Сорокин был приглашен в Красноярский ТЮЗ. Первый выход на сцену - Паренек в шинельке в спектакле по пьесе Леонида Леонова «Нашествие». Выходил в прологе и эпилоге, но ощущение какого-то магнетизма, полета было полным. Этому чувству способствовало и впечатление от самого города: «Я полюбил Красноярск сразу. В первый день приезда. Его облик и атмосферу. При первом взгляде, брошенном на Енисей и поднимающиеся за ним сопки - они захватили меня своим великолепием, красотой, мощью. И даже длиннющий проспект имени Газеты «Красноярский рабочий» на правом берегу был для меня в то время главной улицей жизни».

Театр юного зрителя был открыт в городе в 1964 году. Основой труппы послужил выпуск знаменитого ЛГИТМИКа (Ленинградского государственного театра, музыки и кинематографии), курс Геннадия Опоркова, и атмосфера студийности, творческого озорства и доброжелательности сохранялась еще долгое время. Первую главную роль В.Сорокин сыграл в спектакле по пьесе Р.Каца «Разговоры в учительской, слышанные Толей Апраксиным лично» (режиссер Александр Хугаев). Именно тут к молодому артисту пришло понимание качества затрат актерского труда, осознание миссии театра. В 1983 году состоялись гастроли театра в Ленинграде и Москве. В качестве лучшего спектакля критика отметила «В огне брода нет» (режиссер Елена Тутова), где главные роли сыграли Людмила Яковлева и Вячеслав Сорокин. «Таня здесь (играет ее Л.Яковлева) - девчушка шустрая и смешная, но уже чувствующая себя «бабой» и из-за того стремящаяся обрести любовь. Ее искреннее чувство к Алеше Семенову (В.Сорокин), поначалу почти нелепое, постепенно становится и грациозным, и светлым, и по-своему волшебным. Их встреча на мосту, перекинутом через железнодорожные пути, пожалуй, самые лирические картины спектакля: все в них трогательно, чисто, светло - и неумелое кокетство Тани и столь же наивное желание Алеши казаться независимым и бывалым».

Затем последовал целый ряд ролей пацанов, бедовых и ловких, типа Генки в «Кортике» Анатолия Рыбакова, Павлова в «Гуманоид в небе мчится», Зайца в «Новеньком» Э. Акопова... была и первая встреча с Шекспиром, пусть в небольшой роли Заморыша в «Сне в летнюю ночь».

В 1986 году Василий Грищенко, главный режиссер Рязанского ТЮЗа, пригласил В.Сорокина в свой театр. Роли сыпались как из рога изобилия: Большов в «Своих людях», Царь в «Коньке-Горбунке», Том в «Стеклянном зверинце», Мельник-Нарцисс (один из трех толстяков) в известной сказке Юрия Олеши, две роли в шекспировских комедиях - мистер Форд («Виндзорские проказницы») и Транио («Укрощение строптивой»), но среди этой актерской круговерти подспудно пробивалась мысль о режиссуре, и в 1995 году В.Сорокин поступает на режиссерские курсы по кафедре профессионального искусства Академии переподготовки работников искусства и культуры, где его мастером становится Михаил Михайлович Новохижин. Дипломная работа «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, представленная на смотре «Театральная весна» в Рязани в 1997 году, была признана одним из лучших спектаклей. Затем последовали постановки «Острова сокровищ» по одноименному роману Р.Стивенсона, «Недоросль» Д.Фонвизина, «Медведь» и «Предложение» А.Чехова. Это насыщенное творчеством время сам В.Сорокин признает как период обретения актерской профессии и подступов к режиссуре. «Звездный час» был впереди, и подарила его Сибирь, близкий сердцу Красноярский ТЮЗ, куда он вернулся в 1999 году, но уже в качестве художественного руководителя.

Главным событием второго красноярского периода было знакомство с писателем Виктором Астафьевым и работа над спектаклем «Звездопад». Это счастливое время отражено в журнальной публикации В.Сорокина, обнаружившего, помимо прочих, и дар писателя, так живо, ярко, с подкупающей интонацией жизнелюбия написавшего эту документальную повесть, опубликованную в солидном «толстом» журнале и занявшую почти четверть его площади. Встречи с писателем, беседы с ним, его напутствие: «Надо жить, и пока живешь, дерзать, перебарывая сопротивление и неуверенность свою, изжигая сердце, надсаживая память...», - позволили В.Сорокину создать спектакль, проживший долгую десятилетнюю жизнь на периферийной сцене. «Пьеса стала «моей» историей для сегодняшних молодых людей, когда на рубеже двух тысячелетий они все меньше верят в сострадание, верность, дружбу. А именно эти качества должны оставаться тем млечным путем для будущих поколений, что и породило название спектакля - «Звездопад».

Показательно это кипение творческих сил режиссера, ведь одновременно с началом работы над «Звездопадом» В.Сорокин закончил аспирантуру в Щукинском училище. Навсегда запомнил он завет своих педагогов Марианны Рубеновны Тер-Захаровой и Леонида Ефимовича Хейфеца о необходимости освоения пласта культуры как показателя «породы» художника. Именно поэтому работы В.Сорокина отличает та интеллигентность, «незаметность» режиссуры (знак настоящего мастерства), что и составляет подлинный профессионализм, который исчезает на современной сцене с устрашающей быстротой.

Предложенная В.Сорокину годовая стажировка в Московском театре им.Н.В.Гоголя у народного артиста РФ Сергея Яшина обернулась в конечном счете работой в этом театре в течение двенадцати лет, «вплоть до так называемого "переформатирования"...» Как правило, постановки осуществлялись совместно с главным режиссером - «Отель «Ламбада», «Капитанская дочка», «По щучьему велению», «Ночь перед Рождеством», «Однажды в Калифорнии», «Мистраль»...

Еще в 1999 году к 200-летию со дня рождения великого поэта в Красноярском драматическом театре им.А.С.Пушкина был поставлен спектакль «Капитанская дочка», вызвавший резкую отповедь В.Астафьева: «Александр Сергеевич всё написал! Ну ты хотя бы донеси до зрителя замечательный язык его прозы... Ну не выдумывайте то, чего нет!.. Зачем там письма Екатерины и Дидро? Зачем экран с картинками? А это голое тело на телеге? К чему?»

Вспоминая московский спектакль, прежде всего отмечаешь его верность тону пушкинской прозы, внешне бесхитростно-простодушному, но полному биения живого человеческого сердца. Как замирал зал (самый безжалостный в театре - подростковый) во время объяснения в любви Маши и Гринева: беззащитная юность охраняла себя щитом целомудренного чувства, и голова Маши, чуть склонившаяся к плечу любимого, говорила о силе их чувства острее и ярче, чем иная «ударная» мизансцена.

В «Ночи перед Рождеством» тема любви решалась иначе - сказка! Но неожиданно (еще задолго до украинских событий) вспыхнула провидческим огнем театра сцена с запорожцами, вдруг вставшими монолитной стеной, положив руки друг другу на плечи, и пропевшими прямо в зал песню-клятву «С Россией - навеки!» Такие театральные мгновения дорогого стоят и свидетельствуют об умении режиссуры дать эмоционально-аналитическую оценку сценического действа, которая возможна лишь при «скрупулезной разработке причинно-следственной связи поведения персонажей в пьесе и подробное выстраивание их физической жизни на площадке».

В конце мая 2014 года по инициативе В.Сорокина в Академии переподготовки работников искусства и культуры состоялся фестиваль-практикум «Театральная магистраль», который открыл спектакль театра-студии «АПРИКТ» «Что случилось в зоопарке», поставленный В.Сорокиным. В первом переводе пьесы Э.Олби - Т. Голенпольского, изданном Новосибирским университетом в 1968 году, название звучит иначе и, думается, точнее: «Зоологическая история», поскольку аналогия зоопарка, зверинца, тюрьмы и мира, где все отгорожены друг от друга решетками, прослеживается явно. Недаром сам Э.Олби писал: «Я анализирую ... действительность, обрушиваясь на подмену подлинных ценностей в нашем обществе искусственными, обличая жестокость, опустошенность и выхолащивание всего человеческого». Полувопрос-полумольба Джерри - «человек обязательно должен как-то общаться хоть с кем-нибудь» близок проблематике Ф.Достоевского. Это ощущение подтверждает и переводчик Т.Голенпольский: «Портрет Джерри, написанный Олби, где-то смыкается с портретом рассказчика из «Записок из подполья» Достоевского только в более современном американском варианте». И В.Сорокин тактично дает почувствовать эту «перевернутость» мира, в котором «человек - лучший друг собаки». Постановщик подкупает объемом проработанности ролей, пониманием тех нюансов жизни спектакля, что составляют его ткань.

Все эти качества в полной мере пригодились В.Сорокину в его первом - режиссерском обращении к Шекспиру да еще к такой всеобъемлющей трагедии, как «Лир», показанной на другом московском фестивале - «Только Шекспир» летом 2014 года. Главная идея спектакля определялась четко: «Крушение мироздания начинается с разрушения семьи». Развал этой крошечной ячейки мира представлен режиссером с беспощадностью хирурга, отсекающего больную плоть ради спасения жизни. При этом нигде не было нарушено чувство меры, художественного вкуса: лаконизм режиссерского языка, скульптурная выразительность пластических мизансцен, их эмоциональная точность в сочетании со словом Шекспира в полной мере передавали суть великой трагедии.

Все это свидетельствует о приверженности В.Сорокина традиционным для русского театра принципам режиссуры: глубокому прочтению авторского произведения с психологическим погружением в материал, создание актерского ансамбля и творческой атмосферы - таково его кредо. Не случайно темой кандидатской диссертации, защищенной В.Сорокиным в 2002 году, был «Поиск синтеза содержания и формы в творческом процессе», а в основу работы положена методика анализа драматургического произведения как некоей модели режиссерской экспликации. Новизна работы заключалась, в первую очередь, в обращении к фундаментальным принципам репертуарного театра, связанным с содержанием пьесы. На всю жизнь сохранились в памяти В. Сорокина слова писателя В.Астафьева: «...бывает, сидишь, а под тобой горит все от чувства неловкости... А чувство неловкости - от несоответствия автору, несоответствия слову и тому, что он писал. Чувство такое чаще всего возникает, когда Режиссер Режиссерыч возьмет и за тебя дополнит. Он думает, что лучше меня знает это произведение, чувствует и имеет право дополнять. Вот тогда неловко и становится. Сидишь и думаешь: куда бы спрятаться?»

Эту «меру дозволенного» в прочтении автора В.Сорокин пытается сохранить в своих спектаклях, а их более пятидесяти. Приглашают его много и часто: Рязань, Красноярск, Иркутск, Курск, Таганрог, Тверь, Дмитров, Нижний Тагил, Бугуруслан, Березники...

Помимо постановочной работы В.Сорокин активно занят педагогикой: почти 15 лет он преподает в одном из филиалов Московского университета культуры и искусства, а также в Академии переподготовки работников искусства и культуры. Его ученики успешно работают в творческих коллективах Москвы, Кирова, Саранска, Ижевска, Грозного, Липецка, Бугульмы, Оренбурга, Бугуруслана, Рязани, Ростова... Работа с молодыми необычайно увлекательна, поскольку происходит постоянный поиск новых подходов в освоении профессии, обновление методики преподавания. По сути, это - обмен творческой энергией и взглядами на жизнь. Студенты не дают возможности остановиться, успокоиться. И вот одна из последних удач: курсовой спектакль «Вдовий пароход» по пьесе И.Грековой и П.Лунгина в 2013 году на Всероссийском фестивале в Коломне получил Гран-при.

В своей документальной повести о В.Астафьеве В.Сорокин называет его воинствующим идеалистом. Пожалуй, В.Сорокина тоже можно назвать идеалистом, только с другим эпитетом - миролюбивый, сдержанный. Главное его качество - упорство. Если цель поставлена, она должна быть достигнута. И она достигается! Вот и теперь впереди много планов. Удачи!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.