В кругу друзей / IX Фестиваль театров малых городов России в Вышнем Волочке

Выпуск №4-174/2014, Фестивали

В кругу друзей / IX Фестиваль театров малых городов России в Вышнем Волочке

Фестиваль проходил в девятый раз, одновременно отмечая свой 20-летний юбилей - поскольку именно двадцать лет назад, в 1994 году, он родился здесь, в Вышнем Волочке, став культурным брендом этого города. Вышний Волочек, древний город Тверской области, стоящий на дивной красоты каналах и называемый «северной Венецией», включен в число исторических городов России. И это идеальное место для фестиваля малых городов. Лучшего места придумать невозможно, поскольку Волочек - истинно «малый» город, очень компактный, уютный и теплый, со старинным театром, возвышающимся напротив купеческих торговых рядов, и с крепкой театральной традицией. Местный зритель, воспитанный здешней труппой, театральное искусство необычайно уважает, и на каждый фестиваль съезжается весь город.

У фестиваля, приобретшего статус общероссийского смотра-конкурса театров глубинных и дальних районов России, есть свои сложившиеся традиции. Проходит он каждые два года во время золотой осени - когда Вышний Волочек с его каналами особенно хорош. У фестиваля есть постоянный круг друзей-участников, неизменно составляющих его афишу, и зритель уже заранее знает, что вновь увидит полюбившихся ему актеров из Кинешмы, Дзержинска, Новомосковска и Сызрани... И непременно приедет гость фестиваля - московский театр, на спектакле которого не будет ни одного свободного места. А по утрам будут идти детские спектакли, обязательно привозимые каждым театром и обеспечивающие настоящий праздник местной детворе.

Хозяин фестиваля, Вышневолоцкий драматический театр, показал премьеру «Бесприданницы» А.Н. Островского - по обыкновению, блеснув спектаклем крупной формы и масштабного замысла. Главный режиссер театра Владимир Коломак, известный всем как бунтарь и возмутитель спокойствия, выступил в этот раз со спектаклем неторопливого плавного движения, предельно лиричным и чувственным. Спектакль оказался очень молод, особенно в мужском составе. Рассказана была история о мужской любви, очень разной у каждого - дерзкого и полного жизни Паратова (Максим Лященко), жалкого неудачника Карандышева (Вячеслав Синявский), хищного дельца Кнурова (Алексей Чимичаков) и юного повесы Вожеватова (Алексей Кузнецов). Все они любили Ларису (ее играла Анастасия Волоцкая, получившая приз за лучшую женскую роль) сильно и безысходно, без перспектив на будущее, но с яростным желанием победы здесь и сейчас. Приводя к неминуемой гибели молодую и страстную женскую душу, оказавшуюся в трагическом одиночестве. Этот красивый и стильный спектакль, вместе с фантазией по Хармсу «Все бегут, летят и скачут», показанной утром того же дня, сделали Владимира Коломака истинным героем фестивальной недели - получившим, как и в прошлый раз, приз за лучшую режиссуру.

Русская классика, по сложившейся традиции, была главным фестивальным меню. И Сызранский драматический театр им.А.Н. Толстого привез толстовскую «Касатку», неслучайно играемую в театре его имени, ведь Алексей Толстой родился, учился и жил в этих краях. Владимир Хрущев поставил его пьесу как романтическую сказку о любви, настигшей, подобно солнечному удару, сразу четырех людей; и все четверо, повинуясь силе судьбы, поменяли не только своих партнеров, но и жизненную философию.

Дзержинский театр драмы привез спектакль «Не верьте шампанскому!», объединивший чеховские «Юбилей», «Предложение» и «Медведь» в постановке Андрей Лучина. И на этот раз, в отличие от «Квадратуры круга», взявшей в 2012 году гран-при, блеснув не режиссурой, а именно актерскими работами. Труппа в Дзержинске - мы знаем - замечательная; в этот же раз триумфаторами, влюбившими в себя публику, стали Юрий Кислинский, сыгравший помещика Смирнова в «Медведе», и Вячеслав Рещиков в роли незадачливого жениха Ломова в водевиле «Предложение».

Вообще, вся фестивальная программа была очень разнообразной, удовлетворяя интересы и вкусы самой широкой аудитории. Новомосковский драматический театр им. В.М. Качалина играл детектив Р. Тома «Восемь любящих женщин», демонстрируя потенциал женской части своей труппы. Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, изменив своей традиции представлять новые постановки пьес Александра Николаевича, привез «кассовую» комедию В. Красногорова «Его донжуанский список», подарив нам встречу с прекрасным актером Дмитрием Чередниченко. А Котласский драматический театр выступил с малоизвестной пьесой Генри Олди (совместный псевдоним украинских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского) «Вторые руки», повествующей о возможностях начать новую жизнь за пределами прожитой.

Открытием же фестиваля стал Театр юного зрителя «Дилижанс» из города Тольятти, приехавший сюда впервые и сразу увезший и гран-при, и приз за лучшую мужскую роль, отданную Петру Зубареву, который поистине искрометно сыграл в спектакле «Слуга двух господ, или Труффальдино в Венеции», поставленном Виктором Мартыновым. Это новое поколение режиссуры, мгновенно растворяющее классику в современности и разрушающее все привычные каноны. Этой режиссуре драйв современных ритмов намного ближе, чем сюжет Гольдони, от которого она дистанцирована веками и культурами прошедших эпох. Сюжет превращается в тотальный розыгрыш, персонажи комедии - в современных актуальных типажей с наших улиц, вокзалов и рабочих окраин. И здесь много истинного театра, с его веселой отсебятиной и бесконечной импровизацией, которые так нравятся публике.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.