"Дюймовочка". История взросления как шоу

Выпуск №5-175/2015, Мир музыки

"Дюймовочка". История взросления как шоу

В 2013 году Комиссия по музыкальным театрам СТД РФ (оперетта и мюзикл) впервые провела конкурс режиссерских заявок на соискание Гранта Союза. Три заявки, одобренные Экспертным советом конкурса, были разосланы во все музыкальные театры, театры оперетты и музыкальной комедии России. Одна из трех заявок, выбранная наибольшим количеством театров в соответствие с условиями конкурса, объявлялась победительницей. Таковой стала «Дюймовочка» 25-летнего екатеринбуржца Сергея Пантыкина, осуществленная на сцене Свердловского театра музыкальной комедии.

Главная особенность новой работы в том, что это не просто мюзикл для детей, а мюзикл, исполненный детьми - все роли, все вокально-хореографические номера поручены участникам детской студии театра (художественный руководитель студии Светлана Асуева и она же вокальный руководитель постановки и главный хормейстер театра). Эстетика детского музыкального театра, где взрослые артисты с оперными голосами изображают маленьких детей, представляется сегодня, мягко говоря, устаревшей. А вот у юных исполнителей масса преимуществ. Они органичны, обаятельны и самоотверженно преданы сцене. Разносторонне подготовленные своими наставниками (в студии занятия по вокалу, хореографии, сценическому мастерству ведут артисты и педагоги театра), студийцы демонстрируют еще и определенный уровень профессионализма и сценической культуры.

В спектакле порадовали трогательная Дюймовочка (Катя Смагина), поэтичный Принц эльфов (Александр Шульженко), обаятельный Кузнечик (Паша Ольков), надменная Королева-мать (Лиза Турикова), резковатая Старуха-мышь (Даша Пылаева), зловещий Крот (Арсений Загуменнов). Все, без исключения, участники спектакля прекрасно работают в сложных вокально-хореографических массовых сценах. Может быть, не слишком оригинальная хореография главного балетмейстера театра Натальи Москвиной (веселые подскоки, всплески и взмахи рук напомнили танцы из чудесного, но все-таки 40-летней давности музыкального фильма «Приключения Буратино»), удобна и понятна юным артистам. Они ловко справляются со своими па, держа ритм и синхронность движений, демонстрируя умение танцевать в разных стилях (запомнился рейв при дворе жука Джорджа, старинный «бал» под управлением Кузнечика, который внезапно сменяется рок-н-роллом).

В спектакле заняты только два взрослых артиста. Введенная в пьесу история любви из «параллельного» человеческого мира волей постановщиков превращена здесь в немое кино. Перипетии бесхитростных отношений лубочной парочки, одетой в живописные национальные костюмы, воплощены ведущими артистами театра лауреатом национальной театральной премии «Золотая Маска» Марией Виненковой и лауреатом международного конкурса Игорем Ладейщиковым исключительно мимическими средствами.

Наиболее сильное впечатление от спектакля - его визуальное решение. «Славные зверушки!» - заметил фотограф, снимавший на спектакле. Зверюшки - разнообразные жабы-кроты, жуки-мотыльки, эльфы и даже серые мышки-пылинки, созданные неудержимой фантазией художника спектакля Сергея Александрова (и еще совсем недавно главного художника театра), действительно, замечательные. Их причудливое разнообразие заполняет волшебный мир, возникающий на сцене - действие разворачивается на фоне утопающих в цветочно-травяных зарослях старинных живописных развалин. Подчиняясь сказочной логике, художник постоянно меняет оптику происходящего. Миниатюрный масштаб персонажей, переживающих, впрочем, нешуточные события (падение цветка из мира людей словно падение метеорита; смена лета - зимой, порывы ветра, сдувающие весь этот энтомологический народец со сцены, - катастрофа вселенского масштаба), он подчеркнул искусно изготовленными артефактами. Вот невесть откуда упавший гигантский человеческий башмак - карета или, скорее, тюрьма для крохотной героини. А вот выползает и занимает собой почти треть сцены грандиозная улитка с бивнями, на которой, как раджа на слоне, восседает грустящий Принц эльфов...

Сергей Пантыкин несмотря на молодой возраст, стремительно набирает обороты и уже известен в мире музыкального театра. На счету недавнего выпускника мастерской режиссера Кирилла Стрежнева в Екатеринбургском театральном институте ряд театральных проектов. Самый амбициозный - интернет-мюзикл «Живем один раз». Двадцатиминутный музыкальный скетч, своего рода мюзикл-флэш со всеми элементами жанра (стильными джаз-танцами массовки, сентиментально-лирической темой, диалогами и даже намеком на отношения) был создан, практически, «на коленке». Опираясь на бескорыстный энтузиазм студентов екатеринбургских вузов, создавших «массовку», и обаяние главных героев в исполнении молодых артистов, на поддержку семьи (мюзикл записан в студии знаменитого папы, сестра Кристина, профессиональный балетмейстер, поставила танцы), не заморачиваясь со сценической площадкой (пять или шесть сцен незамысловатого сюжета сняты прямо на улицах и в парках Екатеринбурга) и, наконец, выложив смонтированный фильм на YouTube, молодой постановщик, и он же автор музыки, громко заявил о себе. В первую очередь, как о человеке, безусловно, разносторонне одаренном, деятельном, коммуникабельном, способном организовать продвинутый и креативный проект.

Работа над «Дюймовочкой» стала первой большой работой Сергея Пантыкина на сцене прославленного екатеринбургского театра, своего рода, «пробным камнем» на раскрытие собственного режиссерского потенциала. То есть умения не только собрать воедино все компоненты музыкального спектакля, но и способности увидеть за внешней фабулой скрытые в сюжете смыслы, воплотить их в сценических образах и ситуациях. Тем более что и пьеса Андрея Усачева, хорошего детского писателя и большого мастера в вопросах «сказочного воздухоплавания», со сквозной темой - мечте о крыльях, и сама сказка Андерсена вполне дают повод к поиску интересных решений. История Дюймовочки - это история становления, личностного роста прелестного, но инфантильного ребенка-цветка, который проходит целый ряд серьезных испытаний. В своем бесприютном скитании она становится игрушкой в чужих руках (лапах жабенка и его мамаши), познает горечь инаковости и непризнания (в высшем обществе майских жуков), решается на смертельный риск (побег от сытой жизни в подземелье Крота), чтобы приблизиться к осуществлению главной мечты - обретению самой себя. Что и знаменуется встречей с прекрасным Принцем и получением заветных крылышек (у Андерсена еще и настоящего имени - весенняя, солнечная «Майя» взамен нейтрального обозначения маленького роста).

Молодой режиссер придумал интересные мизансцены, дал детям возможность вполне представить свои таланты, но и не избежал ошибок, присущих многим детским спектаклям. На сцене происходит много внешне эффектных событий, но сама история как бы стоит на месте. А ведь и самой Дюймовочке, и окружающим ее персонажам приходится постоянно принимать подчас очень трудные решения, которые должны что-то менять в них самих и, к слову, в детях, которые сидят в зале. Погибнуть или выйти за Жабу? Навсегда остаться в подземелье, но спасти любимое существо (Ласточку)? Смириться с существующим положением вещей или рискнуть, улететь в небо, в никуда? Пока же большинство диалогов, которым, к тому же, часто мешает оркестровое сопровождение (и здесь дирижер-постановщик Сергей Царегородцев должен еще искать нужный баланс между звучанием оркестра и детских голосов), воспринимаются как формальные связки между веселыми, «забойными» вокально-хореографическими номерами. Волшебной силой ритма и музыки они вновь и вновь включают в действо теряющих нить повествования зрителей.

При некоторых преимуществах (дети искренне верят постановщику и готовы выполнять любое его задание) работа с исполнителями-детьми во много крат усложняет задачи режиссера. Объяснить юным артистам, что они делают на сцене, придумать вместе с ними, как сделать это убедительно - это требует очень больших усилий, времени, а главное - опыта. Всего этого режиссеру спектакля пока не хватило. Будем надеяться, что в будущем это придет. Иллюстративность, отсутствие сквозной драматургии ощутимы и в музыке, этом важнейшем компоненте спектакля. Ее сочиняла целая команда композиторов. Под патронажем одного из проверенных авторов театра лауреата «Золотой Маски» Сергея Пантыкина трудились также Марианна Мягкова и Анна Желтышева. Музыкальные номера, в целом, мелодичны, профессионально оркестрованы, ухо радует нет-нет да возникающая игра со стилями (барокко или рок-н-ролл). Наиболее любопытными показались эпизоды, связанные с «царством тьмы»: с Кротом, его свитой, с обывательским и гибельным для героини миром подземных грызунов. Что говорить - рецептом броской, эффектной подачи гротескных образов Пантыкин-композитор, автор забористых рок-хитов или замечательных «Мертвых душ» с точно «схваченной» гоголевской интонацией, владеет как никто. Так же, как и секретом создания тревожно-трепетных «музыкальных моментов», с острым ощущением истекающего времени (возникают они и в этом спектакле). А вот претендующие на роль взрывающих душу лирических хитов песни Дюймовочки (в первом действии «Если б только крылья подарили мне», во втором «Спи, мой маленький кузнечик») и общая финальная песня («Где-то там, в заоблачной стране»), на мой взгляд, авторам удались не очень. Выдержанные в каком-то общеэстрадном ключе и не вполне удобные для детских голосов тесситурно, они с тем же успехом могли быть использованы в любом другом сюжете. Возможно, органичное «прорастание» ключевых мелодий спектакля через всю его ткань (чего нет) могло бы усилить их рельефность, запоминаемость, и вместе с тем придать всей истории больший объем. Пока же она представляет собой эффектное, добротное шоу, в котором заняты одаренные дети. Оно слаженно, современно, культурно и способно развлечь детскую аудиторию. Но важные струны детской души оставляет нетронутыми. Хотя дальнейшая жизнь спектакля, быть может, эту ситуацию изменит.

 

Фото Игоря ЖЕЛНОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.