Пермскому ТЮЗу - полвека

Выпуск №4-174/2014, Портрет театра

Пермскому ТЮЗу - полвека

В декабре Пермскому театру юного зрителя исполняется 50 лет. Срок солидный как в жизни человека, так и в жизни театра. У истоков рождения Пермского ТЮЗа стояли: директор, заслуженный работник культуры РФ Виктор Левин и главный режиссер Георгий Чодришвили.

Пермский ТЮЗ рос, творчески развивался и постепенно завоевывал свое место среди театров города и России вместе с движением времени.

Он открылся спектаклем «Город на заре» А. Арбузова в постановке главного режиссера Георгия Чодришвили. Эмоциональный настрой героев пьесы Алексея Арбузова, строителей города солнца в тайге Комсомольска-на-Амуре, удивительно перекликался с настроением молодых актеров, выпускников Свердловского, Новосибирского, Ярославского театральных училищ, приехавших в большой индустриальный город Пермь открывать театр для молодежи и юных зрителей.

Пермяки сразу полюбили молодых актеров театра - Владимира Дроздова, Сергея Петренко, Марину Софронову, Ларису Сыпко, Ирину Сахно, Тамару Плешкевич, Тамару Стенно, Антонину Стреляеву и многих других за их одаренность, искренность и достоверность. А чуть позже труппу пополнили актеры Вячеслав Воронин, Владимир Быков, Герман Синягин, Виктор Нечеухин, Луиза Стародубцева, Анатолий Цыпляков.

Первый спектакль «Город на заре» надолго определил творческую программу театра как героико-романтическую. Пьесы А. Арбузова, В. Розова, А. Гайдара, Г. Мамлина, Н. Долининой прочно заняли место в его репертуаре. Он был обращен к юным, обдумывающим свою жизнь. В зрительном зале театра преимущественно сидели школьники, которые очень эмоционально и горячо реагировали на все, что происходит на сцене. Влюблялись в колючего подростка - Зинку в исполнении Тамары Плешкевич из спектакля «Они и мы» Н. Долининой, бесконечно верили в романтическую, светлую любовь юной Джульетты (Ирина Сахно) и Ромео (Владимир Боговин), разделяли бескомпромиссность и максимализм Олега (Владимир Быков) из спектакля «В поисках радости» В.Розова, весело смеялись над проделками Атаманши в исполнении заслуженной артистки РСФРС Марии Януш в «Снежной королеве».

Шли годы, появлялись и уходили главные режиссеры, но мало менялось творческое лицо театра: в выборе репертуара он шел за ведущими ТЮЗами России - Ленинградским, Московским, Саратовским.

В восьмидесятые годы Пермский ТЮЗ возглавлял заслуженный артист России - Семен Либман. Он руководил театром в течение 10 лет и поставил «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, «Чайку» А.П. Чехова, «Последние» М. Горького. Он первым обратился к творчеству пермского писателя Льва Давыдычева, чьи произведения были суперпопулярными среди детей и широко известны у нас в стране. Спектакли «Страдания Ивана Семенова» и «Лелишна» по произведениям Льва Давыдычева тогда прозвучали неожиданно и свежо. В этих спектаклях наиболее ярко раскрылся талант артисток-травести Галины Бахмисовой и Людмилы Смольковой. С.М. Либман пригласил в труппу таких блистательных артистов как Борис Плосков, Валерий Пешков, Наталья Попова, которые стали заслуженными артистами России и радовали своей игрой зрителей на протяжении многих лет. Да и сам Семен Михайлович в последние годы своей жизни раскрылся как мощный артист.

Но зрительская аудитория театра оставалось прежней - школьники и пэтэушники, вечернего зрителя практически не было. А время требовало другого взгляда на мир и человека, более острого, проблемного, сложного. Театр нуждался в творческом лидере, способном вывести Пермский ТЮЗ на российский уровень. И такой лидер нашелся. В 1982 году театр возглавил Михаил Скоморохов. Талантливый режиссер со своим индивидуальным творческим почерком, тонкой интуицией, он понял, что Пермский ТЮЗ остро нуждается в молодежной аудитории, ему тесно в рамках школьной программы.

Строительство театра Михаил Юрьевич начал с репертуара. Он поставил во главу не актуальные пьесы-однодневки на школьную и комсомольскую тематику, а высокие образцы русской и зарубежной драматургии и литературы: Н.В. Гоголь, В. Жуковский, А.Н. Островский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, М. Булгаков, Вольтер, Г. Ибсен, В. Шекспир, Л. Пиранделлло... На высоких образцах русской и зарубежной классики росла труппа театра. Сегодня в ней восемь заслуженных артистов России - Ирина Сахно, Татьяна Жаркова, Валентина Лаптева, Валерий Серегин, Александр Калашниченко, Вячеслав Тимошин, Ирина Шишенина, Марина Шувалова. Профессионально крепкое старшее и среднее поколение актеров - Николай Фурсов, Дмитрий Юрков, Татьяна Гладнева, Елена Бычкова, Ксения Жаркова, Михаил Шибанов, Михаил Шаров, а также способная молодежь - Надежда Кайсина, Елизавета Мушегова, Дмитрий Гордеев, Евгений Замахаев и др. Всего же за годы руководства Скомороховым Пермским ТЮЗом почетных званий удостоены 22 работника театра.

Михаил Юрьевич привез с собой в Пермский ТЮЗ из Магнитогорска семерых замечательных артистов, в их числе Владимир и Наталья Шульга, Николай Глебов, Рамис и Татьяна Ибрагимовы. Именно в его спектаклях креп и расцветал талант народного артиста РФ Владимира Шульги. В них он сыграл свои лучшие роли - Вольтера в «Кандиде», Хлестакова в «Ревизоре», Лопахина в «Вишневом саде», Вовочку в «Вальпургиевой ночи», Ричарда в «Ричарде III» и др. Звания «Заслуженный артист РФ» были удостоены артисты Николай Глебов и Наталья Шульга.

Первым спектаклем Михаила Скоморохова в Перми стал «Ах, Невский!..» по петербургским повестям Н.В. Гоголя в содружестве с питерским художником Марком Борнштейном. Спектакль сразу привлек к себе внимание не только молодежи, но и взыскательной критики. Вот как писал о нем критик Виктор Калиш: «На спектакле «Ах, Невский!..» впервые с 1967 года я увидел другой зрительный зал. Это был молодежный зал, который воспринимал спектакль тонко, как нечто остроумное, парадоксальное, откликался на полутона. Такое доводилось мне наблюдать в зрительных залах Прибалтики. Это были первые шаги происходящих в театре перемен».

Идея театра-дома со стабильной труппой и оригинальным высокохудожественным репертуаром легли в основу творческой программы М.Ю. Скоморохова. Он первым в России осуществил постановку спектакля «Кандид» Вольтера в фойе старинного особняка, который с 1987 года занимает Пермский ТЮЗ. Спектакль был восторженно принят зрителями и критикой. Театр показал его в 1990 году на первом Всероссийском фестивале «Реальный театр» в Свердловске. После этого появились восторженные рецензии столичных критиков М. Тимашевой и Е. Дмитриевской в газете «Экран и сцена». «Спектакль изящен, как маленькая резная шкатулочка штучной, диковинной выделки, - писала Марина Тимашева. - В изящных движениях, звуках музыки, в галантных позах в спектакле пермяков оживает утерянное - Добро, Красота, Уважение, Любовь».

Спектакль «Кандид» с триумфом был показан в Москве и Санкт-Петербурге, на международном Авиньонском фестивале во Франции (программа - офф), Всероссийских фестивалях в Воронеже, Оренбурге и Магнитогорске. Традицию постановок «театра в фойе» затем с успехом продолжили такие значимые спектакли М.Ю. Скоморохова, как «Вишневый сад» А.П Чехова и «Берлиоз» С. Коробкова с народным артистом РФ Евгением Князевым в главной роли, а сегодня - молодого режиссера А. Баскакова «Теперь ты снова Бог». В театр потянулась не только молодежь, но и взрослый зритель. На спектакль «Золотой теленок» по роману И. Ильфа и Е. Петрова было невозможно попасть: зрители спрашивали лишний билетик, а на камерный спектакль «Вишневый сад» публика записывалась вперед за несколько месяцев.

Потрясающий зрительский успех выпал и на долю спектакля «Вальпургиева ночь» Вен. Ерофеева в постановке М.Ю. Скоморохова. На гастролях театра в Санкт-Петербурге «Вальпургиеву ночь» принимали восторженно, а критик Лилия Шитенбург написала в газете «Смена»: «В «Вальпургиевой ночи» совпало все: драматургия, актерское мастерство, режиссура, сценография. Прежде всего, в этом спектакле новый уровень постановочных решений: действие продумано до мелочей, мизансцены функциональны и выразительны, диалоги выстроены до взгляда».

Спектакль «Вальпургиева ночь» был сочинен Михаилом Скомороховым в содружестве с главным художником театра заслуженным художником России Юрием Жарковым, который трудится в Пермском ТЮЗе уже 30 лет. В 2000 году спектаклем «Вальпургиева ночь» М.Ю. Скоморохов был представлен в программе Московского государственного Театра Наций «Национальное достояние России». А в 2001 году Пермский ТЮЗ удостоен за достижения в развитии российского театрального искусства звания лауреата Всероссийского конкурса «Окно в Россию», организованного газетой «Культура».

Невозможно перечислить всех работников театра, внесших за полвека свою лепту в развитие Пермского ТЮЗа. Назову лишь одного, бывшего директора театра заслуженного работника культуры РФ Владимира Денисова, чья биография уникальна. Он за годы работы в Пермском ТЮЗе проделал сложный путь - от монтировщика сцены до директора.

Следующим этапным спектаклем в творческом развитии ТЮЗа стал «Чонкин» по дилогии Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Впервые М.Ю. Скоморохов осуществил постановку обеих частей романа. Автор произведения Владимир Войнович очень тепло отозвался о постановке пермского «Чонкина» и с удовольствием представлял спектакль в Москве на сцене Театра Наций. Со спектакля «Чонкин» еще больше укрепилась дружба театра с известным у нас в стране и за рубежом ансамблем солистов «Квартет Каравай» под руководством заслуженного артиста России Олега Згогурина. Сегодня «живая» музыка в исполнении квартета «Каравай» звучит не только в «Чонкине», но и в спектаклях «Золоченые лбы» и «Беда от нежного сердца». А впервые познакомил театр с «Караваем» прекрасный завмуз театра, заслуженный работник культуры РФ Марк Гольдберг.

Впервые со спектаклями Михаила Скоморохова театр стал выезжать на Всероссийские и международные театральные фестивали - трижды в Авиньон (Франция), Трабзон (Турция), Тбилиси, Москву, Санкт-Петербург, Новгород, Екатеринбург, Архангельск, Омск, Оренбург, Тюмень, Рязань, Иркутск, Сочи, Ярославль. Это было признание Пермского ТЮЗа на российском уровне.

Чтобы труппа театра имела возможность работать с разными режиссерами, Михаил Скоморохов активно приглашает на постановки известных и опытных режиссеров - Бориса Цейтлина, Виктора Шраймана, Владимира Гурфинкеля, Евгения Зимина, молодых режиссеров Александра Савчука, Артема Баскакова, Максима Соколова и др. Театр активно сотрудничает с талантливыми питерскими художниками Марком Борнштейном (более 30 лет), Ирэной Ярутис, художником по свету Владимиром Ганзбургом, современным драматургом Ярославой Пулинович.

Остро чувствуя время, Михаил Юрьевич в начале XXI века обращается к вечным, нетленным ценностям, составляющим корневую основу человека: любви к своей малой родине, земле, детям. Он понимает, что прагматизм сегодняшней жизни вымывает из нее такие понятия, как совестливость, доброта, искренность. Так появились в репертуаре театра пронзительные спектакли, покоряющие сердца зрителей своей человечностью - «Охота жить!..» по рассказам Василия Шукшина и «Предместье» («Старший сын») Александра Вампилова. За постановку спектакля «Охота жить!..» М.Ю. Скоморохов был удостоен в 2009 году премии Правительства Российской Федерации.

Помимо новых премьер, в последние годы особенно оживилась проектная и грантовая деятельность ТЮЗа. Театр выиграл гранты на постановки таких спектаклей, как «Чонкин» В. Войновича, «Блин-2» А. Слаповского, «Веселый солдат» В. Астафьева, «Золоченые лбы» Б. Шергина, «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина ( грант Правительства РФ).

Особенно ярко в последние годы прозвучал спектакль «Золоченые лбы» Б. Шергина (режиссер М.Ю. Скоморохов). Спектакль продолжил одно из главных направлений репертуарной политики театра - постановка спектаклей для семейного просмотра, которые одинаково были бы интересны как младшим подросткам, так и их родителям. С «Золочеными лбами» театр с большим успехом выступил на фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге, стал победителем в номинации «Лучший спектакль» на фестивале «Коляда - Plays» в Екатеринбурге, а также в Сочи, Твери и Ярославле. Уже второй год подряд ТЮЗ проводит творческую лабораторию молодых режиссеров «Разговор на равных», в результате которой в репертуаре появились спектакли «Теперь ты снова Бог», «Контакт», в планах театра - «Школа для дураков» Саши Соколова и «Как я стал...» Ярославы Пулинович.

Оригинальный репертуар, яркая форма и музыкальность спектаклей, эксперимент и высокий профессионализм труппы, - все это сделало Пермский ТЮЗ необычайно популярным у зрителей. Не случайно в зрительном зале театра всегда аншлаг. В июне 2014 года Пермский театр юного зрителя за большой вклад в развитие театрального искусства был удостоен звания лауреата премии Правительства Российской Федерации имени Ф. Волкова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.