Любовь без одиночества / Сергей Кунин (Оренбург)

Выпуск № 3-173/2014, Лица

Любовь без одиночества / Сергей Кунин (Оренбург)

Заслуженный артист РФ Сергей Кунин - один из ведущих актеров Оренбургского драматического театра им. М. Горького. Он снискал любовь и симпатии зрителей (и не только оренбургских), высокое признание театроведов (и не только российских), уважение коллег (и не только своего театра). Но при всем этом остался чрезвычайно скромным человеком. Сразу оговоримся, что это качество присуще лишь Кунину-человеку. Кунин-артист, отнюдь, скромностью не отличается! В творчестве он выкладывается весь, без остатка и доводит зрителей до смеха и слез, теребит душу, на полную катушку проживает жизнь своих сценических персонажей. В этом его профессия, его жизнь!

Бенефис артиста по поводу его 50-летнего юбилея дает повод оглянуться назад, поинтересоваться, с чего все начиналось.

«В далекие стародавние времена, почти 50 лет назад, телевизор был в диковинку, но зато была радиола. У меня была большая пачка виниловых пластинок - сказки. Я садился на табуреточку и слушал».

Детство Сергея Кунина прошло в Крыму - в Симферополе. Занятия в театральной студии при Доме пионеров подростку очень нравились, а главным открытием стало то, что ему удавалось по-настоящему рассмешить зрителей.

«В одной сказке, «Зайкина избушка», я играл Лису. Когда говорил: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам», - а дальше детским басом: «Ха-ха-ха!!!». Люди почему-то смеялись. Для меня это было в новинку. За эту роль я получил первую премию, мне подарили книгу, которую я прочитал. А потом стал читать много разных книг - Пушкина, Толстого, Лермонтова, Шекспира, Тургенева ...»

Видимо, детское воображение нуждалось в постоянном пополнении новых историй и картинок. Привычка читать осталась на всю жизнь. И когда он учился в техникуме, и когда служил в Одесских войсках связи. Кстати, в армии, в самый памятный для солдат день - День принятия присяги - Сергей Кунин рассказал со сцены басню С. Михалкова: «В день именин, а может быть, рожденья / Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье». Будущий артист произвел на сослуживцев благоприятное впечатление и заручился их поддержкой на весь срок службы.

Отец говорил Сергею: «Сначала заимей нормальную профессию, а потом уже занимайся, чем хочешь». К сожалению, актерское мастерство многие не считают «нормальной» профессией. Однако именно оно стало главным делом жизни Сергея Кунина, и он об этом ни разу не пожалел. Театр для него - естественная органичная среда. И все же отца послушал, окончив обучение в Автотранспортном техникуме по специальности «эксплуатационник автотранспорта». Поработал немного диспетчером, контролером. Но какой из Кунина контролер!? По доброте душевной он пропускал безбилетников и сочувствовал «зайцам». Начальство этого долго терпеть не стало. А Сергей собрался и поехал в Москву поступать в ГИТИС.

Конечно, к этому важному решению он пришел благодаря серьезной школе актерского мастерства в театральной студии в ДК «Строитель» Симферополя. Своим первым наставником Сергей Кунин называет руководителя театральной студии «Диалог» Бориса Леонидовича Мартынова, поверившего в него. Юный артист побывал в шкуре Волка, играя в спектакле «Маугли», был Королем и стражником в «Золушке», танцевал брейк, делал сальто, пел... Пропробовал себя во всех театральных профессиях - от декоратора до художника по свету. В ГИТИСе он попал на курс Галины Волчек. Дипломными спектаклями стали «Женитьба» Н. Гоголя, «Мурлин Мурло» Н. Коляды, «Антрепренер под диваном» по рассказу А. Чехова. Потом артист работал в Симферопольском музыкальном театре, Самарском драматическом театре, на сцене Украинского музыкально-драматического театра в Кривом Роге. Пока, наконец, в его жизни не случился Оренбург.

Так совпало, что художественное руководство театра драмы в Оренбурге в 1997 году возглавил народный артист РФ Рифкат Исрафилов. Новый художественный руководитель выстраивал новый репертуар театра. Идея постановки пьесы Мольера «Дон Жуан» уже созрела, в труппе театра был артист на главную роль, но не было Сганареля. По мысли режиссера-постановщика, философия Сганареля ничуть не уступает жизненной позиции Дон Жуана, оба артиста должны быть сильными, харизматичными. Вот тогда и появился на пороге нашего театра Сергей Кунин - рыжий, веснушчатый, небольшого росточка, с заразительной улыбкой и легким недоумением во взгляде.

Оренбургский Сганарель был найден!

Из интервью с режиссером Рифатом Исрафиловым: «Дон Жуан и Сганарель - не просто слуга и господин. Это два уровня мышления. Сганарель - двойник Дон Жуана и антипод, он адекватен обществу с его предрассудками. В финале у Сганареля происходит трагедия осознания истинной ценности собственной личности».

Фрагменты из рецензий разных лет.

«В Симферопольском Доме пионеров юному артисту довелось сыграть роль Лепорелло, слуги Дона Гуана, в спектакле по пьесе А.С. Пушкина «Каменный гость». И вот спустя много лет роль слуги Дон Жуана Сганареля в спектакле по пьесе Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан» стала его первой ролью на сцене Оренбургского драматического театра. И, по словам артиста, практически первой серьезной драматической ролью в его творческой биографии. Актерская сенсация спектакля - Сганарель! Он стоит своего хозяина, хотя и во всем противоположен ему. Пламенная любовь-ненависть слуги к своему господину играется с таким яростным темпераментом, изобретательно, точно и виртуозно!» (Г. Орлова. Стопроцентное попадание. Вечерний Оренбург, №13, 1998 г.)

«Биография артиста - это, прежде всего, его творения на сцене - его роли! В активе Сергея Кунина их немало! Причем, каждая - это маленькая жизнь, в которую он вкладывает всю свою душу.

Даже когда этот актер играет в спектакле эпизодическую роль, при первом его появлении зал взрывается овациями. Его актерская игра, как огромный заряд положительных эмоций, заставляет зрителей забыть о своих проблемах и погружаться в таинственный мир под названием Театр». (Е. Павлова. Сдали на «бис». Новое поколение, №13, 1998 г.)

«Оренбургские зрители помнят Сергея Кунина в образе неутомимого Сганареля в «Дон Жуане» Ж.-Б. Мольера, восторженного Му де Звона в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмита, молчаливого Эстрюго в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка, нерешительного Андрея Прозорова в «Трех сестрах» А.П. Чехова, навязчивого официанта в «№13, или Чтобы всем было хорошо!» Р. Куни, убежденного холостяка Роберта Олдхема в «Недоступной» С. Моэма... Знают как отважного слугу Педро в «Рабе своего возлюбленного» Лопе де Вега, преданного друга Хьюберта Бонни в «Клиническом случае» Р. Куни, странноватого мсье Клебера в «Блэзе» К. Манье, всеведущего Сергея в «Милых людях» В. Шукшина, французского буржуа господина Луазо в «Пышке» Ги де Мопассана...» (А. Максимова. Душа комика - потемки. Южный Урал, №47, 2004 г.)


Зрители любят артиста за его неподражаемый комизм, чувство юмора, за характерную внешность. Вернее, это зрительское тепло рождается в ответ на искренность Сергея Кунина, природное дарование которого реализовано высокой самоотдачей и преданностью профессии.

Сказки можно назвать отдельным жанром в театре. В финале добро обязательно торжествует над злом, злодеи получают по заслугам, а юные зрители - еще один урок: честность и справедливость, взаимовыручка и любовь обязательно победят, как бы ни старались их противники. Немалая заслуга в создании таких запоминающихся образов сказочных персонажей принадлежит, конечно, актерам. Сергей Кунин однажды сам сочинил и поставил на сцене театра сказку, сыграв в ней роль доброго сказочника. Спектакль «Знай, кошка, свое лукошко!» также порадовал зрителей оригинальными добрыми песенками, слова которых тоже написал артист. Идея этой сказки глубоко философская: каждый должен знать свое место и не помышлять занять чужое. Портняжка решил стать Принцем, надев его наряд. Однако невозможно стать другим человеком, какой бы ни была счастливой его судьба. У каждого свой путь, который при большом терпении и старании обязательно приведет к успеху и счастью. Надо было видеть, как переживали дети за портняжку, так и не ставшего принцем! Всем хотелось его утешить! И как замечательно, что и его профессия, наконец, была оценена по достоинству!

Юные зрители театра знакомы с весельчаком Карлсоном - большим другом Малыша, в исполнении Сергея Кунина. Кстати, эта роль в 2007 году принесла артисту премию Губернатора области «Оренбургская лира». Среди других сказочных персонажей артиста - отец семейства серых мышей Мартон («Все мыши любят сыр»), коварный исполнитель королевских желаний в волшебной истории про Белоснежку и семь гномов, добродушный Король в «Золушке».

В бенефисный вечер артист исполнил одну из любимых своих ролей, близкую ему и по духу, и по настроению, и по теплой атмосфере - Виктора в спектакле «Пришел мужчина к женщине» по пьесе и в постановке Семена Злотникова. В 2012 году Сергей и его партнерша по сцене Алсу Шамсутдинова стали лауреатами именных премий Всероссийского фестиваля в Ростове-на-Дону «Русская комедия».

Из интервью с режиссером Семеном Злотниковым: «Сергей Кунин - прирожденный клоун. Фонтан его энергии бьет через край, его приходится все время «гасить». Как клоун он очень остро чувствует жанр. Он имеет какое-то трагическое, драматическое ощущение мира. Это человек, который постоянно находится в поиске, страдает, мучается, сомневается... И это именно то, что было важно для роли!»

«Мужчина и женщина - два полюса. Могут ли они с разными характерами, привычками соединиться, подружиться и полюбить друг друга? Это постановка о том, что человек не должен быть одиноким. Как бы ни было трудно мужчинам и женщинам прийти к взаимопониманию, все преграды надо преодолевать, как пытаются преодолеть их герои спектакля «Пришел мужчина к женщине». Имя Сергея Кунина - гарантия, что изображаемый им персонаж предстанет перед нами в сложности и одновременно ясности характера, а внешние проявления героя будут неожиданны, но мы обязательно примем их как единственно возможные» (Ю. Проценко. Почему мужчина уходит. Оренбургское обозрение, 21 февраля 2012 г.)

«В народе говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает!» А еще говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Я и стараюсь «не плошать», поскольку у меня нет выбора: дело своей жизни я уже избрал, и что-либо менять уже поздно! Да я и не собираюсь!», - считает Сергей Кунин.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.