В русле родникового слова. IV Международный фестиваль Ф.Абрамова "Родниковое слово"

Выпуск № 3-173/2014, Фестивали

В русле родникового слова. IV Международный фестиваль Ф.Абрамова "Родниковое слово"

Поездка в Архангельск экзотична и крайне привлекательна для жителя средней полосы России: самый север материка, заканчивающийся Белым морем, рыбное изобилие и северные ремесла, сохранившиеся образцы поморского деревянного зодчества и неповторимая северная атмосфера. Жаль только, что фестиваль «Родниковое слово» проходит осенью, а не весной, в период белых ночей - которые, говорят, именно в Архангельске необычайно хороши.

Этот фестиваль в Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова уже второй раз проходит в статусе международного. Сюда привозят из самых разных городов и стран спектакли по инсценировкам русской и российской прозы. И неслучайно фестиваль носит имя Федора Абрамова, уроженца этих северных краев, который говорил: «Север - это заповедная зона нашей национальной культуры: сказки, былины - все, что изначально создано русским народом, нашими дальними предками, сохранилось до сих пор в первозданной красоте... На Севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная была пронизана многоцветным краснословьем, будь то обычная бытовая речь, или, по-местному, «говоря», то ли песня и сказка, то ли героическая былина и искрометная скоморошина, то ли задиристая и забористая частушка. А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? И народное словотворчество Севера постоянно питает и обогащает русскую литературу». Да и само название фестиваля ко многому обязывает. Это сохранение традиций российской культуры, русского языка - что в наше нелегкое время очень важно.

«Родниковое слово» стало знаковым событием для всей культуры Архангельской области, которая съезжается на этот праздник, чтобы увидеть всевозможные постановки других городов и стран. Шестнадцать театров, приехавших в этот раз, каждый день собирали переполненные залы. Буквально за неделю оказались раскуплены все билеты на взрослые спектакли и за две недели - на детские. В чем сказался, конечно же, определенный театральный голод, существующий и у архангелогородцев, и у жителей Северодвинска и Новодвинска, находящихся неподалеку. Причем, зритель голоден именно до интеллектуального, сложного театра, которого ему не хватает и который был явлен на фестивале в достатке.

В этот раз в Архангельск впервые приехали детские спектакли. А в следующий раз планируется целая программа спектаклей для детей. В рамках фестиваля работала еще и творческая лаборатория «Открытая школа театрального мастерства», которая стала проектом Архангельского отделения СТД РФ «Живое слово театра». Здесь просматривались и анализировались театральные проекты Архангельска и Северодвинска, проводились мастер-классы по режиссуре, и среди участников этой лаборатории я с радостью встретила своих старых друзей из разных городов страны.

Жаль, что на фестивале имени Федора Абрамова самих спектаклей по Абрамову было мало. Кажется, их сейчас вообще немного в наших театрах. Абрамовское «родниковое слово» прозвучало лишь в постановке Владимира Кулагина «Незабываемое», привезенной Ярославским Камерным театром. Этот независимый проект, посвященный Великой Отечественной войне, явил собой драматическую фреску, соединившую два человеческих голоса - монолог бойца с территории сражений и монолог русской солдатки, ожидающей того, кто ушел на войну. И этот плач деревенской Ярославны соединился для нас со знаменитым «Запевом мадонны с Пинеги», поставленным когда-то Кулагиным и ставшим теперь классикой абрамовских инсценировок в театре.

А весь массив показанного на фестивале делился, как и предполагалось, на две части - инсценировки русской и российской классики.

Русскую классику привез Театр на Перовской, завершив собой московское присутствие на этом форуме. Его «Пиковая дама» (вариации на темы А.С. Пушкина) в постановке недавно ушедшего от нас Кирилла Панченко вызвала споры на тему воплощения Пушкина посредством пластики. Впрочем, нынче классика - это всегда интерпретация, а в данном случае перед нами был балет в драме, по-своему поведавший историю о человеческих страстях, заложником которых может стать любой. И явивший нам один из аспектов нынешних приключений пушкинского текста.

Зато «Дядюшкин сон» Котласского драматического театра, поставленный Вячеславом Гуниным, напротив, стал примером нулевой степени интерпретации текста Достоевского, удивив продвинутого зрителя своей архаичностью. Не преодолевая и не модернизируя классического сюжета, режиссер его просто «перечел», никак не претендуя на театральную новизну и моду.

Дважды был представлен Гоголь - «Записками сумасшедшего», привезенными турецким театром «Atolye» в исполнении актера Эрдема Топуза, и спектаклем «Своего театра» из Вологды «Ссора». Это был блестящий дуэт Всеволода Чубенко и Олега Емельянова, рассказавший о вечной ссоре Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Искрометная, бурлескная игра двух этих лицедеев исполнена была меж тем необыкновенной грусти и сострадания к своим незадачливым героям, впавшим в безумие затянувшегося и бессмысленного противостояния.

С инсценировкой российской прозы выступил хозяин фестиваля, Архангельский театр драмы, показав «Один день огромной страны» по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Сам театр называет свою работу экспериментом. К этому мнению присоединимся и мы. В самом деле: строгий, сосредоточенный, документальный и очень горький текст Солженицына, подробно описавшего один день бытия заключенного Шухова, превратился на сцене в центробежное замысловатое действо с оттенком театрального аттракциона. Зритель, размещенный на сценическом кругу, непрерывно кружился - а вокруг него, соответственно, кружилась вся наша страна, похожая на концлагерь, со всеми реалиями и символами начала 50-х, сторожевыми вышками, Сталиным, отбивающим время в рельс, красногалстучными пионерами и горящей красной звездой. Весь этот большой дизайн, осуществленный с избытком стилевых усилий, скорее поведал нам о самом режиссере, нежели о повести Солженицына. Мастер эффектного пейзажа, Александр Горбань сам инсценировал и поставил эту вещь, наполнив ее эскападной режиссурой и подменив суровую атмосферу повести энергичной театральной зрелищностью.

Музыкальная феерия «Алые паруса», привезенная Вологодским театром для детей и молодежи, явила собой даже не инсценировку повести А. Грина, а самостоятельный сюжет Михаила Бартенева и Андрея Усачева, положенный на музыку Максима Дунаевского и срежиссированный Борисом Гранатовым. Это чисто коммерческий проект некоего «гранд-мюзикла», где задействована вся труппа и все возможные сценические эффекты - однако сама история про алые паруса, чистая и романтичная, воспитавшая юные сердца многих поколений, была безнадежно искажена.

Однако порадовал всех спектакль Национального академического драматического театра имени Я. Коласа из Витебска «Похороните меня за плинтусом», поставленный Валерием Анисенко по известной повести Павла Санаева. История взросления мальчишки, разрываемого между страстной любовью деспотичной бабушки и не меньшей любовью изгнанницы-мамы, поставлена просто и сердечно, с искренней игрой, с яркими и сильными характерами. Эта история, как в зеркале, отразила нашу повседневность, быт, нравы.

И еще два моноспектакля вызвали фестивальный интерес. Один из них, «Я - собака», показал театр «Самарская площадь» из города Самары (в котором действительно есть такая площадь). Поставил спектакль Евгений Дробышев. Тут интересен был неизбитый литературный материал - повесть молодого автора Михаила Самарского «Радуга для друга», написанная им в тринадцать лет. Собаку-поводыря, повествующую о своей жизни, играет актриса Наталья Носова. За полтора часа ее пребывания на сцене мы узнаем много любопытного о специфике службы собаки-поводыря, ее отношений со своими подопечными и ее взгляде на жизнь людей, который оказался весьма поучителен.

Спектакль «Мандельштама нет» был привезен Санкт-Петербургским Авторским театром, а играется он на Камерной сцене МДТ-Театра Европы. Это инсценировка по воспоминаниям Надежды Мандельштам, поставленная Олегом Дмитриевым. От лица Надежды Мандельштам - Галина Филимонова. В течение двух часов она рассказывает нам всю историю травли и уничтожения Осипа Мандельштама. Простая точная режиссура и простая лаконичная актерская игра, но отмеченная такой наполненностью темой, таким мощным погружением и таким глубоким драматизмом, которые никого не могли оставить равнодушным.



Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.