VII Открытый фестиваль молодежных театральных коллективов в Тамбове

Выпуск №4-174/2014, Фестивали

VII Открытый фестиваль молодежных театральных коллективов в Тамбове

В год культуры в России в Тамбове произошло знаменательное событие - 27 сентября открылся первый в городе Тамбовский Молодежный Театр. Он удивительно красив, чувствуется, что и проектировали, и строили, и создавали дизайн, внешний и внутренний, с любовью и большим вкусом. На столь же высоком уровне прошло и его открытие, на котором присутствовали и выступали министр культуры России В.Р. Мединский, заместитель министра культуры РФ Е.Б. Миловзорова, глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин, заместитель главы администрации Тамбовской области С.А. Чеботарев, член Совета Федерации Е.Г. Тарло, глава администрации города Тамбова А.Ф. Бобров, деятели культуры Москвы и Тамбова.

Театру в декабре исполнилось пять лет, и все эти годы молодые талантливые актеры, не имея собственного здания, скитались, играли спектакли на разных площадках, выезжая в школы, лагеря отдыха, районные центры Тамбовской области. Художественный руководитель театра Виктор Владимирович Федоров все это время выпускал по несколько спектаклей в год, растил начинающих актеров, учил их не только актерскому мастерству, но и вкладывал в них любовь к театру. Год от года они взрослели, становились профессиональнее.

На базе Тамбовского Молодежного Театра проходит Открытый фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!». Он уникален, так как состоит из трех блоков - любительских, студенческих и профессиональных театров. В приветствии организаторам, участникам и гостям VII Открытого фестиваля молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» Председатель Союза театральных деятелей РФ А.А. Калягин сказал: «Я рад, что фестивальное движение России активно набирает обороты, и в нем сегодня самое активное участие принимает уже новое поколение талантливой молодежи. Сегодня в вашем городе, богатом театральными традициями, встречаются профессиональные, любительские и студенческие театры, которые предлагают вниманию зрителей самые разные спектакли по пьесам современных авторов и постановки по классической и зарубежной драматургии. Желаю фестивалю долгой счастливой творческой жизни».

В нынешнем году фестиваль стал международным, так как среди его участников был Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз» из города Кишинева (республика Молдова), который является призером многих республиканских и международных фестивалей. Театру 36 лет, и все эти годы им руководит его основатель Юрий Аркадьевич Хармелин. Лирическая комедия «Левушка» по произведению Анатолия Крыма, поставленная Ю. Хармелиным и пронзительно сыгранная тремя замечательными актерами, покорили всех зрителей до глубины души. Еврейский мальчик Левушка (Вячеслав Азаровский) трогательно рассказывает о своем детстве, о своих двух бабушках - украинской бабе Даше (Мария Мадан) и еврейской бабушке Розе (Людмила Колохина), враждующих между собой, но обожающих своего внука. Каждая из них по-своему учит его жизни, но в одном сходятся - «не оставлять все самое главное на потом, так как среди этого самого главного есть те слова, которые можно не успеть произнести...» (об этом спектакле «Страстной бульвар, 10» уже писал в ряде номеров). «Левушка» был признан жюри лучшим спектаклем среди профессиональных театров и награжден дипломом и денежной премией Главы администрации города Тамбова.

Порадовал тамбовских зрителей их любимец, постоянный участник фестиваля Самарский театр драмы «Камерная сцена», которому недавно исполнилось 20 лет. Все эти годы его художественный руководитель Софья Борисовна Рубина воспитывает зрителя на лучших образцах русской и зарубежной классики. На фестивале были показаны два спектакля - в конкурсной программе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и вне конкурса «Как прекрасен этот ужас!» по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (подробней об этих работах в «Страстном бульваре, 10», № 7-167, 2014). За постановку «Капитанской дочки» режиссер С.Б. Рубина награждена дипломом и денежной премией. Великолепный актерский дуэт Владислав Метелица (капитан Миронов) и Ольга Базанова (его жена Василиса Егоровна) также отмечены дипломами и денежными премиями.

Липецкий драматический театр на Соколе привез на фестиваль спектакль «Кармен иначе» Д. Минченка в постановке молодого режиссера-хореографа Анны Фекета. Спектакль, действие которого происходит в наши дни на Балканах, в Косово, где разместились косовские миротворцы, правда, больше похожие на бандитов, очень яркий, зрелищный, пластичный (см. «Страстной бульвар, 10», № 10-170 2014). За роль Кармен актриса Мария Пропастина награждена дипломом и денежной премией.

Тамбовский Молодежный Театр обратился к «Обыкновенному чуду» Евгения Шварца - одной из самых лирических и поэтических его пьес, но необыкновенно трудных для постановки. В ней таится опасность чрезмерного утяжеления сказочного юмора и ассоциаций с современностью. Замечательно, что режиссер Виктор Федоров, понимая все трудности, попытался их преодолеть, вовлекая своих молодых актеров в непростую сказочную игру. В пьесе и спектакле все герои втянуты в один спор - о любви. Одни любят, другие ищут любви, а иные вовсе не способны ее чувствовать. Не все актеры смогли поддержать интересную задумку режиссера, не все пары, застроенные им на любовных взаимоотношениях, сыграли эту любовь, но в спектакле есть интересные сцены и удачные актерские работы.

На фоне пестрой жизни придворных развертывается необыкновенная сказочная история, где любовь преодолевает даже волшебство. На мой взгляд, по-настоящему сыграна любовь у Волшебника (Сергей Солонцов) и его жены (Надежда Петрушова). Веришь абсолютно, что Волшебник обладает даром распоряжаться судьбами людей. Он не просто по-сказочному правдив, а правдоподобен, реален. Правда, хотелось бы, чтобы он не был так занят своими шуточками, а больше обращал внимания на жену, которая смотрит на него с такой любовью, с нежностью прикасается к нему. Медведь (Павел Шишлянников) - очень хорошая актерская работа. Вот уж, как говорится, точное попадание на роль. Он хорошо молчит, в какие-то моменты похож на затравленного зверя с испуганными глазами, а порой и полными слез. В Принцессе (Татьяна Николаева) есть живость, искренность, смелость, но при этом не чувствуется, что все ее существо охвачено страстью. Актриса холодновата и однообразно существует в спектакле. И все же стоит сказать о замечательной сцене пикника, когда Медведь приносит молоко и хлеб и кормит Принцессу. Оба смеются, что-то говорят друг другу, она трогательно и нежно вытирает крошки хлеба с его губ, почувствовав себя вдруг обыкновенной девушкой.

Король (Дмитрий Елтунов), пожалуй, единственный, кто пытается работать в жанре, предложенном режиссером. Внешний рисунок интересен, в нем угадывается вполне современный человек с хитрой повадкой, склочник, капризный и взбалмошный самодур. Король на полном серьезе произносит свои глупые сентенции, правда, несколько монотонно, а ведь он должен диктовать условия игры и быть всегда неожиданным. Министр-администратор (Сергей Демидов) - интересная работа актера. Резкий, злобный, с развязными манерами, ловкий демагог и плут, он считает, что на свете нет ни любви, ни ненависти. Этакий деляга, готовый в любой момент изменить даже самому себе. Первый министр (Сергей Малахов) очень мягок и беспомощен. Трусливый человечек, который не может противостоять нахальству министра-администратора, но, в конце концов, бунтует и говорит всю правду Королю. Конечно, очень интересны внешние рисунки пары - трактирщика (Юрий Томилин) и Придворной дамы (Елена Федорова). Он - Эмиль - добрый, мягкий, хранящий верность своей любви в молодости, нашел верную неспешную интонацию. Она - Эмилия - усвоила комендантские манеры своего покойного мужа. Сразу видно, что работают в спектакле опытные мастера, но их встреча с молодостью и былой любовью могла быть сыграна ярче, эмоциональнее.

В спектакле хорошее музыкальное оформление, интересные декорации. Правда, порой проседает ритм, актеры играют на уровне текста, но, несмотря на некоторые замечания, работа над пьесой Шварца, безусловно, была важна и для актеров, и для режиссера. Это попытка прикоснуться к произведениям большого автора, тем более, что мир героев Шварца перекликается с миром сегодняшним, где живут люди сильные и слабые, добрые и злые.

Впервые на фестиваль приехал муниципальный Лицейский Драматический театр из Омска, возникший в 1994 году на базе театрального класса лицея № 66. За эти годы театр снискал любовь зрителей, стал участником и победителем многих фестивалей в России и за рубежом - во Франции и Италии. В театре всего 56 зрительских мест, и напоминает он красивую изящную шкатулку. В «Альпийской балладе» Василя Быкова актеры Лицейского театра рассказали историю «побега, любви и невообразимого счастья», историю трех дней, которые вместили всю жизнь. Пронзительная история встретившихся в Альпах после побега из австрийского концлагеря русского солдата Ивана Терешко (Евгений Точилов) и итальянской девушки Джулии (Мария Токарева) (см. «Страстной бульвар, 10» , № 8-168, 2014).

Очень важно, что участниками фестиваля становятся народные или, как их теперь называют, любительские театры. Это особое явление, которое заслуживает уважения к тем, кто беззаветно и бескорыстно, в свободное от работы время служит театру, одержим театром, искренне влюблен в него. Особенные слова хочется сказать в адрес Образцовой детской театральной студии «Кавардак» в Тамбовском Доме культуры «Знамя труда». В студии занимаются ребята от 5 до 16-17 лет. В младшей группе учатся делать первые шаги, понимать, что такое театр, постигают сценическое движение и сценическую речь, а затем, через несколько лет, уже выходят на сцену.

Режиссеры Валерия Новикова и Елена Тертычная поставили пьесу Вадима Ольшанского «Зимы не будет». Незатейливая, но трогательная, очень человечная история дружбы бродячих котов с пенсионеркой тетей Пашей, которую судьба и родной сын забросили, заставив обитать в овощном киоске на одной из московских улиц. Женщина собирает и сдает пустые бутылки, чтобы иметь возможность прикармливать своих котов. В пьесе очень хорошо прописаны характеры котов, которых замечательно, с юмором играют ребята, такие разные и такие настоящие. Одноглазый (Вячеслав Мельников) - старый мудрый кот, которого слушаются все остальные, а тетя Паша серьезно разговаривает с ним, и похоже, они понимают друг друга. Он убеждает Тощего (Владимир Малютин), этакого отвязного, нахального отморозка, для которого главное - вкусно поесть, что «любовь сильнее рыбы». Рыжий (Никита Ельцов) - интеллигентный кот, который верит, что вернется его хозяйка и заберет обратно в дом. А когда убеждается, что этого никогда не будет, решает, что все люди предатели, и он больше не будет верить и ждать. Новенькая (Арина Шилова) - совсем молоденькая кошечка-трехцветка, доверчивая и пластичная. Она прибилась к бродячим котам и еще не знает, как себя вести, с кем дружить. А у тети Паши (Алена Заволокина) - просто настоящая профессиональная актерская работа. Она играет мягко, внутренне проживая все ситуации.

Близится зима, в киоске отключили электричество, требуют его освободить. Всей кошачьей компании грозит смерть от холода и голода, и тогда автомобиль сына тети Паши «форд фокус» (Дмитрий Хардынов) по просьбе котов привозит сына Петю (Сергей Марчуков) и его жену Молчидуру (Юлия Чеплакова) к тете Паше, чтобы забрать ее к себе в дом. Но тетя Паша отказывается уезжать без котов. Она остается со своими питомцами, которые, тесно прижавшись к ней, надеются, что зимы не будет, и они не замерзнут. Тем более, что листья, которые уже сбросило Дерево (Валерия Ященко), они снова прикрепили к его ветвям. Юные артисты, играющие котов (кстати, абсолютно без грима и внешних атрибутов), существуют так искренне и просто, что начинаешь верить - эти коты чувствуют все, как и люди с трудной судьбой, только не могут сказать. Этот спектакль о том, что каждому нужен дом, тепло, понимание и любовь. Он был признан лучшим среди любительских театров и награжден дипломом и денежной премией главы администрации города Тамбова.

Образцовый детский коллектив школьного учебного театра «Шут» (школа № 22), созданный в 1990 году, показал учебную работу учеников 7А класса - сказку «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной (режиссер Людмила Третьякова). Мальчик Витя Перестукин (Кирилл Ольшанский) очень плохо учится в школе, получает сплошные двойки, портит учебники. Покалеченные им книги оживают, чтобы совершить суд над ленивым учеником. Они отправляют мальчика в Страну невыученных уроков, где ходит Белый медведь, умирающий от жары, землекопы без головы, потому что Витя неправильно решил арифметическую задачку, Корова (Кира Пахомова), причисленная им к плотоядным животным, Кенгуру, летающая как птица (Владимир Коптев). Витя, увидев все, что он наделал, раскаялся и дал слово отныне всегда учить уроки. В спектакле интересное музыкальное оформление, ребята хорошо двигаются, танцуют и заставляют детей, сидящих в зрительном зале, сопереживать им.

Впервые на фестиваль приехал из подмосковного города Одинцово театр-студия «Наш Дом» со спектаклем «Мелочи жизни?!» по шести рассказам А.П. Чехова (художественный руководитель и режиссер Алла Зорина). Театр-студия «Наш Дом», созданный в 1975 году, состоит из группы взрослых участников и детской студии (всего в коллективе 35 человек). На афише - русская и зарубежная классика и спектакли современных авторов. «Наш Дом» принимал участие в различных международных фестивалях в Литве, Латвии, Эстонии, Венгрии и всероссийских фестивалях в различных городах России.

Чеховские рассказы «Шуточка», «Гость», «Два газетчика», «Дачники», «Индейский петух» и «Ну, публика!» замечательно разыгрываются актерами, которых совершенно справедливо можно назвать сформировавшимися профессионалами, а не любителями, причем, профессионалами высокого класса. Режиссер Алла Зорина не стремилась нанизывать эти рассказы на один стержень, они существуют самостоятельно, но в каждом создана удивительная чеховская атмосфера. Все образы, создаваемые одними и теми же актерами, очень разнообразны и вызывают то смех, то сопереживание каждому герою рассказа. В спектакле много режиссерских находок и замечательное музыкальное оформление (актеры сами играют на музыкальных инструментах).

Народный театр из села Глазок Мичуринского района Тамбовской области, где всего менее 1500 жителей, существует более 60 лет. С 2009 года этот театр является постоянным участником фестиваля «Виват, театр!». Спектакль по пьесе Нины Семеновой «Семь мисок, семь ложек» идет с пометкой - «Женщинам-труженицам, женщинам-вдовам, женщинам военной поры посвящается...» Поставленный Аллой Мачневой, он повествует о судьбе женщин, потерявших в годы Великой Отечественной войны самых дорогих и близких людей. В этом правдивом спектакле все настоящее - и лица деревенских женщин, и их глаза, и непридуманная певучая интонация (так они разговаривают и в жизни), и настоящие вязаные коврики в хате, и настоящая прялка, и все детали немудреного быта.

Действие спектакля разворачивается в двух частях сцены - справа красный уголок клуба, где идет подготовка к празднованию Дня Победы и репетиция хора, слева - деревенская хата Архиповны (Людмила Малацай), где она накрывает стол и ставит семь мисок, семь ложек, семь ломтей хлеба для погибших в войну ее сыновей. На стене икона, горит лампада, а она разливает всем сынам щи и разговаривает, как с живыми. «Ешьте, дети мои... Похлебали щи, сейчас кашу всем разложу...» А когда появляются ее семеро погибших сыновей в военной форме - молодые, стройные, и молча стоят, сердце щемит. Без слез смотреть эту сцену невозможно. А Архиповна-Малацай, неторопливо вспоминая, обращается к каждому из них, и к самому маленькому, убежавшему к партизанам, которого потом повесили у немецкой комендатуры. В словах матери такая боль и такая вера! Действие органично и тихо (только лучом света) из хаты Архиповны переносится в клуб, где шумно репетирует хор в ожидании председателя колхоза. И как же замечательно они все поют в финале «Степь широкая, степь раздольная!».

Народный театр районного Дома Культуры из поселка Инжавино Тамбовской области имеет давнюю историю. В дореволюционное время, с 1901 года, здесь работал небольшой творческий коллектив, ставивший отрывки из произведений А.С. Пушкина «Борис Годунов» и «Скупой рыцарь». В годы войны театр не прекращал свою работу, а звание народного коллектив получил в 1966 году. На этот раз театр показал известную пьесу Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» (режиссер Елена Денисова). Подлинная история трех сестер, живших в деревне под Пермью и попавших под жернова военного времени и репрессий, потери мужей и запоздалого возвращения одного из них, сыграна актерами просто, искренне и проникновенно. Истинные героини пьесы - три женщины, три разных характера. Старшая Анна (Людмила Шевцова), рассудительная, основательная, муж которой повесился, не выдержав жизненных перипетий и несправедливости; Софья (Оксана Сотникова), тихая, почти блаженная, потеряв на войне мужа, не смогла пережить это горе и тоже ушла из жизни, и Александра (Наталья Осипова), живая, яркая, артистичная, не имеющая детей, но страстно любящая своего мужа, красавца и балагура Ивана (Вячеслав Курбанов). Настоящего драматизма достигают сцены, где Александра должна решить, с кем остаться - с местным милиционером Римасом (Илья Ивкин), который всю войну помогал семье выжить, или неожиданно вернувшимся после долгого отсутствия Иваном. Побеждает любовь Сани и Вани, прошедшая все испытания. Актеры смогли подняться над обыкновенной человеческой историей, создав, в первую очередь, историю о любви, о возможности трудного человеческого выбора.

В фестивале участвовали три студенческих театра. Студенческий учебный театр Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина представил спектакль по пьесе И. Якимова «Алхимик», поставленную Н.В. Беляковой. Пьеса надуманная, эклектичная, в ней автор намешал все темы из произведений Шварца, Островского, Андерсена. Магистр наук Май (Григорий Меркулов) попадает в химическую лабораторию при королевском дворе, где в бумагах покойного доктора Аурелиса находит секрет создания идеального искусственного человека, о чем он мечтал всю жизнь. А глупый Король (Юрий Романов) - образ, начисто списанный с Короля Шварца, требует лепить в лаборатории слитки золота, так как он разорен и казна его пуста. Форма существования актеров, заданная режиссером, сказочно-игровая, но с игровой стихией трудно справляются даже опытные мастера, так как в ней нужна легкость, остроумие, ирония. Удалось это, на мой взгляд, в полной мере лишь двум актрисам. Прежде всего, Ангелине Лукьяновой, сыгравшей Статс-даму при Короле. Она работает в этом жанре без перебора, органично и ярко, и в итоге выходит в спектакле на первый план. Также хороша и принцесса Эльза (Софья Губина), изящная, очаровательная, играющая смену настроений, постепенно превращаясь из ребенка в любящую женщину, увлекаясь Маем и его работой.

В спектакле интересное оформление лаборатории, где практически и происходит все действие: стол, заваленный бумагами, колбами и пробирками, огромный чан с кипящей водой, где, в конце концов, и появляется искусственный человек, блестящие ленты, опускающиеся сверху. Все светится, вертится, искрится, создавая атмосферу ожидания какого-то чуда. И, тем не менее, даже такому опытному педагогу и талантливому режиссеру, как Н.В. Белякова было очень трудно преодолеть надуманную, очень разговорную, с трудно выстроенным сюжетом пьесу.

Студенческий театр «Акцент» Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова представил на суд зрителей свою последнюю премьеру «Экзамен про любовь» - комедию молодого драматурга Елены Венедиктовой. Непритязательный пустячок, но есть что поиграть актерам, тем более, студентам, так как спектакль, поставленный руководителем театра Павлом Козодаевым, о современных студенческих нравах. Розыгрыш, устроенный чтобы помочь своей подруге Асе (Ксения Потапова) поступить в институт, оборачивается возникшими серьезными отношениями между ней и появившимся Виктором (Дмитрий Мищенко), которого она и должна была соблазнить для осуществления своей цели. В спектакле хороший актерский ансамбль, все молодые, очень разные, шумные придумщики и фантазеры, не теряющиеся в любых ситуациях. Зритель очень тепло принимал этот простой, но жизненный спектакль.

Студенческий народный театр-лаборатория «Феникс» Мичуринского государственного аграрного университета уже 10 лет возглавляет Александр Павленко. Все спектакли этого коллектива отличаются поисками новаторской формы и содержания, жаждой художественных экспериментов. Подзаголовок привезенного на фестиваль спектакля «Люди: внутри, между, над» по мотивам произведений В. Ершова, А. Молчанова, А. Фролова и К. Фролова, обозначен следующим образом - фантасмагорическое исследование. «Подмостки являются не только местом, где может публика испытать «катарсис», но и удивительным пространством для исследования сущности человека...» - так витиевато обращаются авторы спектакля к зрителям, купившим программку этого необычного, но по-своему интересного зрелища, которое, правда, тонет в хаосе темпоритмов и смешения жанров.

Режиссер выстроил спектакль как телевизионное шоу - идея не новая, но очень заманчивая. Ведущая телевизионной программы на 23 канале представляет режиссеров, поставивших четыре рассказа, правда, не самого высокого литературного уровня - «Женское воспитание», «Трое под кроватью, не считая в платьях», «Призраки» и «По образу и подобию». Эти рассказы очень разные по сюжетам и по способу существования актеров. Режиссер Александр Павленко сделал в спектакле мощную заявку - разобраться в нюансах человеческого поведения и рассказать о человеке как таковом. Но не все рассказы поддались этой схеме и вписались в телевизионную передачу, часто напоминающую КВН. В первом рассказе «Женское воспитание» разыгрывается простая семейная история - о взаимоотношениях мамы (Надежда Романенко) и дочери Елены (Елена Пыхина), сыгранная актрисами очень искренне, в бытовых реалиях. В других же рассказах наблюдается переход к публицистике, к большому количеству философских размышлений. Порой, они интересны, но от их нагромождения все становится фантасмагоричным. В спектакле много финалов, утяжеляют его и танцы, и экран, и пантомима.

Заслуживает внимания обсуждение зрителей, оставшихся после спектакля, которые задавали много вопросов актерам и режиссеру, и это подтверждает, что постановка дала пищу для размышлений, а спектакль стал социально-культурным явлением.

Показы VII Открытого фестиваля молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» проходили в переполненных залах нового Тамбовского Молодежного Театра и вызвали большой интерес зрителей и театральных деятелей.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.