Мелодрама в пространстве оперетты

Выпуск №4-174/2014, Мир музыки

Мелодрама в пространстве оперетты

За пару недель до премьеры в театре «Московская Оперетта» мюзикла Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна по мотивам знаменитого романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» по каналу «Культура» показали одну из лучших экранизаций этой высокой мелодрамы - американскую версию 1970-го года с Сюзанной Йорк и Джорджем Скоттом в главных ролях. Цветная картина сохраняла жесткие интонации романа, его мрачный скепсис. Викторианская роскошь была фоном азартной дуэли самолюбий зрелого человека, скованного обстоятельствами, над которыми он не властен, и юной женщины, независимой, благородной и полной достоинства. Обоим хватало смелости, чтобы жить. Оба были героями готической природы. Каждый, как мог, противостоял судьбе. Любовь была испытанием для обоих.

Столь жесткая этическая конструкция в версии мюзикла заметно изменилась. Композитор Ким Брейтбург явно учитывает принципы подхода к сюжету, характерам и эпохе, присущие западному театру. Но все же «слепящая тьма» готики в полных страсти дуэтах и ариях главных героев периодически «раскрашивается» характерными номерами персонажей второго плана, обязательными в классической европейской оперетте. Автор либретто Карен Кавалерян (соавтор идеи либретто Елена Езерская) эту полифонию активно развивают. Героиня обитает не в мрачном приюте, а в респектабельной школе, похожей на пансион из «Мадемуазель Нитуш». Подлую интриганку миссис Рид, тетку и опекуншу героини, и ее наглых дочерей каждому легко сравнить с персонажами «Золушки». Их темпераментные трио, похожие на опереточные каскадные номера, Елена Сошникова, Вита Пестова и Марина Торхова исполняют с нескрываемым азартом.

Танцевальные эпизоды, придуманные балетмейстером Еленой Корнеевой, по-опереточному позитивны. Это сближение жанров одинаково увлекает артистов и зрителей. Но режиссер Алина Чевик все же старается сохранить в действии баланс тем возвышенных и страстных с мотивами житейскими.

Мистический облик Берты (Элла Меркулова), безумной жены Рочестера, уравновешивается простодушием ее брата Мейсона, которого Александр Голубев наделяет обаянием Пьера Безухова, а потому его участие в судьбе героев не похоже на шантаж. Шантажистка от природы здесь миссис Рид, возмечтавшая выдать за Рочестера одну из дочерей. Но и она, преданная и брошенная дочерьми, обретает к финалу черты трагической героини. Елена Сошникова вдохновенно воплощает этот неожиданный контраст.

Наконец, персонажи изъясняются стихами, что явно прибавляет им романтической возвышенности и драматической энергии. Переходы от диалогов к вокалу органичны и изящны.

Спектакль сделан по законам зрелища большого стиля. Художник Вячеслав Окунев, создавая среду, насыщенную образами викторианской эпохи, остроумно и смело использует новые технологии. Бесконечная перспектива дворцовых залов, обильная зелень, «живые» облака, летающие по панораме птицы, обязательные в романтической истории громы и молнии, изящные и стильные костюмы - все красиво, но строго, без назойливой избыточности.

Музыкальная культура спектакля тоже на высоте. Дирижер Константин Хватынец ведет оркестр спокойно, подавая драматические или танцевальные темы объемно, но без надрыва. Звуковой поток не подавляет слушателя, что в других мюзиклах, сделанных в новой технике, увы, случалось.

Лирическая энергия сюжета поделена между двумя дуэтами. Наряду с главными героями они осеняют неожиданно молодую экономку миссис Фейфаркс и вовсе не старого дворецкого Роберта. Персонажей, увлеченно сыгранных Светланой Криницкой и Владиславом Кирюшиным, объединило не только «знание о тайне», но и очевидное взаимное притяжение. Свое развитие имеет характер директора школы Джона Риверса.

Многоопытный Александр Маркелов в небольшой этой роли успевает сыграть судьбу человека одинокого, увлеченного делом и тайно влюбленного в Джейн Эйр.

Переходя к основным героям, хочется сознаться, что если бы идея поставить «Джейн Эйр» в «Московской Оперетте» возникла бы лет пятнадцать назад, то лучшего исполнителя роли Рочестера, чем Герард Васильев, трудно было бы представить. Строгость облика, цельность натуры, проницательность и саркастичность, страстность и скрытность этого человека, его бесстрашие в страдании замечательный артист наверняка воплотил бы с исчерпывающей полнотой. Главные герои нынешнего спектакля прежде всего молоды. Это принципиально. Контраст возрастов и опыта нынче отсутствует.

Рочестер, сыгранный и спетый приглашенным на роль Игорем Балалаевым драматично и мужественно, молод, замкнут в себе, а потому уязвим для зла, ибо в интригах неопытен. Его жертвенность очевидна и, опять-таки, объяснима возрастом. Упрямства в нем больше, чем смелости, и это придает его характеру новые краски. Джейн Эйр в проникновенном исполнении молодой актрисы Анны Подсвировой интересна органической цельностью, смелостью в отношении к жизни, ответственностью перед судьбой и завидным внутренним покоем. В ней есть нравственный стержень. Она смело встречает все испытания. Это выгодно отличает ее от стандартных «сироток» чувствительных мелодрам, которые смиренно ждут счастливого поворота судьбы. В этой Джейн Эйр есть сила духа и право изъясняться высоким стихом. А счастливый финал этой грустной истории кажется вполне естественным.

 

Фото Ольги ЛОХОВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.