Когда танцовщики несут на крыльях праздник / Международный фестиваль балета финно-угорских народов "Зарни джыджъяс"

Выпуск № 3-173/2014, Мир музыки

Когда танцовщики несут на крыльях праздник / Международный фестиваль балета финно-угорских народов "Зарни джыджъяс"

Международный фестиваль балета финно-угорских народов «Зарни джыджъяс» («Золотые ласточки») впервые состоялся по инициативе руководства Государственного театра оперы и балета Республики Коми в 1997 году. Успех праздника превзошел ожидания, и тогда было решено проводить его постоянно. Следующие два фестиваля эту хронологию выдержали. На них, подобно весенним птицам, слетелись мастера балетного искусства и молодые танцовщики - солисты Большого театра, Имперского русского балета им. Мусоргского, (Санкт-Петербург), Эстонской Национальной оперы, Будапештского театра Оперы и балета, а также артисты Йошкар-Олы, Ижевска, Саранска и Петрозаводска. Программа, рассчитанная на четыре дня, включала в себя балетные спектакли «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Жар-птица», «Сказ о земле Северной» (на музыку коми композитора А. Горчакова) и гала-концерты. Однако следующий фестиваль прошел в 2000 году как-то тихо, и даже не был включен в фестивальную летопись. А после и вовсе установилась долгая пауза, которая едва ли не стала приговором замечательной идее. И вот в Год культуры сыктывкарский театр возродил фестиваль. Дирекция проделала большую организационную работу. Жаль, конечно, что не все из задуманного удалось воплотить: похоже, осложнения в международной обстановке не позволили принять участие в фестивале венгерским и эстонским артистам, а петрозаводским солистам помешала занятость в репертуаре своего театра. И все же III «Зарни джыджъяс», прошедший в чудесные дни золотой сыктывкарской осени, вписался яркой страницей в культурный контекст города.

Фестивальная афиша развернулась широко, и ее первой строкой стала «мировая премьера» балета «Барышня-крестьянка». Показывать премьеру - традиция «Зарни джыджъяс». Музыку двухактного балета-водевиля на пушкинский сюжет сочинил председатель Союза композиторов Республики Коми, Заслуженный деятель искусств РФ и Республики Коми, Лауреат Государственных премий РФ и Республики Коми Михаил Герцман. Многие его произведения уже знакомы зрителям республики, есть они и в репертуаре театра. На постановку пригласили петербургского балетмейстера Марию Большакову, также известную местным артистам и зрителям (ее «Щелкунчик» увидел свет рампы раньше). Оформила балет в реалистическом ключе Алла Фролова (Санкт-Петербург). В качестве дирижера-постановщика выступил Азат Максутов, кажется, удостоившийся похвалы композитора. Маэстро ежедневно вставал за пульт, стараясь сделать все возможное, чтобы не вполне укомплектованный оркестр (для его усиления пригласили даже несколько иногородних музыкантов) звучал лучше, а темпы оказались удобными для танцовщиков. Отредактировав либретто П. Шешукова, балетмейстер поставила балет, где лучезарная улыбка освещала даже лирические эпизоды, мизансцены и интермедии. В эту игровую стихию с азартом погрузились исполнители: Наталья Супрун (задорная и томная Лиза), Анна Полищук (комичная служанка Настя), Екатерина Дук (нарочито морализаторствующая гувернантка Ms. Jackson). Сценически эффектен Артем Кудряшов в роли Алексея.

Следующим по программе шло «Лебединое озеро», главные партии в котором исполнили солисты Литовского Национального театра. На фоне Анастасии Чумаковой (Одетта-Одиллия) Геннадий Жуковский, не обладающий актерской органикой и премьерскими данными, несколько стушевался. Куда рельефнее выделился Артем Кудряшов в роли Ротбарта, да и Шут Андрея Потапова, хоть и не избежавший технических погрешностей, привлек живостью танца.

Вслед за «русской барышней» на сыктывкаркие подмостки выпорхнула барышня «французско-башкирская». Заглавную партию в «Жизели» танцевала уфимская прима-балерина Гульсина Мавлюкасова. Одна из самых замечательных башкирских танцовщиц, она выплетала узор кантиленного танца, успевая фиксировать позы и передавать эмоцию своей героини. Достойным партнером Мавлюкасовой стал статный сыктывкарский солист Роман Миронов (Альберт). Неплохо показались исполнители пейзанского pas de deux Анастасия Маслова и Ринат Бикмухаметов.

Для Ольги Челпановой и Константина Короткова - солистов Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева - «Щелкунчик» представлял серьезное испытание, потому что им предстояло чуть ли не с одной репетиции войти в незнакомый авторский спектакль. Впрочем, марийские звезды успешно справились с задачей, подтвердив свой статус, хотя и сохранили некоторые фрагменты привычной хореографии.

Как и каждый уважающий себя фестиваль, III «Зарни джыджъяс» завершил пятидневный праздник гала-концертом. Он позволил обозреть широкую панораму регионального балетмейстерского и исполнительского творчества. Увы, не все гости фестиваля дождались гала-концерта. Зато к нему подоспели артисты Москвы, Ижевска, Саранска и Финляндии. Открыл программу темпераментный Танец басков из знаменитого балета советского периода «Пламя Парижа» Б. Асафьева-В. Вайнонена. Его со всей силой революционной страсти исполнили хозяева, Татьяна Вильбергер, Анна Полищук, Артем Кудряшов, Василий Куратов и Василий Немчинов.

Большое место уделили классике. Сцену из балета «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова в постановке М. Фокина исполнили московские артисты Максим Фомин и Мария Гладышева. Публика тепло встретила красавца-танцовщика, который много лет назад служил в сыктывкарской труппе и был участником первого фестиваля «Зарни джыджъяс». Однако здесь не забыт и любим. Вместе с партнершей по театру «Русский балет» Фомин исполнил и острохарактерную «Хабанеру» Ю. Чапковского - В. Бурмейстера.

В ряду классических фрагментов оказались «Вакханалия» из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса - А. Горского, хореографически довольно точно воплощенная Екатериной Дук и Алдаром Кынзыбеевым, pas d`esclave из балета «Корсар», которое уверенно исполнили Наталья Супрун и Ринат Бикмухаметов (Сыктывкар), pas de trios «Океан и жемчужины» из балета «Конек-горбунок», представленное саранцами - изящными Еленой Мироновой, Дарьей Ледниковой и Ильей Перепелкиным, хоть и робко штурмующим виртуозное мужское соло.

Если саранский балетмейстер Алексей Батраков увлечен философскими размышлениями и неоклассической лексикой («В пустоте» на музыку Я. Сибелиуса), то Николай Маркелов из Ижевска предстал в диапазоне от почти эстрадной «Black fantasy» на музыку Д. Эллингтона до поэтического «Дуэттино» на музыку И.С. Баха, в которых разными гранями актерского дарования блеснули Ирина Попова, Роман Петров и Елена Овечкина.

Пронзительное трагическое звучание получил фокинский «Лебедь» Гульсины Мавлюкасовой. На той же художественной высоте исполнили хореографию Павла Глухова «В лучах солнца» (муз. Г. Девайна) Ольга Челпанова и Константин Коротков, блеснувшие еще и в pas de deux «Дон Кихота». Безусловно, художественный уровень участников концерта был разным, но тем и интереснее результат, позволивший понять истинное положение вещей в финно-угорском балетном королевстве. Ярчайшие впечатления оставили артисты финской «Pori Dance Company» Микко Лампинен, Рику Лехтополку и Риикка Танкка. Они не только великолепно владеют телом в эстетике джаз-танца, умеют наполнить пластику юмором и озорством, но и в состоянии подолгу удерживать внимание зала в психологически глубоком номере «Wanha» (муз. Хенрика Гурецкого, хор. Т. Сааринена), в котором разворачиваются сложные драматические коллизии взаимоотношений двух персонажей.

Итак, фестиваль завершился оптимистичным Апофеозом на музыку Чайковского, который с участием всех артистов умудрилась спешно поставить и разучить художественный руководитель балета Республики Коми Екатерина Самбуева. Ну а праздничности фестиваля способствовали и его прекрасная организация, и чуткость художника по свету Нелли Сватовой, старающейся выполнить (и сделала это отлично) любую творческую просьбу артистов, умелое ведение спектаклей Ириной Дуркиной и доброжелательное отношение работников театральных цехов, администрации и всех гостеприимных хозяев.


Фото Михаила ПОПОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.