Омск. Повесть о любви и памяти

Выпуск № 3-173/2014, В России

Омск. Повесть о любви и памяти

Арбузовская «Старомодная комедия» на сцене омского «Пятого театра» получилась именно старомодной, со всеми характерными приметами ушедшей советской эпохи. Новосибирский режиссер Евгений Рогулькин разумно не стал подгонять пьесу под современность - отбрасывать говорящие детали, убирать из спектакля память о войне или «прибалтийский миф», чем грешат многие его коллеги. Ведь при такой интерпретации потерялось бы самое главное. Спектакль по пьесе, полвека не сходящей с театральных подмостков и телеэкранов, он превратил в динамичный мюзикл, легко погружающий зрителя в атмосферу полувековой давности.

Маленький орекстрик (или, как его называет режиссер, октет) исполняет песни из репертуара Тамары Миансаровой, Эдиты Пьехи, Вадима Мулермана, Аиды Ведищевой. Они разделяют эпизоды, происходящие в разных местах, а еще перекликаются с основным действием, делают происходящее на сцене глубже, ярче, фактурнее. Ведь музыка - это одно из действующих лиц в любом спектакле. Она говорит то, что нельзя показать, объяснить чистым сценическим действием... Ставшая прошлым война буквально врывается в солнечный курортный мир - с песней Юрия Визбора: « И я шепчу: «Прости, Валерий Палыч, прости за то, что выжил, дорогой...». А песня про Одиссея и Пенелопу - тех, кому очень долго пришлось ждать встречи, внезапно ставит героев в один ряд с персонажами греческого мифа.

Главного врача санатория Родиона Николаевича и его экстравагантную пациентку Лидию Васильевну играют блистательные Владимир Остапов и Татьяна Казакова. Она - дама во всех смыслах яркая, в розовой шляпке с цветочком, почему-то именуемой «чалмой», садится на стол и поет: «Утро красит нежным светом». Потом демонстративно рвет стандартную анкету и, напевая все ту же песню, выходит. А его, молча занятого бумагами, почти не видно. Говорит все время Лидия Васильевна, Родион Николаевич, погруженный в свои мысли, сливается с фоном, фактически выполняя его функцию.

Позднее, в кондитерской монолог одной актрисы, наконец переходит в разговор. Хотя общаются они странно: он - уткнувшись в газету, она - в письмо. На ступеньках Домского собора расстояние, разделяющее живущего памятью о прошлом мужчину и одинокую женщину, становится видимым, пропасть, лежащая между ними, - ощутимой. Все их слова отзываются эхом в огромном пустом пространстве.

Но это расстояние чудесным образом преодолевается, и вот уже двое идут по синей акварельной Риге под одним зонтом. Так, шаг за шагом, становятся ближе два взрослых, давно сложившихся человека, каждый со своим прошлым. Постепенно превращаются из комических героев в романтических, отказываясь от неуместных деталей костюма вроде шляпки кричащей расцветки, отбрасывая один за другим нелепые шаблонные жесты. Актерам удалось удивительно точно показать, как чувства меняют людей, как из них постепенно уходит все наносное, ненужное. Он отбрасывает маску официального лица, она - нарочитое кривлянье. Тихая нежность во взгляде лучше любых слов говорит, что и поздняя любовь прекрасна. Правда, букет гвоздик, завернутый в газетку, Родион Николаевич все равно подает Лидии Васильевне вверх ногами.

Пока они вместе, время теряет над ними всякую власть. Когда решат расстаться - волшебство закончится, и возраст вновь напомнит о себе. Он сгорбится, резко постарев всего за несколько мгновений. И сказочно помолодеет, когда она вернется. Когда на пороге вновь появится эта женщина с восторженными глазами влюбленной девочки-подростка...

Вообще, волшебных преображений, позволяющих актерам продемонстрировать все свое мастерство, в этом спектакле более чем достаточно. После ужина в ресторане незаметный главный врач санатория преображается в истинного киногероя, персонажа культовых фильмов все тех же 60-х: надвинув шляпу на глаза, Родион Николаевич танцует чарльстон. Музыканты поднимают Лидию на руках, а он опускается перед ней на одно колено... Так они шагнули в еще один миф - о «красивой жизни», воплощенный в зарубежных фильмах.

А потом, возвращаясь домой, они заходят на братское кладбище у моря. И звучат, наверное, самые главные в этом спектакле слова: «Верность - высшее проявление силы».

В этой сцене второе измерение спектакля проявляется уже не отсветами, оно становится зримым. Это спектакль не только о поздней любви, он - еще и о ПАМЯТИ. О тех, кого с нами уже нет, о великой войне, от которой нас отделяет все больше времени. Память идет рука об руку с героями, она всегда с ними. Не случайно в первый раз разговаривая о минувшем, Лидия Васильевна и Родион Николаевич стоят спиной друг к другу - прошлое у каждого свое. Чем дальше, тем тише становится разговор. О сокровенном никогда не говорят громко. Именно память поначалу создает между героями спектакля бездонную пропасть, и она же - фактически одна на двоих - в финале сделает этих разных людей самыми близкими...

 

 

Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.