Прощай, артист! Вспоминая Вячеслава Леонова (Смоленск)

Выпуск № 3-173/2014, Вспоминая

Прощай, артист! Вспоминая Вячеслава Леонова (Смоленск)

Театральный Смоленск простился с заслуженным артистом РФ Вячеславом Леоновым.

Вячеслав Сергеевич родился в 1948 году в Архангельске, окончил театральную студию при Архангельском драматическом театре им. М.В. Ломоносова. Играл в театрах Архангельска, Усть-Каменогорска, Караганды, а также других городов бывшего Советского Союза. В Смоленском драматическом театре впервые вышел на сцену в 1980 году.

Актера Леонова я для себя открыла в середине 80-х. Произошло это на премьере спектакля «Вагончик» Н. Павловой. Спектакль был «на злобу дня», о подростковой преступности, вернее, о вечной проблеме отцов и детей, которая не только не исчезла, но стала еще более неразрешимой в ХХ веке, когда пошатнулись основы семьи. Леонов играл журналиста. Роль не главная, но положенная в основу спектакля история была увидена глазами персонажа Леонова и рассказывалась именно так. Прием не новый, да и журналист - профессия, нередко обращающая на себя внимание авторов пьес. Однако актеру все-таки удалось избежать, казалось бы, неминуемых штампов. Это меня, помню, поразило. С тех пор стала следить за сценическими работами Леонова. И, в общем-то, не разочаровалась.

Лучшая его роль - Семен Подсекальников в «Самоубийце» Н. Эрдмана (режиссер Сергей Черкасский, 1988 г.). Говорят, театр - искусство «здесь и сейчас», но Подсекальников Леонова до сих пор у меня перед глазами. Будто это было вчера или на прошлой неделе. Не изменив ни единого слова в пьесе, написанной в конце 20-х годов, Вячеслав Сергеевич создал образ абсолютно сегодняшнего человека со всей его растерянностью перед жизнью и в то же время умением выживать в самых сложных и неприспособленных для этого обстоятельствах. После «Самоубийцы» Леонов играл во многих спектаклях. В большинстве случаев - удачно. Меня всегда восхищало его умение в крошечной эпизодической роли показать не только характер, но и судьбу своего персонажа. Это большое мастерство! Назову несколько особенно запомнившихся работ. Это Студзинский в «Днях Турбиных» (режиссер Игорь Южаков) - офицер, который, воскликнув, что это он кругом виноват (после высказанных потрясенной гибелью брата Еленой упреков в адрес друзей, оставивших своего командира), пытается вернуться под обстрел. Буквально несколько слов, порыв вырваться из рук удерживающих его товарищей - и перед глазами зрителей трагедия целого поколения!

Среди работ Леонова 90-х годов Ксанф в «Эзопе» (режиссер Сергей Полещенков), отставной моряк Михалыч в «Шагах командора» (режиссер Константин Денискин), Савельич - дядька Петруши Гринева - в рок-опере Валерия Бровко «Капитанская дочка» (режиссер Петр Шумейко). Совершенно непохож на всех когда-либо мною виденных его Телегин из «Дяди Вани» А.П. Чехова (постановка Петра Шумейко). Этот персонаж словно за тем и введен в пьесу, чтобы оттенить главных героев, по большому счету, таких же приживалов, как и он сам. И Вячеславу Леонову удалось угадать, может быть, единственно верную интонацию. Виртуозно сыгранной и, как говорил сам актер, «родной», получилась у него роль директора маленького бродячего театра в спектакле Игоря Войтулевича «Цирковой бог» по пьесе современного итальянского драматурга Леонардо Франкини. Речь там идет о театральном закулисье. А к театру Леонов относился с благоговением, считал театр единственной возможностью спасти себя. Ему и самому хотелось написать пьесу об актерах. Он пробовал писать, но опубликовать так и не решился. После «Циркового бога» актер выступил в роли Командора в следующем спектакле Войтулевича «Дон Жуан» по пьесе А.К. Толстого.

В конце 90-х на Вячеслава Леонова были поставлены «Последний пылкий влюбленный» Н. Саймона (режиссер Петр Шумейко) на большой сцене театра и «Любовь под вязами» Ю. О'Нила (режиссер Виктор Мамин) - на малой. К сожалению, оба спектакля недолго продержались в репертуаре. Тем не менее это были творческие удачи, благодаря чему Вячеслав Сергеевич Леонов был представлен на соискание почетного звания «Заслуженный артист РФ». И в 1999 году звание было ему присвоено.

В последние десять лет режиссеры в Смоленском драматическом театре часто менялись. Не будет преувеличением сказать, что подарком судьбы стала для Вячеслава Сергеевича встреча с Анатолием Ледуховским, поставившим на смоленской сцене чеховских «Трех сестер» (в режиссерской интерпретации спектакль назывался «Три-ses-тры и другие пациенты доктора Чехова»), «Ревизора» Н.В.Гоголя и другие спектакли. В «Трех сестрах» Леонов сыграл мужа Маши, учителя гимназии, в «Ревизоре» - почтмейстера Шпекина. Обе роли отнюдь не главные, однако образы актеру удалось создать запоминающиеся. Небольшая роль и также яркий характер у него в спектакле Ледуховского «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Б.Вахтина. В 2010 году на II Международном фестивале «Смоленский ковчег» спектакль был удостоен высшей награды.

К числу серьезных удач Вячеслава Леонова я бы отнесла также роль кабатчика Майкла Джеймса в трагифарсе «Герой» по пьесе ирландского драматурга начала XX века Д. Синга (режиссер Станислав Назиров). Атмосфера кабака в спектакле была преднамеренно акцентирована, даже порядок действующих лиц в программке изменен. У автора пьесы на первом месте Герой, в программке - Кабатчик. В жанре фарса самое трудное - соблюсти приемлемую меру гротескности, что называется, не переиграть, и Леонову это, как правило, удавалось. А за роль Приказного в комедии «Простое средство» по произведениям Н.С. Лескова по итогам сезона 2007-2008 Вячеслав Леонов был удостоен самой, пожалуй, дорогой для артиста награды - признания коллег.

В последние годы Вячеслав Сергеевич уже не так часто выходил на сцену: большинство спектаклей с его участием по разным причинам были изъяты из репертуара. В 2012 году в связи с серьезной болезнью он и вовсе ушел из театра. Занялся сочинительством, освоил компьютер. Примерно год назад я встретила его в Доме актера. Он выглядел счастливым, рассказывал, что снимает клипы, что его это чрезвычайно увлекает, приглашал на свой сайт...

 

Фото из архива автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.