Одень Мельпомену, Андреич! Театральные задачи художника-бутафора

Выпуск №5-175/2015, Тайны профессии

Одень Мельпомену, Андреич! Театральные задачи художника-бутафора

Более тридцати лет Леонид Андреевич Гуменный держит пальму первенства лучшего художника-бутафора театрального Прикамья.

Мельпомена Леониду Андреевичу понравилась в неполные девятнадцать лет. Полгода он любовался ею в свете рампы, прожекторов и софитов - благо, работал электриком в Кизеловском драматическом театре. Однако предлагать ей свою руку и сердце Гуменный сразу не стал. Как и положено, «проверил свои чувства»: отслужил в Советской Армии, побывал портовым рабочим в Одессе, электросварщиком - на Армавирском заводе испытательных машин и Кизеловском рудоремонтном заводе. Так на родном шахтерском городе Кизел и замкнулся круг «одиссеи» Гуменного.

С другой стороны, к предложению любого поставщика «руки и сердца» Мельпомена всегда относится с претензией: претендент должен обладать сердцем, лишенным какого-либо честолюбия. Слава ему не грозит! Художник-бутафор, к примеру, для зрителя - профессия человека-невидимки. По окончании спектакля он, опять же в отличие от актера, не выходит к публике на общий поклон благодарности за внимание. И его фамилию в театральной программке прочтут лишь на очень скучном представлении. Прочтут и забудут. Тем не менее, храм Мельпомены жаждет не просто рук, а рук золотых! Ведь работа художника-бутафора требует от человека творческой смекалки, предельной собранности и колоссального терпения. Он должен уметь все - кроить, шить и вязать, рисовать, лепить и вырезать.

Начав в 1973 году путь к вершинам мастерства художника-бутафора, Гуменный за четыре театральных сезона в Кизеловском драматическом театре стал тем самым Гуменным, который до сих пор заряжает нас, зрителей, своей мощной художественной энергией. «Леонид Андреевич обладает тонким, стилевым чутьем, разбирается в специфике различных направлений мировой драматургии, - не скупилась на превосходные степени производственная характеристика Л.А. Гуменного от 14 декабря 1977 года. - Он отлично знает технологию всех процессов изготовления бутафорских предметов и грамотно читает сложные чертежи и эскизы, владеет всевозможными инструментами и рецептурой изготовления клеев, мастик, красок и шпаклевок... Является основным исполнителем бутафорских работ из дерева, гипса и металла, бумаги, папье-маше и синтетических материалов».

На первый взгляд покажется, что у Леонида Андреевича за плечами прямо-таки академия художеств. Ничего подобного! «Образование - среднее техническое», - изумляет последний штрих упомянутой производственной характеристики. Удостоверение № 1989, выданное Л.А. Гуменному 25 сентября 1981, - случай курьезный. Чисто советский!

Для бутафоров, собранных со всей матушки Руси, Центральный институт повышения квалификации руководящих и творческих работников Министерства культуры РСФСР запланировал 102 учебных часа. Восемьдесят четыре - на изучение... «актуальных вопросов работы театров в условиях развитого социализма». Остальные - теме «XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы теории и практики коммунистического строительства».

- А во внеурочное время - инновационные бутафорские технологии, как сказали бы сегодня, «актуальные проблемы» приобретения современных инструментов и материалов, - говорит Леонид Андреевич и в шутку, и всерьез. - Одним словом, обменивались опытом. И было с кем! Со мной посещали курсы ученики крупнейших театральных художников - Василия Шапорина из Московского драматического театра имени Пушкина, Даниила Лидера из Киевского драмтеатра имени Ивана Франко. Но самое главное - у меня был пропуск во все московские театры, которым я воспользовался сполна.

 - Совместная работа с какими художниками-постановщиками способствовала вашему профессиональному росту?

 -  В разное время у нас в чайковском театре ставили спектакли пермяк Юрий Лапшин и Александр Давыдов из Кривого Рога. Это профи настоящие! Многое у них перенял.

-  Сами-то сколько раз полностью наряжали Мельпомену...

-  ?

-  ... побывали в роли художника-постановщика? - и предлагаю Гуменному отметить свои спектакли в сводном репертуаре Чайковского театра драмы и комедии 1982 - 2014 годов.

Из 224 состоявшихся спектаклей Леонид Андреевич выбрал 76 и отметил их «галочками».  

Среди лучших работ Л.Г. Гуменного - декорации к спектаклям «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Занавески» М. Ворфоломеева, «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова, «Любовь и голуби» и «Прибалтийская кадриль» В. Гуркина. Полна очарования и чистоты сценография Гуменного к постановкам сказок «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Царевна лягушка» Г. Соколовой, «Кошкин дом» С. Маршака и «Снежная королева» Е. Шварца

Заметим, самыми счастливыми оказались работы, выполненные художником в плодотворном соавторстве с режиссерами-постановщиками Людмилой Журавской и Никитой Ширяевым. Это вполне объяснимо. Художественное решение Гуменного зазвучит свежо и звонко лишь при одном условии, если его партнер-режиссер не страдает приблизительностью, «алхимией на глазок» и исходит из конкретного драматургического материала.

Черная магия творчества - вообще не его стиль. Гуменный деятель, а не маг, но деятель особенный, романтический. Изобретатель и строитель, Леонид Андреевич не любит роскошествовать, красоваться. У него все рассчитано до сантиметра. Вот почему его божий дар почти что детской фантазии включает в себя толику обязательного рационализма. И успех спектакля предрешен лишь теми находками художника, которые сливались с четкими режиссерскими планами. 

- «Любовь и голуби» в постановке Журавской держали зрительский интерес почти 200 раз, а ее же «Кошкин дом» - триста! - вспоминает Гуменный, по его мнению, «золотой век» Чайковского театра драмы и комедии. - А что подарили чайковцам театральные сезоны последнего десятилетия? Если исключить чеховские «Шутки» Вячеслава Новоселова да добротные, «кассовые» спектакли режиссера Алексея Орлова - «Дикаря» Алехандро Касоны, «Очень простую историю» Марии Ладо и «Лавину» Тунджера Джюндженоглу - тогда что же остается?

 К примеру, «Чудо на один день» Валерия Конева по пьесе Ольшанского? - продолжает анализировать Леонид Андреевич. - Так у этого режиссера что ни постановка, то «чудо на один день»! К подобным «чудесам» можно причислить и фонвизинского «Недоросля» с булгаковской «Зойкиной квартирой» в придачу.

-  Так это - «дела давно минувших дней, преданье старины глубокой»! Тем не менее, эти спектакли вы помните...

 - Помню. В назидание другим режиссерам помню. 

«Не провинциально» высокие критерии оценок - зрелые плоды огромного опыта. Это взгляд творца, умеющего организовывать свою художественную энергию и направлять ее в глубину драматического произведения. При работе над созданием внешнего образа спектакля Гуменный всегда думает о композиции мизансцен. Причем вместе с режиссером-постановщиком старается найти как горизонтальные, так и вертикальные членения сцены. Он хорошо понимает: зрителю нестерпимо скучно, когда на сцене актеры движутся в одном направлении - вперед и назад или направо и налево. Сценография для него есть размышление, конструирование и игра. Он играет пространством сцены, мотивами пьесы, а, в конечном счете, и нашими чувствами.

Восхищает способность Гуменного подчинить остроумной театральной задаче бытовую вещь, его умение извлечь блестящий театральный эффект из грубого, даже вульгарного материала. И кажется, что художник-постановщик и бутафор Леонид Андреевич Гуменный способен нарядить свою Мельпомену по последней театральной моде. И с таким вкусом!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.