Рукопожатие с Серебряным веком. "Театр Юрия Завадского"

Выпуск № 2-172/2014, Выставка

Рукопожатие с Серебряным веком. "Театр Юрия Завадского"

Символами выставки «Театр Юрия Завадского. К 120-летию со дня рождения режиссера», открывшейся в Доме-музее М.С. Щепкина, филиале Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, можно назвать многочисленные рисунки Юрия Александровича и его знаменитые острозаточенные карандаши. Родные и друзья вспоминают, где бы он ни был - на репетиции, совещании или дома, принимая гостей, - всегда выводил что-то на листе бумаги. Он хотел стать художником, но этому чувству прекрасного суждено было пролиться не на холст, а на сцену. «Глаз у него был острый, - вспоминает ученик Юрия Завадского, худрук РАМТа народный артист России Алексей Бородин. - И эта острота зрения, не просто копирующая что-то, а преобразующая».

Идеи Юрия Александровича сродни понятиям индийского ученого В.Бахадура о том, что цель искусства - вдохновлять, очищать и облагораживать человека, для этого оно должно быть прекрасным. Однако театр-праздник Завадского произрастал на другой почве. «Как я ни увлекался Вахтанговым и Станиславским, меня никогда не покидало желание сделать что-то по-своему. Восхищаясь учителями, я в то же время с ними в чем-то не соглашался. Это несогласие, в сущности, и привело меня к решению самостоятельно жить в искусстве», - признавался Юрий Александрович. Тем не менее, он был роскошным эхом своих великих наставников, вобрав в себя все лучшее из их учений и соединив в своей деятельности две театральные школы - Е.Б.Вахтангова и К.С.Станиславского.

То, что сейчас широко применяется современными театральными режиссерами - выход артистов в зал с целью вовлечь зрителей в игру, перформанс перед началом представления в фойе и т.д. - уже использовал в своих постановках Юрий Завадский. Он ухитрялся даже трагические вещи делать артистично, легко и вместе с тем мудро. У него был свой неповторимый стиль. И в артистах он ценил то же самое - яркую индивидуальность. В Театре имени Моссовета Юрий Александрович собрал звездную труппу: Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Михаил Козаков, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Геннадий Бортников и другие.

На юбилейной выставке можно было увидеть раритетную коллекцию фотографий из фондов Бахрушинского музея и музея Театра имени Моссовета. Несмотря на то, что снимки черно-белые, на них проступает творческая энергия исполнителей и эмоциональная красочность постановок. «Трактирщица», «Нашествие», «Маскарад», «Антей», «Шторм», «Отелло», «Укрощение строптивой», «Госпожа министерша», «Бранденбургские ворота», «Виндзорские насмешницы», «Петербургские сновидения»... Шаг за шагом погружаешься в театр Завадского и жалеешь, что нельзя перенестись во времени, чтобы посмотреть воочию все эти замечательные постановки на моссоветовской сцене.

«Иногда представление о будущем спектакле у меня начинается с ощущения его ритма, цвета или света, - говорил Юрий Александрович. - Ведь у каждого автора люди существуют в определенной атмосфере - световой, ритмической, динамической... Сначала у меня возникает мечта, потом образ, потом я начинаю видеть сцену, потом спектакль». Дополнением к портрету театра Завадского стали афиши, эскизы декораций, костюмы. Главный художник Бахрушинского музея Василина Овчинникова замечательно обыграла небольшое выставочное пространство, раздвинув его до пределов просторного фойе, будто посетители пришли на спектакль и знакомятся с портретами артистов в ожидании третьего звонка.

Юрий Александрович возглавлял Театр имени Моссовета с 1940-го по 1977 год, поэтому нет ничего удивительного в том, что данному периоду была посвящена большая часть экспозиции. «Представленное огромное количество фотографий, афиш говорит о том многообразии, которое было в театре и которое мы стараемся сохранить, - подчеркнул на открытии выставки в Доме-музее М.С. Щепкина худрук Театра имени Моссовета народный артист России Павел Хомский. - Мне довелось несколько лет работать под руководством Юрия Завадского. Кто-то хорошо сказал, что одно рукопожатие отделяет нас от Серебряного века, когда мы встречаемся с Юрием Александровичем. Это действительно было так. Мы потеряли с его уходом огромный пласт культуры. Я не могу назвать в сегодняшнем театральном сообществе человека, равного ему по уровню культуры, по ощущению театра как праздника, которое он унаследовал от своего учителя Евгения Вахтангова».

Однако образ Юрия Завадского был бы неполным без его актерских работ и первых шагов в режиссерской деятельности. Куратор выставки старший научный сотрудник Бахрушинского музея Галина Бескина грамотно подобрала материал и построила экспозицию по принципу хронологии, начиная со студии Е.Б. Вахтангова, в которую Юрий Александрович поступил в 1915 году сначала в качестве художника, а затем - актера и режиссера. Высокий, статный, невероятно красивый, интеллектуально развитый молодой человек быстро снискал благосклонность мастера, став его любимым учеником и помощником. Юрий Завадский получает главные роли в самых знаменитых вахтанговских спектаклях: Антония в «Чуде святого Антония» (1916 г.) и Калафа в «Принцессе Турандот» (1922 г.).

В 1924 году по приглашению К.Станиславского Юрий Александрович становится актером Московского Художественного театра. Среди ролей этого периода Чацкий в «Горе от ума» и граф Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Глядя на очень выразительные фотографии, представленные на выставке, где Завадский предстает также в образах Трубецкого («Николай I и декабристы») и Александра I («Надежда Дурова»), невозможно не согласиться с современниками Завадского в том, что в нем было нечто незаурядное, магнетическое, интеллигентное. Как тут не вспомнить строки Марины Цветаевой, посвященные Завадскому:

Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.

- Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! -

Сказать еще? - Златого утра краше!

Сказать еще? - Один во всей вселенной!

Самой Любви младой военнопленный,

Рукой Челлини ваянная чаша.

«Мне было интересно общаться с дедушкой. Правда, это происходило не так часто, поскольку мы жили отдельно, - вспоминает внук Завадского Игорь. - Хотя я был школьником, те беседы, занятия, которые он со мной проводил, много дали мне в плане культуры, искусства. Театр, живопись, музыка были для него нераздельны. Он не только замечательный человек и режиссер. Для меня дедушка был олицетворением русской интеллигентности. И я очень благодарен устроителям выставки, что они не забыли о нем и что здесь присутствует дух Завадского».

В экспозицию, посвященную 120-летию со дня рождения великого мастера, вошли также фотографии, программки спектаклей, поставленных в годы основания Юрием Завадским собственной студии, а также в период его работы в Центральном театре Красной Армии и в Театре имени М. Горького в Ростове-на-Дону. Привлекает внимание «Автопортрет с братом Владимиром», предоставленный Игорем Завадским. Но все же более всего его художественный талант просматривается в карандашных рисунках, которые организаторы выставки объединили в одну тетрадь. Перелистывать ее - бесконечно увлекательно. На каждой странице не просто портреты, а образы, мысли, настроения, впечатления от того, что происходит вокруг, переданные графически.

«Юрий Александрович все высокие слова об искусстве, театре, о предназначении человека произносил совершенно органично, - рассказал Алексей Бородин. - Я никогда, при всей его красоте, не видел его в какой-то позе. Ни на одной встрече, ни на одном занятии не было такого, чтобы он из себя что-то изображал. Целостность личности, мощь, которая от него исходила, одновременно с тем, что жизнь его была полна сложностей, что ему приходилось тащить театр, - все это просто невероятно. Юрий Александрович, как зажженную свечу, передавал нам, своим ученикам, заветы своих бесконечно любимых учителей, Вахтангова и Станиславского. Для него это было важно».

Выставка «Театр Юрия Завадского. К 120-летию со дня рождения режиссера» - это ретроспектива жизненного и творческого пути не только конкретного человека, а целой эпохи, безвозвратно ушедшей, но оставившей нам в наследство свою особую атмосферу духовного единства людей, живущих подлинным искусством.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.