Самара. Русские мальчики, век двадцать первый

Выпуск №4-174/2014, В России

Самара. Русские мальчики, век двадцать первый

Удивительная штука классическая литература. Читана-перечитана, иные тексты оскомину уже набили - столько про них всего написано, столько раз их инсценировали-экранизировали. Но по какой-то закономерности периодически кидаемся мы вновь и вновь то к Шекспиру, то к Чехову, то к Толстому... В них ищем «надежду и опору» «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий». Классический текст верно служит театру «на безрыбье», когда нет достойных современных пьес, и он же становится универсальным «оптическим прибором», позволяющим осмыслить современность, попытаться найти ответы на очередные «проклятые вопросы». И как тут обойтись без Достоевского! Кто, как не он, лучше всех почувствовал и выразил то самое состояние русской души и русской жизни, которое «умом не понять» и «аршином не измерить»? Нынче опять мы переживаем пик интереса и внимания к Достоевскому. Достаточно оглянуться только на театры Самарской области: два года назад в Сызранском театре драмы им. А.Н. Толстого Виктор Курочкин поставил «Бесов». В прошлом сезоне Софья Рубина в «Камерной сцене» показала спектакль «Между людьми и деревьями» (по страницам романа «Идиот»). И вот в «Актерском доме» состоялась премьера - «Мальчики» по «Братьям Карамазовым» (постановка и сценография Ольги Рябовой, музыкальное оформление Леонтия Бородулина).

После знаменитой пьесы Виктора Розова «Брат Алеша», поставленной в 1972 году Анатолием Эфросом в Театре на Малой Бронной, к этой части знаменитого романа Достоевского долго никто не обращался: нет ее ни в экранизации Ивана Пырьева, ни в многочисленных театральных постановках 1970-80-х годов (одна из них - спектакль Петра Монастырского 1986 года в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького). «Земляная карамазовская сила, неистовая, необделанная» - вот что привлекало и привлекает внимание. Достоевский же задумывал роман о «положительно прекрасном человеке» Алеше Карамазове, который в себе и вокруг себя искал противовес этой страшной силе. И нашел ее в мальчиках, в подростках - со всем их максимализмом, со всей наивностью и чистотой помыслов, с неистовой жаждой вселенской справедливости. Роман не был закончен, судьба Алеши Карамазова не получила своего развития, а история мальчиков осталась чем-то вроде вставной новеллы - со своим сюжетом и своим печальным финалом.

В начале XXI века, после долгих лет «умолчания», к теме мальчиков обратился Сергей Женовач («Студия театрального искусства»). Видимо, время пришло для этой темы. На запрос времени откликнулась и Самара: именно этот материал выбрала Ольга Рябова для своего режиссерского дебюта на профессиональной сцене. Наверное, потому, что она - педагог и по профессии своей ежедневно имеет дело с нынешними мальчиками и девочками, которые лишь немногим старше юных героев Достоевского. Они-то, ее нынешние и бывшие студенты, выпускники СГАКИ, и играют большинство ролей. И их ровесникам прежде всего адресован новый спектакль «Актерского дома».

У Достоевского история мальчиков начинается с того, что Дмитрий Карамазов публично оскорбил и жестоко избил отставного штабс-капитана Снегирева, типичного «достоевского» маленького человека - со своей червоточиной и со своей бедой, с некоторой подлинкой и с тем особым самоуничижением, каковое паче гордости. Поругание происходит на глазах Илюши, сына Снегирева, и его школьных товарищей. В своей детской жестокости они видят лишь позор мальчика и начинают дразнить его. А он не менее жестоко отвечает им, страдая за отца и за самого себя. Завершается все смертью Илюши, больного чахоткой, и прозрением его товарищей, которых преображает своим благотворным влиянием Алеша Карамазов.

В спектакле предыстория расправы Дмитрия над Снегиревым опущена. Зрители потом узнают ее из путаного, взволнованного рассказа самого штабс-капитана, которого Дмитрий Добряков играет искренне и трогательно. Его Снегирев - суетливый, велеречивый, жалко-смешной, но и неожиданно сильный человек, отважно пытающийся противостоять обстоятельствам даже тогда, когда, казалось бы, жизнь совсем раздавила его. Он, словно ребенка, нянчит полоумную жену (точная и яркая работа Евгении Аржаевой), обожает сына, в котором видит воплощение всего того лучшего, что почти уже умерло в нем самом и о чем он тоскует: честь, достоинство, подлинное рыцарство и благородство.

Характерам Илюши и других мальчиков ни в романе, ни в инсценировке не дано развития. Вот они появляются впервые жестокими и озлобленными зверенышами. А потом, как по мановению руки, превращаются в страдающих и сострадающих. И их сочувствие, их доброта так же безоглядны и искренни, как до этого была жестокость. Надо отдать должное: режиссер умело выстраивает, а молодые актеры точно выдерживают психологический рисунок. Четыре мальчика - четыре детских характера. Илюша - Иван Глухов - замкнутый, взявший на себя непосильное бремя подлинного душевного страдания, обнаруживает детскую непосредственность только в сценах-видениях: счастливый мальчик с воздушным змеем в руках. Его кумир Красоткин - самый старший из подростков. Эта роль - несомненная удача Сергея Булатова, которому удалось передать всю боль взросления, мучительный процесс постижения жизни и самоутверждения в ней. Роли Смурова (Сергей Борзяков) и Карташова (Кирилл Стреликов), хоть остаются на втором плане, но искренность и правдивость актерского существования привлекает к ним внимание. Все четверо составляют то самое целое, которое и есть мальчики Достоевского.

Но есть у Достоевского и девочка. Ее присутствие в спектакле задано как своеобразная параллель мальчикам. Левая часть сцены, разделенной по диагонали столбами-крестами, - жалкое жилище Снегирева. Там Илюша и все остальные мальчики. А справа - дом госпожи Хохлаковой (Елена Туринская), доброй, но недалекой барыни, и ее дочери Лизы (Валерия Павлюк). Пятнадцатилетняя барышня измучена своей болезнью, материнской опекой, сложным, как мы теперь говорим, переходным возрастом. Она то задается вопросами о смысле жизни, а то бьется в истерике (порой несколько избыточной), мечтая повторить «подвиг» Красоткина - лечь между рельсами, чтобы над ней проехал поезд. А между Лизой и мальчиками - Алеша Карамазов, который соединяет и эти два дома, и эти две линии.

В сущности, именно Алеша - центральный герой спектакля, как это и было задумано Достоевским. Он единственный, кому логикой сюжета и авторской волей дана возможность меняться, развиваться. По Достоевскому, именно встреча с мальчиками становится для Алеши тем рубежом, который позволяет ему самому окончательно повзрослеть, сделать свой собственный жизненный выбор и осознать ту цель, ради которой старец Зосима велел ему покинуть монастырь и идти в мир помогать людям. Сергею Дильдину досталась трудная задача - пройти со своим героем этот путь и оправдать переход от скромного послушника в нелепой рясе, до человека, который получил право учить других. Абсолютно убедительный и точный в первом акте, он, может быть, чуть излишне самоуверен и назидателен во втором. Но некоторую неточность искупает финальный монолог о том добром, что остается с детства в каждом человеке и может спасти даже самую злую, самую заблудшую душу. Пафосный текст Достоевского актеру удалось произнести просто и задушевно. «Ну, пойдемте же!» - говорит он мальчикам. И понятно - он зовет их не на поминки. Он зовет их в жизнь - жестокую, страшную, но неизбежную. Которую должны прожить наши мальчики и девочки, в которой им будет трудно, и да поможет им Достоевский.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.