Оренбург. Дом, бедный дом...

Выпуск №5-175/2015, В России

Оренбург. Дом, бедный дом...

Ну, это уж слишком! - сказали актеры, прочитав «Лейтенанта с острова Инишмор». И не в гримерке где-то сказали, а на худсовете (место действия - Оренбургский областной театр драмы им. М. Горького). Почувствовали, однако, что издевательски жестокая комедия-абсурд Мартина Макдонаха сильно зацепила начинающего в ту пору режиссера Александра Федорова. Но досконально понимающий все, что относится к психологии зрителя, Рифкат Исрафилов, художественный руководитель, наметил своему питомцу другой дебют. Ученик понял маневр мастера, и первым его спектаклем на родной сцене стал играный-переиграный «Блэз», обреченный на успех у любого зала. Кстати, интересно: тот накал, то стартовое нетерпение, которым Макдонах зажег дебютанта, заискрили в спектакле энергией, не принадлежащей сюжету. Здесь же режиссер Федоров встретился в общей работе с актером Дмитрием Гладковым, который определенно поспособствовал успеху «Лейтенанта с острова Инишмор», последовавшего за французской комедией.

В день премьеры были причины поволноваться. Оренбургские театралы воспитаны по преимуществу на русской и зарубежной классике, и если сказать коротко, более жестокого действа, чем шекспировский «Ричард III», на своей сцене не видывали. Конечно, современный кинематограф и телевидение поработали и над нами, но ремарка в программке: «Рекомендуется к просмотру людям с особым чувством юмора и устойчивой психикой», оказалась не лишней. Впрочем, режиссер пощадил даже и вполне устойчивую психику: мы не увидели на сцене ни раздавленных котов, ни разделки трупов. Все вкупе, живо представленное при чтении пьесы, собственно и отвратило членов художественного совета от этой, как показалось, невероятной и абсолютно невозможной истории. Но между читкой «Лейтенанта...» и премьерой прошел год. Если бы этот год оказался для мира не таким, каким он, к несчастью, выдался, зрителям было бы труднее принять спектакль. Но теперь зал его принял.

А как можно было не принять? Спектакль остро, пронзительно заговорил о том, что чувствует, не может не чувствовать сегодня каждый. Он заговорил об агрессии, так легко вскипающей в современном человеке по любому поводу и без повода - агрессии, несоразмерной вызвавшей ее причине, несовместимой со здравым смыслом и нормальной психикой. К тому же молодой режиссер умно прочитал пьесу Макдонаха и нащупал в ее «абсурде» железную логику. И потому - никаких поползновений давить натуралистическими ужасами на подкорку зрителя. Ужас он разглядел в другом - не в пуле и ноже, не в пытках, моральных и физических, а в неминуемом разрушении и саморазрушении человека, избравшего для борьбы за торжество добра орудия зла. Страшно, что одно не отличить от другого. Еще страшнее, что в этом как будто уже нет и надобности...

Спектакль играет актерская молодежь. Она достаточно оснащена профессионально и увлечена творчески, чтобы облечь эти силлогизмы в живую плоть и кровь. Пораженные одним и тем же недугом, герои очень разные. Падрайк, железный Падрайк, в исполнении Дмитрия Воропаева и Антона Костина, по-видимому, может служить лейблом «Ирландской независимой освободительной армии» - молод, бесстрашен, заточен на войну. И только. Нацеленный на свою «мировую революцию», он действует, как автомат. Охота за наркоторговцами для него лишь побочный промысел, но и в нем Падрайк добросовестен, привычно полагается на универсальное средство - пытку. Вся гамма положенных человеку чувств давно утрачена. Хотя... Когда жизнь подбрасывает неожиданное, вдруг, как искорка на пепелище, вспыхивает в нем простодушное удивление, живой интерес. Но и эти редкие мгновенья приоткрывают прекрасный, но увы, не состоявшийся замысел природы. Сегодня в Падрайке патологично все: и привязанность к обожаемому коту, и затеплившаяся было приязнь к Мейрид (Юлия Каштанова, Анастасия Карасева). Интересно разыгрывается в спектакле - страшно сказать! - шекспировский сюжет Ромео и Джульетты: мгновенно вспыхнувшая любовь (если это можно назвать любовью), неодолимое препятствие в виде другого обожаемого кота - теперь уже любимца Мейрид, павшего от руки Падрайка, и снайперский выстрел Джульетты в спину Ромео. Финита ля трагедия... Многолетняя ирландская распря, поводы которой ничтожны, причины забыты, а победа не светит никому, рекрутирует в ряды террористов людей, когда-то, видимо, имевших свое лицо, свою судьбу. В отличие от довольно просто устроенного Падрайка, его противник Кристи (Дмитрий Гладков) в речи и манерах сохраняет следы интеллигентности. Он артистичен - не без успеха «косит» под Бонапарта. Но как жалки современные мини-наполеоны... Императорские повадки определенно смешны, а не величественны, когда обнаруживается истинная цель «стратегической» операции: оказывается, отряд Кристи идет отбить у Падрайка наркоторговца, в котором командир заинтересован отнюдь не как патриот. И все-таки в спектакле есть нечто, объединяющее Падрайка, Кристи, их подручных - Джеймса (Дмитрий Татаринцев), Брендана (Петр Шуткин), Джоуи (Радик Дибаев, Эдуард Султанбеков): это люди, разучившиеся жить. Без войны они как рыбы, выброшенные на берег. И уже родилось поколение, которое жизни не видывало и о ней не слыхивало. И поколение отцов еще живо. Оно - если говорить о нашем спектакле, это папаша Падрайка (Сергей Шахмуть) - покорно приняло выбор сыновей и без энтузиазма, обреченно, но прислуживает «героям нашего времени». Есть в оренбургском спектакле, благодаря художнику-постановщику Евгении Шутиной, еще один, единственно одушевленный «персонаж». Это «Home sweet home» - «Дом, милый дом». Так в англоязычном мире обозначается домашний очаг с его теплом и уютом. Сегодня в нем свистят пули и стены его окутывает дым. Вряд ли ему устоять...

 

Фото предоставлены театром


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.