Творите в "Александровском саду"! / Пятый театральный фестиваль в Ульяновске

Выпуск №5-175/2015, Фестивали

Творите в "Александровском саду"! / Пятый театральный фестиваль в Ульяновске

Имя Бориса Александрова для ульяновской сцены, для самого города и всего региона, без преувеличения, значимо. Премьер Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова, народный артист России, лауреат Госпремии РФ, основатель и бессменный руководитель (на протяжении 30 лет!) молодежно-театральной студии «ДРАМ», завкафедрой актерского мастерства факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета и даже депутат Законодательного собрания региона. Почетный гражданин Ульяновской области... Александров живет и сейчас в памяти коллег и зрителей. Живет в своих учениках, в их труде на подмоcтках, в их отношении к Театру, в их взгляде на мир. Живет и растет «Александровский сад». Его сад - фестиваль, созданный учениками Мастера, убежденными, что лучшая память об Учителе - продолжение его дела. В 2014 году фестивалю исполнилось пять лет.

«Творите!» - призывал и учил Борис Владимирович своих друзей, студентов, студийцев. И они заветам Мастера верны. И не только они. За пять лет география фестиваля расширилась до Москвы и Пензы, Санкт-Петербурга и Орска. Отличительной чертой «Сада» является то, что под «сенью его ветвей» приживаются и «профи» и «любители». Они учатся друг у друга, общаются, завязывается дружба, рождаются традиции. Творческие коллективы и те, кто принимает участие в организации и проведении фестиваля, получают дипломы «Участника» и «Садовника». Особенная ценность памятных подарков в том, что второй год подряд они с любовью изготовлены добрыми руками актеров ульяновского театра-студии «Enfant-Terrible». Этот коллектив и его художественный руководитель Дмитрий Аксенов являются учредителями «Александровского сада». Ведь именно здесь собралось наибольшее число людей, знающих Бориса Владимировича, учившихся у него ремеслу и творческому отношению к жизни. Аксенов утверждает - и справедливо - главным приоритетом фестиваля является общение, стремление к теплоте, свету, радостям встреч.

Что касается любителей, на этом фестивале они ни на йоту не уступают профессионалам. Ибо первые по «градусу творчества» одержимы любимым делом едва ли не так же страстно, как вторые. На пятом «Александровском саде» это стало ясно уже во время церемонии открытия, которая не случайно называется «Традиционный сбор». Традицию праздновать свои дни рождения в кругу друзей-учеников заложил сам Александров. Какие же это были творческие посиделки - с капустниками, подарками-импровизами! Они и по сей день остаются. Сюрпризы начинаются с открытия. На сей раз таковыми стали чеховская одноактовка «Юбилей» от студентов-актеров Ульяновского госуниверситета и авторская миниатюра «Абсолютное желание», сочиненная и поставленная актером «Enfant-Terrible» Сергеем Карачевым. Студенты Александрова уже не помнят. Но их мастер, ученик Бориса Владимировича, известный ульяновский актер, кандидат педагогических наук Алексей Храбсков в полной мере передает театральной молодежи Ульяновска заветы своего педагога. В Чехове будущие артисты купаются, не боясь утонуть, с радующим глаз профессионализмом. В их исполнении забавная история про юбилей банка становится своеобразной «ретроспекцией» для будущих великих «Чайки», «Вишневого сада», «Трех сестер» и даже «Иванова». Черты последнего зримо угадываются в комичном главном герое в исполнении студента Данилы Мельникова. В «Абсолютном желании» профессиональный актер один - молодая звезда симбирской драмы Виталий Злобин. Главных героев сыграли также студенты Храбскова Юрий Ефремов и Анна Андреенок. Их персонажи - влюбленные молодые люди, в результате генетического эксперимента лишенные перспективы когда-либо умереть. Фантастическая новелла к финалу, стараниями режиссера и исполнителей, достигает высот теософской притчи о вечной любви и вечном страдании.

«Гостевая» афиша «Александровского сада-2014» была представлена сразу двумя коллективами из одной губернии - Пензенской. Спектакль-эксперимент «Жюли. Экосез на троих» театральная студия «Арлекин» из город Заречный показала на фестивале за несколько дней до премьеры на малой родине. Оригинальное прочтение пьесы Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» и столь же оригинальное ее сценическое воплощение превратило мрачноватую историю кошмарных сновидений главной героини в яркое и жизнеутверждающее действо. Любовный треугольник на сцене (Татьяна Иванова, Людмила Кучерявенкова и Олег Кшуманев) то заходится в страстном экосезе, то вдруг в смешении страстей Островского и разудалого «дель арте» балансирует на грани безнадежности и оптимизма. В спектакле соединяются, казалось бы, несовместимые законы пластической и психологической драмы, реалистического и мистического театра. Земляки «Арлекина» из Камерного музыкального театра Светланы Орешкиной представили фестивальной публике свой беспроигрышный «хит», литературно-музыкальную композицию «Мцыри» по М.Ю. Лермонтову. Эта тонкая, ажурная, но такая чувственно-сентиментальная работа современных подростков сродни Палехской шкатулке с необходимым душе и сердцу содержимым. Пока закрыта - радует глаз красотой росписи. Но заглядываешь внутрь, и оживают самые сокровенные эмоции. Исполнитель главной роли Илларион Маров играет Мцыри уже около года. И взросление юному актеру пошло только на пользу, наполнив его персонаж ранее скрытым потенциалом взрослеющего и постигающего жизнь человека.

Если ульяновские театральные студии и уступили гостям, то не очень. Еще одна бывшая ученица Бориса Александрова Ольга Королева сегодня руководит ульяновской студией «ВИВАТ». В исполнении самых юных участников фестиваля простая сказка «Ушастик» без дидактичного навязывания любви к малой родине заставила даже пап и мам юных зрителей по-другому взглянуть на само понятие «патриотизм». Без наносного, а просто, ненавязчиво и аргументированно. До сих пор существует и Александровская студия «ДРАМ», которая в этом году замахнулась на философскую притчу «Никто не поверит». Известный с детства роман лисенка Людвига Ларсена и цыпленка Тутты Карлссон в этом спектакле от сценариста «Доживем до понедельника» Георгия Полонского повернут так, что поднимает не только проблемы первых чувств маленького человечка - от симпатии до разочарования. Нынешний руководитель «ДРАМа», актер симбирской драмы и «Enfant-Terrible» Алексей Гущин в меру хулигански и в меру менторски декларирует в спектакле цельность личности в пику возникающему подчас желанию не быть, а казаться, прогибаясь под изменчивый мир.

Ульяновская антреприза (есть в городе и такая) в фестивальной афише была представлена дважды. Уже упомянутый Алексей Храбсков вместе со своей супругой и коллегой Дарьей Долматовой сыграли милую историю «Маленький человек с большим сердцем». Главная идея - «на вырост». Она про обычных людей невысокого социального положения и происхождения, не одаренных выдающимися способностями, не отличающихся силой характера, но при этом обладающих теми качествами, которые нашу жизнь украшают и делают планету чище во всех смыслах. Примечательно, что в данном случае в качестве драматурга дебютировал известный не только у себя на родине поэт, журналист, философ, музыкант и театральный критик Сергей Гогин. Другой антрепризный спектакль - «Вдовы» Славомира Мрожека - Виталий Злобин поставил в расчете на четырех молодых актрис Екатерину Поздышеву, Александру Пашкову, Надежду Иванову и Наталью Еранову. Вычислить абсурд Мрожека создатели спектакля решились через природу смешного. Переодевания, маленькие комедии положений, женская логика глазами мужчины - вот основные инструменты этого театрального производства. Режиссер, кажется, лишь подсказывает исполнительницам путь, задавая вектор движения, а комфортным его актрисы делают сами. Чтобы убедить и себя и публику - уже сегодня необходимо сделать все, чтобы завтра не повторилось то, что было вчера.

На правах хозяев «Enfant-Terrible» наполнил фестивальную программу тремя лучшими своими спектаклями. Это, во-первых, идущая на сцене театра студии драматургическая сюита «Hemeralopia» еще по двум одноактным пьесам Мрожека - «Серенада» и «Кароль». Как способен человек измениться под давлением пресса «субъективных» обстоятельств? И к каким «жертвам» ведут подобные трансформации? На эти два вопроса «Enfant-Terrible» отвечает настолько проникновенно, что в итоге становится страшновато от открывшейся Истины. Во-вторых, спектакль «Тот, который платит», оригинальный жанр которого обозначен как «недетская сказка постмодернизма». Легкую антрепризную комедию Ива Жаммиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит» художественный руководитель театра и постановщик спектакля Дмитрий Аксенов только ему ведомым воздействием на самые незащищенные струны человеческой души превращает в сагу о подлинном чувстве. Здесь есть место и холодному расчету глубоко ранимого бухгалтера Амилькара (Борис Абашин) и всепоглощающей страсти актрисы Элеоноры (Анна Дулебова) и зарождающейся нежности и сентиментальности бывшей «ночной бабочки» Клео-Виржинии (Кристина Сабирова). И беззаветной преданности и любви к жизни всех остальных больших и маленьких персонажей этой «комедии чувств». Наконец, недавняя премьера театра-студии «Страсти по Мокинпотту». И снова эксперимент. На сей раз с социально-острой пьесой Петера Вайса «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился», полвека назад уже поставленной в столичном Театре на Таганке. Аксенов сотоварищи решил не повторяться. И «исчислил» в фарсе на злобу вчерашнего дня по-настоящему апокалиптические глубины. Сокрушенного человека спасает только Любовь - такой идеей проникнута премьера от «Enfant-Terrible». Одна из главных удач «Страстей по Мокинпотту» (привет Андрею Тарковскому) тот самый сокрушенный главный герой в исполнении Андрея Галактионова, использующий всю свою мощную актерскую палитру - от откровенного фиглярства до высокой трагедии.

У «Александровского сада» есть еще одна традиция. Под занавес очередного фестиваля его не закрывают, но открывают новый. На сей раз в рамках открывшегося шестого даже был показан первый спектакль - антреприза актрисы ульяновского драмтеатра Ольги Новицкой, которая со своими коллегами представила любопытную сценическую версию известной детективной трагикомедии Робера Тома «Восемь любящих женщин». Это пластическо-драматическое музыкальное ревю в стилистике Франсуа Озона, где все образы не просто дополняют друг друга, но складываются в глобальную Мозаику Судьбы.

 

Фото предоставлены фестивлем

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.