Хабаровск. Пластическая драма из жизни тигров

Выпуск № 3-173/2014, В России

Хабаровск. Пластическая драма из жизни тигров

Идея спектакля «Изящная» возникла у дальневосточного писателя и кинорежиссера-документалиста Владимира Василиненко еще в 1998 году, который официально был объявлен Годом тигра. В. Василиненко, окончив Высшие режиссерские курсы, занимался изучением тигров, снял о них несколько фильмов, написал книгу «Любить полосатого зверя», в которую вошли три повести - «Изящная», «Любить полосатого зверя» и «Клетка». Вот на основе этого материала он и написал сценарий, предложив его художественному руководителю театра «Триада» Вадиму Гоголькову. Однако идея спектакля в тот момент осталась нереализованной.

Вадим Гогольков: «Когда мы сами, сердцем, печенкой, почувствуем, что подошли к пограничной черте, что природа не просто просит о помощи, а кричит, взывая о спасении (за примером далеко ходить не надо: участившиеся пожары, наводнения) - вот тогда можно сказать, что оно наступило, Время «Х». Я вернулся к сценарию, написанному Василиненко более 10 лет назад, перечитал его повести, и у меня возникло желание поставить спектакль».

К этому времени в театре и актриса появилась, которая могла бы помочь в осуществлении замысла - Юлия Новикова. По профессии она хореограф, окончила театральную академию в Питере, стажировалась в Америке. Вернувшись в родной Хабаровск, работала в институте искусств на кафедре хореографии, а потом Гогольков пригласил ее в «Триаду». Хореография в спектакле - тема для молодого специалиста новая, неизученная. Поэтому встреча с Вадимом Сергеевичем, по признанию Юлии, открыла ей глаза на самое себя, вернее на то, чем бы ей хотелось заниматься в профессии - пластической драмой. За год работы в «Триаде» Юлия осуществила хореографию для «Романса о влюбленных», ввелась в спектакль «Старик и море». Но ввод в готовый спектакль - это половина дела. А пройти весь процесс создания роли от замысла до его воплощения на сцене не доводилось.

Юлия Новикова: «Чтобы проникнуть в тему, я посмотрела все документальные фильмы Владимира Василиненко о тиграх, прочитала его повесть «Изящная». Сначала стремилась во что бы то ни стало быть похожей на тигрицу, перенимала ее повадки. Потом поняла, что превратиться в тигрицу я не смогу, что надо в себе самой искать черты тигрицы. Почти год мы работали над спектаклем, пробовали, искали. Вадим Сергеевич предоставлял мне полную свободу, он только объяснял, ЧТО он хотел бы видеть в той или иной сцене. А КАК - это уже моя работа. Иногда он говорил: «Здесь много балета...». Убирали «балет», пробовали другое... Самое трудное было связать в единую нить то, что наработали на репетициях, мы даже устали немного от материала. Все-таки балетный театр и пластический - разные вещи».

Сценарий в процессе работы также претерпел большие изменения, в нем возникли новые персонажи. По словам Гоголькова, когда параллельно с жизнью тигров он придумал вывести в спектакле людей, все стало на место - определился сюжет, возник конфликт. А когда зазвучала музыка Дмитрия Голланда, появились декорации и костюмы Сергея Кима, в которые художник вплел нанайский орнамент для придания спектаклю местного колорита (хотя тема «берегите природу» мировая и касается не только наших мест), стало понятно, что спектакль вызрел из самой глубины нашей дальневосточной земли.

... Из-за кулис возникает сначала ступня, изящная, сильная, потом нога, плечо, руки. И вот она перед нами, Белая тигрица в исполнении Юлии Новиковой. Кошка, игрунья, лукавая, любопытная, нежная. Пьет из ручья, катается по траве, нежится в лучах солнца. Неужели она и есть тот опасный и страшный хищник, которого Редъярд Киплинг описал в своей «Книге джунглей»? С детства запомнилось, что самый отталкивающий персонаж в «Маугли» - тигр Шер-Хан.

Владимир Василиненко: «Я всю жизнь борюсь с Киплингом. Подозреваю, что он никогда не знал тигра, просто придумал своего Шер-Хана как антипод главного героя. А я, когда стал заниматься этой темой, понял, что тигр - удивительный зверь, которому очень трудно существовать из-за слабого сердца. В отличие от медведя или собак, у которых сердце составляет один процент от живого веса, у тигра оно - вполовину меньше. Поэтому он никогда не будет бежать за добычей на дальние расстояния и без повода не нападет на человека. По той же причине тигр выбирает более легкие тропы, тем более его шаг совпадает с шагом человека. Но тигр, как всякая кошка, очень любопытный, он наблюдает за человеком, идет по его следам, выходит на проселочные дороги, а человек думает, что зверь крадется за ним, чтобы напасть. И стреляет. А если тигра не убьешь с первого выстрела, берегись! Конечно, тигр - хищник, которому надо есть и пить, поэтому он охотится, но он никогда не будет убивать на всякий случай. В отличие от человека. Мне он очень симпатичен, и я хочу, чтобы к этому зверю отнеслись с милосердием и пониманием. Потому что представить нашу дальневосточную тайгу без тигра все равно, что Антарктиду без пингвина, или Арктику без белого медведя... «

Свой спектакль Гогольков то ли в шутку, то ли всерьез называет экологическим. В том смысле, что, стараясь понять душу краснокнижного зверя, невольно встал на его защиту. Зверя умного, осторожного, пластичного, почти исчезающего, а потому требующего к себе отношения бережного и человечного. Это отношение создателей спектакля передается в зал и с первых минут рождает доверие зрителей к удивительной дикой кошке. Разумеется, здесь свою роль играет и обаяние исполнительницы, ее природный артистизм, такт, чувство вкуса, с которым хореограф подошла к «эротическим» сценам. Как хороша встреча Белой тигрицы и тигра по кличке Могучий (Илья Ли) - завораживающий грацией и легкостью танец. Вообще хореография очень «говорящая», одухотворенная, идущая от проникновения в материал. И вот странность. С первых минут спектакля, несмотря на то, что Белая тигрица представлена полновластной хозяйкой здешних мест, знающей наизусть каждую тропку и кустик, мы понимаем, что она очень уязвима. И главная опасность, которая ей угрожает, - люди.

Сцена вечеринки, на которой охотники (Павел Данилкин, Михаил Васюков, Вадим Гончаров) разыгрывают право первого выстрела, полна тревоги. Тревога звучит в музыке, она разлита в цветовой гамме: черных костюмах мужчин, вечернем платье Женщины. И только «счастливчик», вытянувший жребий (Юрий Шарымов), ликует, предвкушая завтрашнюю охоту.

Но это будет завтра, а пока на поляне встречаются Белая тигрица и Могучий, шумит-бежит таежная речка, шелестят вековые деревья, в тени которых происходит извечная и прекрасная любовная игра...

Когда у тигрицы появится потомство - та самая Изящная (Владилена Стулова), мать поведет ее за собой знакомыми тропами, будет обучать, как вести себя в тайге, как ступать, прислушиваться к звукам (прекрасный дуэт двух актрис)... но охотники все-таки поймают ее и запрут в клетку.

Ключевая сцена второго акта - спасение Изящной. Белая тигрица, пытаясь вызволить своего детеныша из плена, то бьется в бессильной ярости, бросаясь на железные прутья и пытаясь лапой сбить задвижку, то мечется вокруг клетки, охваченная тревогой. Круги все стремительнее, прыжки выше. Наконец, клетка сломана. Мать уводит Изящную на волю.

Гогольков одевает охотников в бесформенные балахоны из листьев и травы, которые делают их похожими на лесных чудовищ. Аллегория, которая поначалу показалась нарочитой: ведь и без того ясно, что наша любимица Белая тигрица обречена. Однако после рокового выстрела приходится констатировать: да, не ради красного словца опытные лесники говорят, что в лесу нет страшнее зверя, чем человек. Так что эти бесформенные силуэты с ружьями, возникающие из полутьмы, действительно чудовища, ибо пришли убивать. И он прозвучал, роковой выстрел в финале, хотя до последней минуты в сердце теплилась надежда: вдруг убежит, спасется? Увы...

Но театр не был бы театром, если бы не оставлял зрителям надежду. Призрачная, она возникает в сцене сна Охотника, где происходит его встреча с Белой тигрицей. Зарождающийся интерес человека и тигра друг к другу. Эти объятия, сближения, отталкивания почти дословно повторяют любовные сцены с Женщиной. В сущности, та же охота, но любовная, когда не поймешь, кто охотник, а кто добыча. Значит, не все потеряно и контакт человека и тигра возможен?

В финальном танце соединятся люди, тигры, река, деревья. Все они - часть Природы. И если в природе кого-то уничтожают, нарушается общая мировая гармония, внутри самого человека происходят страшные разрушения. И процесс этот необратим. Так что не стреляйте в тигров.

А спектакль «Изящная» стал первой ласточкой на пути возвращения «Триады» к своим истокам - пластической драме.

 


Фотографии предоставлены театром «Триада»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.