"Вот тебе и театр". Театр ОКОЛО

Выпуск № 3-173/2014, Портрет театра

"Вот тебе и театр". Театр ОКОЛО

В Театральном салоне на Тверском бульваре - филиале Театрального музея им. А. А. Бахрушина открылась выставка, посвященная 25-летию Театра ОКОЛО и 75-летнему юбилею его главного режиссера Юрия Погребничко.

Это театр особый. Особый по эстетике, по атмосфере, по настроению, по манере вести диалог со зрителем. Он очень маленький, а после пожара десять лет назад стал еще меньше, но именно здесь создаются и открываются перед зрителем огромные миры огромной вселенной под названием «ОКОЛО Дома Станиславского».

Драматург Александр Гельман написал о режиссере Юрии Погребничко так:

«Начну старомодно. "Сердце у него в груди благоухает, как роза, он дарит ее каждому зрителю, когда тот выходит из его театра". Он ставит спектакли о том, что все в этой жизни повторяется, повторяется, но каждый раз чуточку прибавляется к тому, что было, или чуточку отнимается от того, что было, он любит эти чуточки - чуть-чуть больше, чуть-чуть меньше, - от этого мир может перевернуться или, покачнувшись, сохранить устойчивость. Он владеет подлинно русским воображением - понимает, что счастье в России придумывают, а не строят, русское воображение, как, может быть, нигде в мире, воспринимается не как фантазия, а как то, что есть: с воображаемым считаются, как с реальным, а иначе вообще не с чем было бы считаться. У него [Юры Погребничко] маленький-маленький театр, большая часть которого несколько лет назад сгорела, теперь у него крошечный театр - в огромном, в значительной мере мертвом мировом театре, живая клеточка... О чем говорит его театр, если выразить это до предела сжато, в трех коротких предложениях?

Первое: страшнее смерти - не родиться.

Второе: мир уродлив, а жизнь прекрасна.

Третье: самый большой грех - укорачивать и без того короткую жизнь людей.

Юра ставит спектакли, спектакли ставят Юру, эта творческая взаимозависимость, даст Бог, будет продолжаться долго-долго, вот уж кому действительно имеет смысл прожить 120 лет».

Театр ОКОЛО возник 25 лет тому назад, когда в Московский молодежный театр, что занимал маленькое старое здание в Вознесенском переулке, пришел новый художественный руководитель Юрий Погребничко вместе со сценографом Юрием Кононенко (об этом творческом тандеме уже знала театральная Москва по легендарной постановке «Трех сестер» в Театре на Таганке).

Выставка «Вот тебе и театр» создана художниками ОКОЛО Надеждой Бахваловой и Виктором Пушкиным, которым удалось воссоздать атмосферу этого театра в трех его «ипостасях». Его предметный мир, как то знаменитое «чеховское» ружье, которое обязательно должно выстрелить, - из спектакля «Отчего застрелился Константин» по пьесе «Чайка» А.П. Чехова (1987), или пружинная кровать - память общежитских времен; или человечки в ушанках - непременные персонажи спектаклей - можно пощупать; живопись и графику Юрия Кононенко, эскизы костюмов Надежды Бахваловой, театральные эскизы и фотографии, сделанные Виктором Пушкиным, можно увидеть; а в звукозаписи репетиций, закулисья, спектаклей этот театр можно услышать. И вы погрузитесь в уникальную атмосферу уникального театра. Театра яркого, нетрадиционного, обладающего своеобразной индивидуальностью, спектакли которого ни с какими другими не перепутаешь, потому что они всегда дарят бурю, нет, ураган эмоций. Ради чего, собственно, в театр и приходим. Вот только редко в каком театре это получаем.

По словам заместителя генерального директора, главного хранителя ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Ирины Гамулы, очень символично, что эта выставка открылась в галерее на Тверском бульваре. Во-первых, это совсем около театра ОКОЛО, а во-вторых, маленькое пространство этих выставочных залов напоминает небольшую сцену театра с обнаженной кирпичной стеной, лаконичными, но выразительными декорациями.

Александр Гельман на открытии выставки сказал: «Есть теория, что в театре важна сверхзадача. В этом театре главная сверхзадача - это радость человеческая, несмотря на то, что все плохо в жизни. Этот театр обращается к чувствам. Что такое счастье? Определенное настроение, состояние эмоций. Театр, который мы сегодня прославляем, посвящен именно полноте чувств.

То, что умеет делать Юрий Погребничко, обогащает простые, человеческие чувства. Я не знаю в Москве другого театра, который бы так последовательно этим занимался. Может быть, они иначе не умеют. И хорошо, что они не делают то, что не умеют, а делают только то, что прекрасно получается».

В этот вечер многие сказали теплые слова в адрес дорогого сердцу театра, поделились воспоминаниями и высказали добрые пожелания. Среди них были Александр Гельман, киновед, критик Юрий Богомолов, театральный обозреватель Алексей Киселев, художник Борис Кочейшвили.

По мнению Юрия Богомолова, Юрий Погребничко из тех немногих режиссеров, которые ставят перед собой особенную задачу - настраивать инструмент, вслушиваться в каждую звучащую ноту, проверять, насколько она естественная, искренняя, чтобы инструмент не фальшивил. И этот метод дает свои результаты. Когда приходишь в Театр ОКОЛО, смотришь спектакль по мотивам тех или иных любимых книг, то понимаешь, что смотришь не просто инсценировки, но спектакли по мотивам самой жизни.

Художник Борис Кочейшвили отметил еще одну особенность этого театра: «Чуть ли не 50 лет Юрий Погребничко работал с Юрием Кононенко. Когда Юрий Кононенко умер - это была трагедия. Хоть театр закрывай, кто будет дальше делать? Но в театре вся его стилистика, все атрибуты, и знаменитые рельсы в том числе, сохраняются, как будто художник продолжает делать декорации. Хотя их делают Надежда Бахвалова и Юрий Пушкин». Так живут традиции. И это - очень важно...

 

Фото автора и предоставленные ГЦТМ им. А. А. Бахрушина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.