Мотивчик

Выпуск №6-116/2009, Премьеры Москвы

Мотивчик Порой не без горечи вопрошают знающих товарищей даже люди, весьма далекие от оперетты и ее проблем: «А почему у нас не ставят «Роз-Мари»?».

В самом деле, последняя московская постановка знаменитой оперетты датируется тридцатыми годами. В послевоенное время к творению Г.Стотгарта и Р.Фримля в столице не обращались.

Однако «Роз-Мари» - неоспоримый шедевр, равно граничащий с опереттой и музыкальной драмой (последнее определение даже зафиксировано в Театральной энциклопедии).

«Роз-Мари» - один из первых мюзиклов, где подробно разработана тема борьбы канадских индейцев за гражданские права, есть даже убийство вождя племени ирокезов.

Поставленная впервые в Нью-Йорке незадолго до Великой депрессии – в 1926 году – эта и в самом деле драматическая история не покидает мировую сцену. Лишь в Москве «Роз-Мари» не шла больше семи десятилетий.

Государственный Московский музыкальный театр «На Басманной» под руководством Жанны Тертерян, вернув эту чарующую музыку на подмостки, по существу восстановил справедливость. Волшебная песня Роз-Мари, равно похожая на чувственный призыв и на молитву, и ария Джима «Цветок душистых прерий», «Индейская песня» и «Танец Ванды» - главные хиты этой партитуры - зазвучали в несколько измененном сюжетном контексте.

Авторы нынешней версии решились на создание новой пьесы и, более того, новой музыкальной редакции.

Спектакль стал ревю-фантазией по произведениям Ю.Алябова, Р.Фримля, Г.Стотгарта и других композиторов.

Кроме того, зрелищу дано еще одно определение, вполне шутливое, – «репортаж из прерий».

В программке перечислены музыкальные номера и их постановщики, что тоже ориентирует зрителей на аналогии с обозрением или ревю – жанром фантазийным, свободным, в котором отдельные эпизоды можно переставлять по обстоятельствам.

Новые музыкально-драматические эпизоды написаны композитором Юрием Алябовым, а пластические номера, включая мега-хиты вроде «Цветка душистых прерий», поставлены балетмейстерами Ириной Леваковой, Сергеем Малышевым и Денисом Тарасенко в концертном стиле. А поскольку каждый из них работал самостоятельно, то получилось именно обозрение с достаточно внятной, но весьма ироничной сюжетной конструкцией.

Режиссура, со своей стороны, учитывает многие обаятельные и привычные сюжетные ходы, которые назвать штампами язык не поворачивается.

В самой ожидаемости, точнее, неизбежности сюжетных ситуаций и трогательно простом их оправдании есть свое очарование.

Смысловая и жанровая идея нового зрелища принадлежит Жанне Тертерян и Николаю Шумейко. Аранжировки сделал Юрий Алябов, а дирижерскую концепцию выстроил Сергей Кузякин. В аранжировках Ю.Алябова преобладают граненые и пряные шлягеры 20-х годов, зажигательные, будирующие, запоминающиеся благодаря активному, жгучему ритму, хотя и лирическая стихия здесь не забыта.

Женский балет и вокальный ансамбль одет в яркие платья эпохи «Великого Гэтсби», а индейское племя – в красивые хитоны терракотовой гаммы (художник по костюмам Наталья Спасская). Сценограф Игорь Капитанов, в свою очередь, создает среду концертно эффектную, легко трансформирующуюся, что и требуется для заявленного театром жанра ревю-фантазии. Режиссура не забывает гражданственный пафос первоисточника, но охотно играет в эпоху 20-х, беря под флер иронии и легко тасуя ее представителей – магнатов, старлеток, полицейских, суровых индейцев, их коварных подруг, девиц из ателье, подловатых или, напротив, нравственно безупречных журналистов. Последний и становится основным лирическим героем истории. Джим Кенион, журналист столичной газеты «Квебек Стар», видит в одном из представлений певицу Роз-Мари и влюбляется навсегда.

Елена Калашникова — Роз-Мари – очаровательна, свежа, наивна, в ней есть сугубо жанровое лирическое сияние. Но ее хрупкость не мешает упрямству, настойчивости и твердости характера. Обаятельный честняга Джим – Владимир Ющенко – очарован ею искренне, его «ковбойскому» простодушию веришь всецело.

Нефтяной магнат Авлей – Геннадий Землянский, молодой, наглый, по-своему элегантный – тоже яркая фигура в сюжете. Его коварство убедительно не менее, чем обязательные для интриги домогательства к героине.

Гражданский характер Черного Орла воистину несокрушим. Артур Марлужоков увлеченно создает подзабытый со времен Чингачгука экзотический тип индейского вождя, чье прямодушие почти беззащитно.

Рядом с Орлом жена его, Ванда — Олеся Петровская – роковой персонаж, скорее, из итальянской оперы, женщина мстительная, необузданная и коварная.

Эти характеристики вполне соответствуют логике музыкального материала, на котором строятся конфликтные линии сюжета, порой весьма непростые отношения героев. Здесь вообще есть, что играть всерьез.

При этом театр сохраняет в спектакле репортажность игрового ритма, умело и остроумно перемежая сюжетные события с чисто жанровыми номерами, которых зрители ждут с трогательным упорством, поскольку многие помнят не только эту музыку, но и основные перипетии сюжета, его драматическую насыщенность и чувственность.

Несколько сложнее впечатление от персонажей второго плана. Показалось, что в спектакле возник перебор комических героев. Правда, опытному артисту Вячеславу Ткачуку в роли сержанта полиции Малона удается создать убедительный характер карьериста, одержимого мечтой о переводе в столицу, но другие участники интриги менее интересны. И все же, новое, вполне самостоятельное решение всеми любимой музыки оказалось сценически убедительно и увлекательно.

Фото Ольги Кузнецовой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.