"Чтобы начать жизнь сначала..." "Клятва" в Театре "Ромэн"

Выпуск № 3-173/2014, Премьеры Москвы

"Чтобы начать жизнь сначала..." "Клятва" в Театре "Ромэн"

Что все-таки важнее? Сохранить собственное достоинство и честь, дав слово однажды и навсегда, или задуматься о тех, кто будет вынужден исполнять твою клятву вопреки своей воле, чувствам, стремлениям? Насколько мы свободны в этом мире, чтобы чувствовать ответственность лишь за себя и полагаясь лишь на себя? И можно ли, не безнравственно ли жить с подобным ощущением свободы?..

Татьяна Репина написала притчу «Клятва», а Николай Сергиенко поставил спектакль в театре «Ромэн» (сценография Н. Панченко и Н. Сергиенко, композитор Н. Лекарев, балетмейстер Г. Батталова), где заданы все перечисленные и не перечисленные здесь вопросы, а ответы каждый зритель вынесет для себя после окончания этого яркого музыкального спектакля, в котором сильные чувства и горькие мысли старшего и молодого поколения героев понуждают к важным и нужным размышлениям.

Очень выразительна сценография Н.Панченко и Н.Сергиенко - перед нами уходящий к закату или поднимающийся к рассвету диск солнца и дерево, чьи мощные корни прочно вросли в землю. На фоне этой скупой декорации и разворачивается все действие - от начала, когда люди в черном стоят спиной к зрительному залу с зажженными свечами в руках и звучит сначала захватывающая мелодия, а потом клятва Драго (очень хороша в этой роли С.Золотарева!) на похоронах мужа - о вечном трауре по ушедшему, которому она приносит в жертву судьбу двух их дочерей, Юни (П.Золотарева) и Дэи (выразительно играет ее А.Лекарева), и до самого финала, когда действие обратится в кровавое действо.

Николай Сергиенко выстроил спектакль по принципу сменяющих друг друга картинок или, как принято говорить сегодня, «клипов», что естественно решает проблему текущего по своим законам времени, как правило, безучастного по отношению к людским судьбам. Сцена похорон сменяется очень красиво выстроенной сценой влюбленных Дэи и Шандора (Н.Лекарев) под деревом, когда они поют о своей любви, не глядя друг на друга, потому что для них эта любовь - весь мир, который они обнимают, словно ветви старого дерева, и Дэя танцует для своего возлюбленного, сравнивающего ее с птицей. Она, действительно, словно птица - как, впрочем, и остальные персонажи: красивые, пластичные, существующие в подчинении только собственным законам. И потому они не слышат и не желают слышать откровения юродивой Цымблы (ее завораживающе играет автор пьесы, Т.Репина), в которых сосредоточена подлинная мудрость. Как почти всегда в жизни, не слышимая никем, потому что каждый верит лишь в собственную мудрость.

Время течет и течет, словно песчинки в песочных часах, Драго стоически верна своей клятве и не желает замечать, как чахнет ее старшая дочь, как неистово влюблена в своего Шандора младшая, но вечно это продолжаться не может и, поддавшись уговорам Паци, матери Шандора (О.Янковская создает яркий пластический рисунок), Драго решает «смягчить» принятое на себя добровольно много лет назад бремя клятвы и сосватать дочь.

Одна из ярчайших сцен спектакля - эпизод сватовства, когда счастливая Юня готовится к свадьбе с Шандором, тайно влюбленным в ее младшую сестру. Здесь очень интересно наблюдать за Н.Сергиенко, играющим отца молодого человека, Крэцо. Только в момент этого сватовства, когда Драго снимает траур, когда все радуются жизни, поют и пляшут, он понимает, что сын его совсем не радуется этому событию. Отец то внимательно вглядывается в юношу, одиноко стоящего у портала сцены, то вновь поворачивается к танцующему и поющему хору, то опять всматривается в помертвевшее лицо сына. Но и он, Крэцо, подобно Драго, дал клятву, что этот брак принесет всем счастье, поэтому неизбежно состоится, и уже не в состоянии думать о том, сколько сломанных, измельченных в мясорубке времени судеб, окажутся жертвами этой клятвы.

Погибнет нерожденный ребенок Дэи и Шандора, останется в одиночестве опозоренная бегством жениха Юня, зачахнет Драго, убежденная в том, что все это произошло, потому что она изменила своей клятве, станут навсегда несчастными Крэцо и Паца, потерявшие сына... И когда к финалу покажется, что все еще можно как-то наладить, юродивая Цымбла произнесет: «Чтобы начать жизнь с начала, надо умереть...»

Ей единственной окажется ведома истина, которой никто не слышит, потому что свободные люди, цыгане, живут, подобно птицам - по собственным законам, по собственным привычкам, по зову страстей, по силе музыки, звучащей, кажется, не только в ушах, но во всем теле...

Специфика театра «Ромэн» проявила себя в этом спектакле чрезвычайно интересно. Кто из зрителей, читавших или смотревших в драматических театрах «Живой труп» Л.Н.Толстого, не вспомнит рассуждения Федора Протасова, пытающегося объяснить свою невероятную тягу к цыганам, о свободе и воле? Здесь, в «Клятве», эта проблема встает перед нами объемно и сильно потому еще, что все мы внезапно оказались в объятиях не свободы, а именно воли, а она редко может заставить человека задуматься о других людях.

И тогда они становятся жертвами...

А финальный силуэт птицы, появляющийся на солнечном диске, неожиданно и неуклонно вернет память к словам Цымблы: ничего нельзя исправить в прожитом. «Чтобы начать жизнь с начала, надо умереть...»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.