Умер Александр Потапов (Москва)

Выпуск № 3-173/2014, Скорбная весть

Умер Александр Потапов (Москва)

На Малый театр обрушилось горе - 8 ноября скоропостижно скончался Александр Сергеевич ПОТАПОВ.

В наше время, когда награды и звания стремительно обесцениваются, он был народным артистом в подлинном значении этого слова. Совпало все - и фактура, и редкостная органика, и мощный талант, и удивительное сценическое обаяние.

Александр Потапов родился 14 июня 1941 года. В 1962 году он окончил ВТУ им. М.С. Щепкина и был принят в труппу Малого театра, которому служил буквально до конца жизни - в последний раз артист вышел на сцену 4 ноября в одной из своих «коронных» ролей - Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя.

Всего же за 50 с лишним лет работы в Малом им было сыграно более 80 ролей классического и современного репертуара. В удивительном послужном списке, каждая работа которого надолго запоминалась, сложно выделить какую-то одну роль. Но все же о работе Потапова в легендарном «Заговоре Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера в постановке Л. Хейфеца хочется сказать особо. Потапов сыграл Хассана - того самого персонажа, который произносит ставшую классической реплику: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Двуличный, изворотливый, подлый, Хассан словно зеркало отражает темную сторону души своего хозяина Фиеско. Потапов наделил его удивительной пластикой и собственным несокрушимым обаянием, отчего эта работа производила еще более сильное впечатление.

Классическая русская фактура Александра Сергеевича словно бы «обязывала» режиссеров давать ему роли купцов и персонажей «из народа». Таковы его Иванушка в «Коньке-горбунке», треневский Швандя, Авдеев («...И аз воздам»), Скотинин, Восьмибратов, Митрич и многие другие герои. Вместе с тем, творческая палитра Александра Сергеевича была на редкость многогранна, что позволяло артисту создавать такие тонкие, трагические, психологически выверенные образы, как, например, Лебедев в «Иванове» А.П. Чехова, последней режиссерской работе его друга В.М. Соломина.

Потапов обладал яркой творческой индивидуальностью, заразительным темпераментом и чувством юмора. На протяжении нескольких десятилетий он входил в число артистов, на которых держался репертуар Малого театра. Персонажи Потапова могли быть положительными или отрицательными, но это всегда были цельные натуры, обладающие душевным здоровьем и редким жизнелюбием. Каждую свою роль артист исполнял удивительно ярко, сочно и полнокровно.

Александр Потапов был одним из наиболее популярных советских и российских артистов кино. Миллионы зрителей помнят и любят его по таким фильмам, как «Крепостная актриса», «Верность», «Королевская регата», «Серые волки», «Деревня Утка», «Любовь земная», «Судьба», «Миргород и его обитатели», «Взять живым», «Сибириада», «Экипаж», «Однажды, двадцать лет спустя», «Любить по-русски», «Настя», «Чудо» и многим другим. За воплощение образа солдата в фильме «Приказ: перейти границу» он был удостоен Государственной премии России.

Уход из жизни народного артиста России Александра Сергеевича Потапова - невосполнимая потеря не только для Малого театра, но и для всего отечественного искусства. Выражаем глубокие соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта удивительного актера. Светлая память и вечный покой.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.