Первая "ласточка", которую ждали... / IV Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство"

Выпуск №4-174/2014, Фестивали

Первая "ласточка", которую ждали... / IV Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство"

С 23 сентября по 1 октября на сцене Ялтинского театра имени А.П. Чехова, при поддержке Министерства культуры РФ и СТД РФ, впервые прошел V Международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство», реализовав целый ряд функций особой важности, о которых изначально, когда в 2013-м году только возникала идея проведения форума в Ялте, не шло и речи. Этот фестиваль стал первым (и сразу - столь крупным!) театральным форумом, проведенным в российской Республике Крым; он первым «запустил» мощный механизм интеграции пространства полуострова в российское театральное поле, продемонстрировав за 9 фестивальных дней искусство профессиональных театров из самых разных уголков страны... И, самое главное, - он сделал это тонко, красиво, интеллигентно. Без намека на какие-либо конъюнктурные спекуляции на «темы...».

Этот фестиваль с 2002 года по праву считается значительным событием в культурной жизни России. Он учрежден в память одного из крупнейших театральных деятелей второй половины XX века, актера и режиссера Олега Николаевича Ефремова, и призван приумножать и хранить театральное наследие великого режиссера, актера, педагога.

Родившись в Москве и пройдя три раза на крупнейших столичных театральных площадках (в РАМТе, театре А. Калягина «Et cetera», Центре Владимира Высоцкого, театре "Эрмитаж"), фестиваль «ПостЕфремовское пространство», тем не менее, обращен преимущественно к региональным театрам. Ведь театральным коллективам, у которых нет возможности участвовать в регулярных гастролях, в фестивальном пространстве осталась единственная возможность проверить себя на иной публике и увидеть работы единомышленников, а значит - ощутить свою деятельность как часть театральной жизни страны... В прошлом году фестиваль сменил столичную локацию - четвертое «ПостЕфремовское пространство» прошло в городе Березники Пермского края, став для местной публики событием поистине грандиозным. Оценив «не московскость» искреннего, трепетного приема регионального зрителя, организаторы приняли решение навсегда передислоцировать фестиваль.

Идея проведения «ПостЕфремовского пространства» - 2014 в Ялте возникла в рамках проведения театрального форума - «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА», в сентябре 2013-го года. В ходе пресс-конференции, на которой присутствовала Анастасия Ефремова, директор Ялтинского театра им. Чехова Николай Рудник высказал эту идею, ну, а легкий на творческий подъем Президент «ПостЕфремовского пространства» ответила: «Почему нет!?». Уютный, современный ялтинский театр, на сцене которого когда-то также блистал Олег Николаевич, имя Чехова, легендарные гастроли МХАТа в Ялте... Безусловно, «ПостЕфремовское пространство» буквально «просилось» заполнить пространство ялтинское!

... В преддверии начала фестиваля затаились и горожане, привыкшие видеть на театральных афишах преимущественно антрепризные спектакли (а тут - такая география российской глубинки и огромный портрет О. Ефремова на театральном фронтоне как гарант - «антреприза не пройдет!»), и представители СМИ, ожидавшие громких заявлений «на темы...» или еще каких-либо подвохов (как же - первый крупный театральный фестиваль в российском Крыму)... С большой радостью стоит отметить, что без единого подвоха «ПостЕфремовское пространство» подарило городу Хороший Театр. Просто хороший театр. В современных реалиях - подарок исключительный! И надо сказать, что город отнесся к фестивалю с невероятной нежностью и благодарностью.

Гостями «ПостЕфремовского пространства» в Ялте стали ведущие представители культурной элиты, среди которых: заместитель председателя СТД РФ Геннадий Смирнов, заслуженный артист РФ Олег Марусев; актер, режиссер, педагог Александр Смирнов, Ирина Апексимова, Вера Воронкова... Теплые слова поддержки форуму и его участникам выразили Александр Калягин, Галина Волчек, Олег Табаков.

Эпиграфом к фестивалю, за два дня до его открытия, стал флешмоб «У вас есть лишний билетик!?». Ялтинская молодежь достала «с антресолей» бабушкины ридикюли, дедушкины нейлоновые рубашки и, начесав коки и «бабетты», выстроилась в огромную очередь в театральные кассы, спрашивая у удивленных прохожих «лишний билетик на Ефремова». Тем самым взбудоражив в обывателях воспоминания о невероятном прорыве «Современника» с первых дней его премьерных спектаклей и понятии острейшего дефицита театральных билетов, появившегося, после долгого театрального застоя, именно благодаря детищу Олега Николаевича.

Открытие и закрытие фестиваля подчеркнули общедоступность его идеи - организаторы приняли решение основные зрелища, приуроченные к церемониям, перенести на площадь у театра. «Стартовал» фестиваль перформансом «Арбат. 60-е». У театра можно было «достать» редчайшие пластинки (все - подлинные, из «тех» времен!), в стайке восторженных поклонников послушать темпераментного поэта, «ворваться» в ритмы «буги-вуги», исполняемые уличными музыкантами... Кульминацией перформанса (именно перформанса - ведь абсолютно каждый прохожий мог влиться в пеструю толпу обаятельных пижонов, одетых в соответствии с эпохой, и почувствовать себя «в пространстве» времен расцвета «Современника») стал массовый твист... Закрытие «Арбат. Наши дни» выстроило Мост через поколения, подчеркнув исключительность события.

Участники и зрители ялтинского форума увидели 9 постановок театров из Орла, Пензы, Ульяновска, Балаково, Минусинска, Кириат-Оно (Израиль), Тольятти, Севастополя, Березников, отобранных с любовью к школе психологического театра, к культурным критериям и ценностям, которые исповедовал Олег Ефремов. К каждому, кто захочет прийти в театр на фестивальные проекты.

23-го сентября «ПостЕфремовское Пространство» в Ялте открыл Орловский театр «Свободное пространство», представивший постановку пьесы Ивана Франко «Украденное счастье». Зритель высоко оценил органичное, поистине драматическое и невероятно интересное сплетение лучших традиций российской школы психологического театра, тонкой литовской режиссуры (режиссер - Линас Зайкаускас) и шедевра украинской драматургии.

Днем позже фестивальный зритель попал под обаяние уникального театра из Пензы - «Театра Доктора Дапертутто», в труппе которого - исключительно представители сильного пола. Постановка «Счастливые Нищие» (режиссер - Наталия Кугель) - в лучших традициях commedia dell'arte - окунула публику в легкую, остроумную, хулиганскую атмосферу.

Третий фестивальный день подарил публике трогательное очарование постановки «Чудесные странники» (режиссер - Дмитрий Аксенов) театра «Еnfant-terrible» из Ульяновска. Взрослые на час стали детьми, погрузившись в атмосферу волшебной сказки-притчи, а дети повзрослели, задумавшись о важных темах: Милосердии, Бескорыстии, Прощении...

26-го сентября фестивальный зритель невероятно тепло принял постановку Балаковского драматического театра им. Лебедева «Афинские вечера» (режиссер - Максим Потапов) - эксцентрично-лирическую историю одной небольшой семьи и одного большого, нежного, горячего, любящего Сердца.

Минусинский драматический театр пролонгировал и довел до кульминации «семейно-притчевый» флер драматургии Петра Гладилина, рассказав на следующий день необыкновенную «евангельско-бытовую» историю о семейных ценностях «Вышел ангел из тумана» (режиссер - Алексей Песегов).

За «здоровый авангард» на фестивале отвечали гости из Израиля: театр «ZERO» представил оригинальное «панно» из рассказов А. Чехова «Супруга», «Следователь» и «Враги». Легкое «медицинское» (именно в импровизированном медкабинетике и в белых халатах все и происходило) препарирование «отдельного» еврейского мировоззрения и темперамента через прозу величайшего из русских классиков - разве не занимательно!?...

Фестивальный зритель отметил спектакль тольяттинского театра «Колесо» «Скамейка» А. Гельмана, как один из сильнейших в фестивальной программе «ПостЕфремовского пространства» - 2014. «Путевку в фестивальную жизнь» постановке Владимира Хрущева дала известная актриса и директор Театра Романа Виктюка Ирина Апексимова. Эпиграф к спектаклю задал не самые простые «предлагаемые обстоятельства» артистам: И. Апексимова (вполне справедливо) усомнилась в возможности выходить и поражать публику после того, как на экране были показаны лучшие кадры из лучших фильмов с участием Олега Ефремова (этими кадрами открывался каждый фестивальный вечер)... Впрочем, тольяттинские артисты Елена Барамикова и Олег Погорелец взяли зал с первого взгляда, слова и вздоха... Подлинный театр человеческого духа, гордости, предубеждений, разума и чувств... Специальный приз фестиваля тольяттинцам вручил заместитель председателя Союза театральных деятелей РФ Геннадий Смирнов.

Фестивальный рекорд по продолжительности зрительских оваций - спектакль «Игроки» Драматического театра Черноморского флота РФ им. Лавренева (г. Севастополь). Режиссер Юрий Маковский создал совершенный часовой механизм с «секретом». Филигранный по темпоритму, четкий, слаженный ход действия, неумолимо ведущий к финальным курантам - гоголевской развязке сногсшибательного надувательства, и бою - зрительским аплодисментам. А «секрет»? Секрет - верность традициям психологического театра (на верность которым в свое время присягал и Олег Ефремов!), неизменно дающим жизненно важный пульс любой режиссерской задумке. Секрет постановки - это то, что ее совершенный часовой механизм пульсирует...

Ярким финальным аккордом «ПостЕфремовского пространства» в Ялте стала постановка прошлогодних «хозяев» фестиваля - Березниковского драматического театра - «Варшавская Мелодия» (режиссер - Семен Лосев). Камерность истории Леонида Зорина «на двоих» и огромный «колосс» Эпохи, многослойным художественным решением заполнивший пространство и раздавивший пронзительное чувство героев...

В рамках фестиваля прошли уличные флешмобы, творческие встречи, пресс-конференции. Приятным подарком для всех зрителей стала возможность посетить выставку севастопольского фотохудожника Дмитрия Кириченко «ТЕАТРографиЯ», посвященную легендам русской театральной сцены. Не менее приятной оказалась и беспрецедентно низкая для Ялты стоимость театральных билетов, которая составила 100-300 рублей, что сделало «ПостЕфремовское пространство» в Ялте поистине открытым и доступным для всех, кто любит театральное искусство.

Резюмируя «дебют» и «ПостЕфремовского пространства», и российского фестивального движения в целом на ялтинской театральной сцене, мы, бесспорно, должны снять воображаемые шляпы перед этой первой «ласточкой», которая взвалила на свои «крылья» невероятно щекотливую и сложную миссию быть первой в сложных предлагаемых обстоятельствах. За решимость. За такт. За вкус. За тонкий камертон. За Человеческий Театр. За всеобъединяющее имя Ефремова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.