Настоящую силу камня людям показать... Вспоминая Кирилла Панченко (Москва)

Выпуск № 2-172/2014, Вспоминая

Настоящую силу камня людям показать... Вспоминая Кирилла Панченко (Москва)

7 августа 2014 года не стало театрального режиссера, заслуженного артиста России, заслуженного артиста Украины, лауреата премии города Москвы, основателя и художественного руководителя Московского драматического Театра на Перовской Кирилла Маратовича Панченко. Он ушел на 54-м году жизни, будучи полон творческих сил, интересных проектов и планов. Но кто скажет, что уход из жизни настоящего лидера - явление, к которому можно подготовиться?..

Его любовь к театру пробудилась в подростковом возрасте - в знаменитой Первой студии Олега Табакова, куда Кирилл Панченко пришел четырнадцатилетним подростком. Затем был актерский курс в ГИТИСе, откуда после двух лет учебы он ушел в Театральное училище имени Б.В. Щукина, которое закончил в 1983 году по специальности «режиссура» на курсе у Е.Р. Симонова и В.А. Эуфера. Затем - работа в Республиканском русском театре в Чебоксарах, стажировки у А.А. Гончарова и Е.Р. Симонова, постановки в различных городах России. А еще - Беларусь, Украина, Молдова, Сербия, Македония...

Работу над каждым своим спектаклем он начинал с фирменного приема: влюбить актеров в драматургический материал - вот залог того, что спектакль получится, как минимум, не скучным для зрителей. Впрочем, будучи режиссером не по профессии, а по духу, Кирилл Маратович Панченко никогда не довольствовался минимумом. Поэтому в 1987 году он создал свое детище - Театр-лабораторию «Новогиреево», которая в скором времени приобрела муниципальный статус и стала Московским драматическим Театром на Перовской. На этой сцене он без малого три десятилетия последовательно воплощал все те театральные принципы, в которые свято верил, - принципы русского психологического театра, где режиссер является преданным и чутким проводником между драматургом, актером и зрителями.

Круг его режиссерских интересов был необычайно широк: от Шекспира и Островского до Мамлеева и Сумарокова, Лермонтов и Грибоедов благополучно соседствовали в афише его театра с Кулишом... Безусловно, особое расположение он испытывал к классике. Но не потому, что «это литература на все времена» - подобный аргумент не казался Панченко сколько-нибудь убедительным. В своей режиссерской жизни он походил на бажовского Данилу-мастера, для которого самым главным было стремление «настоящую силу камня людям показать». Поэтому, глядя на «золотую сотню» спектаклей, созданных Кириллом Маратовичем, нельзя не заметить, что к некоторым пьесам он в разные периоды своего творчества не раз возвращался: «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга, «Лес» Александра Островского, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Горе от ума» Александра Грибоедова... Возвращался, потому что открывал новые и новые смыслы, интонации, драматургические глубины - ведь для него принципиально важным было открыть зрителям Авторское слово, увлечь в мир, созданный драматургом.

Он любил повторять артистам собственный афоризм: «Сущность театра - Чудо». И не случайно одним из своих любимых персонажей в последние годы он называл... Гарри Поттера, считая, что природа этого героя во многом схожа с сущностью актерского существования: быть ребенком, умеющим верить в волшебство и вселять эту веру в других. «В актерской профессии нельзя становиться взрослым», - говорил он. И с трепетом относился к своим артистам, с которым щедро делился собственными знаниями, размышлениями, становясь для них своеобразным проводником не только в профессию, но зачастую и в Мир Великого Искусства.

О спектаклях Кирилла Панченко написано непростительно мало. Кто-то в качестве «весомой» причины называл отдаленность Театра на Перовской от центра Москвы: мол, Новогиреево - не самый театральный район столицы. Другие ссылались на «нетрендовость» Панченко - а тот и вправду работу с актерами предпочитал театральным тусовкам, в которых, как он считал, каждый лишь показательно набивал себе цену. Были и такие, кто, не удосужившись посмотреть хотя бы какие-то из его спектаклей, безапелляционно утверждали: «Что интересного можно увидеть на Перовской?» Устав с годами пробивать стену неверия, Кирилл Панченко с головой погрузился в режиссерские исследования, благодаря которым, как казалось, он нащупал «формулу» идеального спектакля. Того, который мог быть одинаково интересен и претенциозным театроведам, и простым зрителям. Его методика работы с авторским текстом - не осовременивание, а транскрибирование драматургических текстов в определенное время и культурно-смысловое пространство - дало ряд уникальных спектаклей, среди которых работы Кирилла Панченко последних лет: «Макбет» У. Шекспира, «Тарелкин» А. Сухово-Кобылина, «Ревизор» Н. Гоголя... И, конечно же, своего вдумчивого исследования ждет его уникальная методика работы с актерами, благодаря которой его спектакли представляют собой не холодные режиссерские конструкции, но пульсируют живыми сценическими образами, яркими, порывистыми, зачастую неожиданными, но всегда глубокими и убедительными.

«Пожалуй, одно из самых главных режиссерских качеств, - не уставал повторять Кирилл Маратович, - это умение рассказывать истории. А все мои сценические истории, вне зависимости от жанра, - это сказки. Не важно, добрые они или злые, лиричные или саркастичные, смешные или с ноткой грусти, древние или современные... Потому что только сказка дает возможность человеку путешествовать в иных мирах, оживлять и осуществлять самые потаенные фантазии и переживания, погружаться в бездны эмоций и страстей, ощущая бесконечное чудо окружающего нас мира... И если это мне как режиссеру удается увлечь зрителей своей очередной театральной историей - я чувствую себя самым счастливым человеком на свете».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.