Возвращение на курорт. Фестиваль Vasara

Выпуск № 3-173/2014, Содружество

Возвращение на курорт. Фестиваль Vasara

Вот уже второй год подряд (а неофициально - третий) в уютном литовском городке Друскининкай проходит международный театральный фестиваль. В размеренную атмосферу города-курорта, известного своими целебными источниками еще со времен Российской Империи, съезжаются актеры, режиссеры, театроведы, искусствоведы, театральные педагоги, имена которых украшают афиши по всему миру. Чтобы осознать масштаб и значение обсуждаемого события, достаточно сказать, что фестиваль проводится под патронажем художественного руководителя Московского театра имени Евг. Вахтангова Римаса Туминаса. Стоит отметить, что происходящее вовсе не напоминает атмосферу, к примеру, Эдинбургского фестиваля «Фриндж», когда будничная жизнь города замирает и театр заполняет все излюбленные площадки горожан. Друскининкай, по-прежнему, остается по-сибаритски невозмутимым: неизменные курортники, утопая в пушистых белых халатах, все так же продолжают плыть от процедуры к процедуре, сменяя массажиста на солевую ванну или шоколадное обертывание. Здесь все размеренно и неспешно, пока не стихнет полуденный зной; но каждый вечер, когда заходит солнце и песчаные пляжи чистейших озер пустеют, два театральных зала, томимые предвкушением зрелища, заполняет публика. Литовцы и русские, израильтяне и поляки, немцы и англичане, - улыбающиеся, элегантно одетые, являют постоянный контингент зрительного зала. Здесь, в этом санаторно-курортном городке, не так уж много молодежи, но к чести меньшинства стоит отметить, что волонтерами на фестивале, в основном, работают ребята 16-20 лет. Они же с большим воодушевлением приходят на все спектакли и творческие вечера. Собственно, творческие вечера и мастер-классы - это одна из визитных карточек форума.

В этом году в Друскининкай на «ВАСАРА-2014» (в переводе с литовского «лето»), побеседовать со зрителями и гостями фестиваля, в числе прочих, приехали: журналист и фоторепортер Юрий Рост; народный артист России Александр Филиппенко, искусствовед и переводчица, вдова итальянского сценариста Тонино Гуэрра, Лора Гуэрра.

Открыла же череду встреч замечательная Юлия Рутберг, приехав со спектаклем Театра им. Евг. Вахтангова «Крик Лангусты». Представление оказалось на грани срыва: за сутки до показа спектакля у ее партнера по сцене случилась беда, вынудившая его срочно вернуться в Москву. Тем не менее, артистка не только не отменила вечер, но, чтобы не подвести собравшихся, всего за один день придумала трехчасовой моно-спектакль, продемонстрировав на сцене высокую школу актерского мастерства. Выступление Рутберг было настоящим актом искусства, продиктованным высоким профессионализмом и преданным отношением к своей профессии. Почувствовав эту самоотдачу, зал скандировал стоя; а жюри фестиваля вручило актрисе особый приз. Состоявшись на второй день театрального марафона, вечер Юлии Рутберг задал такой тон фестивалю, что организаторам больше не приходилось звать на спектакли: публика шла сама.

Любопытный казус случился со спектаклем украинского театра из Черновцов «Песок из урн», билеты на который неожиданно раскупили только за полчаса до начала. В тот момент, когда администрация «ВАСАРА-2014», ввиду малого количества зрителей, уже готова была признаться в собственной несостоятельности, в билетной кассе театра скопилась невероятная очередь. Юным волонтерам фестиваля, уже занявшим первые ряды партера, пришлось с трудом искать свободные места. Спектакль не подвел. Объединенный коллектив «Независимой театральной лаборатории» (Украина) и East Centre (Австрия), во главе с режиссером Олегом Мельничуком сочинили спектакль о судьбе Западной Украины двадцатого столетия через призму жизни и смерти талантливого, но, к сожалению, мало известного у нас поэта Пауля Целана. Все действие было проникнуто желанием авторов произведения лишь вспомнить и, хотя бы на час, оживить ушедших людей, а не обсуждать непростую политическую ситуацию.

Что характерно, на фестивале «ВАСАРА» можно встретить много молодых и не особо известных публике творческих коллективов. Помимо украинцев из Черновцов, в этом году в Друскининкай приехали и другие яркие молодежные труппы. Именно вновь образованные труппы, которым без специального финансирования, как правило, непросто заявить о себе, в отличие от начинающих актеров, выпускников ВУЗов, которым сейчас выделяется много открытых площадок для реализации их талантов. В театральном мире присутствует целое поколение тридцатилетних артистов, по разным причинам не востребованных прославленными театрами, однако, при этом, не утерявших энергии, заразительности, способностей, а, главное, желания высказываться и находить путь к зрителю. И им важно помочь; организовать диалог с живой публикой и коллегами по цеху, открыть новые имена. На «ВАСАРА-2014» подобных театральных ансамблей было множество. Особенно хочется отметить несколько работ.

Удостоенный специального приза, «симпатии жюри», спектакль Клайпедского молодежного театра - «История ботинок», где сцена в исполнении множества красивых юношей и девушек то взрывалась завораживающими ритмами танцев, то вдруг трогательно затихала, рассказывая о судьбе ношеной голубой туфельки.

Словно в противовес этому спектаклю-феерии, молодой режиссер, актер и саксофонист Матеуш Ольшевский из польского города Лодзь сыграл камерную моно-историю «Novecento» по роману Алессандро Баррико «1900. Легенда о пианисте». Под глубокие звуки блюза и тихую польскую речь без перевода сцена и зрительный зал погружались в уютную темноту едва освещенного пространства. Только масляная корабельная лампа выхватывала силуэт главного героя. Создавалось полное ощущение путешествия в трюме громадного тихоокеанского лайнера с рассказом о пианисте, никогда не сходившим на сушу.

Впрочем, некоторые из представленных на форуме молодых трупп уже пробили себе путь к вершинам славы и по праву считаются корифеями сцены. Примерами таких коллективов послужили израильский театр «Зеро» и Пермский театр «У Моста». Что касается первого, то творческий союз из города Кирьят-Оно (пригород Тель-Авива), это прежде всего семейный театр. Режиссер Олег Радовильский и его супруга актриса Марина Белявцева, чуть более десяти лет назад, в 2003 году, премьерой спектакля «Женщина в песках» по культовому произведению японского писателя Кобо Абэ, открыли новую театральную платформу, сразу же получившую признание публики. В Друскининкай «Зеро» привез именно свой спектакль-визитную карточку. Уже проверенная временем, а десятилетний возраст для постановки это солидный срок, «Женщина в песках» была по достоинству оценена фестивальным зрителем.

Театр «У Моста», детище Сергея Федотова можно по праву считать эталоном для подражания. Ежегодно пермяки помимо активной творческой деятельности в родных стенах, а это несколько премьер в сезон, посещают около сотни международных театральных конкурсов и смотров, на многих из которых завоевывают первые премии. На литовскую землю Сергей Федотов привез своего прославленного «Калеку с Инишмаана». Актерские работы, режиссерское решение и прекрасная история об уединенной жизни обитателей маленького ирландского острова в очередной раз произвела фурор, и коллегия жюри присудила театру «У Моста» Гран-при фестиваля.

Если и дальше фестиваль «ВАСАРА» будет придерживаться выбранной стратегии, он получит все шансы стать одним из важнейших театральных смотров в Восточной Европе. Но это уже покажет будущее.

 

 

Фотографии Марии Зызак

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.