Звезда Бурият Мурадовой

Выпуск №5-175/2015, Вспоминая

Звезда Бурият Мурадовой

В Дагестане широко отметили 100-летие народной артистки СССР Барият Мурадовой. В городах и селах, в школах и учреждениях культуры, в сельских клубах, театрах, музеях проходили вечера, конференции, показы документальных лент и записей о жизни и творчестве великой артистки ХХ столетия, которая внесла огромный вклад в развитие актерского искусства республики и страны.

Барият Мурадова с раннего детства и до преклонных лет служила Театру, служила своему народу и оставила о себе яркую, немеркнущую память. О ней писали статьи и книги, с восхищением говорили критики и зрители. Простая, располагающая, красивая женщина с мягкой, даже застенчивой улыбкой. Никакого бахвальства и чувства собственной значимости. Не было в ней ни богемности, ни гордыни, ни высокомерия. А ведь ею восхищались и артисты, и режиссеры, и критики первой величины, в превосходной степени характеризуя талант актрисы.

Вот и доктор искусствоведения Юрий Рыбаков, не раз писавший об игре Барият Солтанмеджидовны Мурадовой в разных ролях, называет ее «большим и своеобразным талантом». Ссылаясь на высказывания других критиков, он констатирует: «Критики, писавшие о ней, ставят ее в число первых актерских дарований нашего всесоюзного театрального искусства. И это правомерно и справедливо. Мурадова - актриса практически бесконечного творческого диапазона».

То, что это не преувеличение, а факт, доказывает вся ее творческая жизнь с огромным количеством сыгранных ролей. Она одинаково талантливо играла и комические, и драматические, и трагические роли. Какую из ее сценических героинь можно выделить как самую лучшую работу? Да все они настолько хороши! И когда она поет и танцует, и горячо спорит с мужем, кому качать люльку, и заливисто хохочет, вспоминая веселые случаи в спектакле «Молла Насретдин» М. Курбанова. Целых пятнадцать минут держит в напряженном внимании монологом Кыстаман из «Красных партизан» А-П. Салаватова московскую публику, которая потом взорвет громом аплодисментов и криками «браво» тишину зала. Ее Толгонай в «Материнском поле» Ч. Айтматова - характер, в котором собраны и тончайшие лирические черты и оттенки, и высокие трагические интонации и краски. И как виртуозно раскрывала она мещанскую сущность и неприкрытое легкомыслие своей Живки в спектакле «Госпожа министерша» Р. Нушича. Лаура из «Каменного гостя» А.С. Пушкина в исполнении Барият Мурадовой - прекрасный образец исполнения классики.

В роли Шекерхан, которую она играла увлеченно, с яркой театральностью, Барият вызвала восторженные отзывы всех, кто видел ее в этой роли несуразной и недалекой сельской вдовушки. А. Гончаров писал по этому поводу: «Актриса словно срослась со своей Шекерхан, такой живой, деятельной, обрисованной сочно, весело, щедро. Глядя на ее Шекерхан, трудно поверить, что в репертуаре актрисы имеются такие роли, как Джульетта и Дездемона, Лариса из "Бесприданницы" и Сюзанна из "Свадьбы Фигаро"».

Более 200 ролей, созданных талантом и вдохновением, силой и глубиной чувств, огромным трудолюбием и каждодневной работой над собой, над тщательной отделкой каждого образа, остались для истории как непревзойденные образцы сценической интерпретации великого мастера. Ее выступления всегда сопровождали восторженные восклицания «талантливая, непостижимая, неповторимая». Классика и современная драматургия, трагедии западных авторов и русская психологическая драма, пьесы дагестанских писателей и переводная многонациональная пьеса советского периода в ее игре приобретали особую значимость и звучание. Ее манера существования в сценической атмосфере разных эпох и социальных систем естественна и достоверна. Творческий почерк Барият Мурадовой несет в себе глубоко народные, исконно национальные черты в органическом сочетании с высоким профессионализмом и с неповторимой окраской сугубо индивидуальных оттенков.

В памяти современников Барият Мурадова осталась как звезда первой величины, как исконно народный талант, как подлинный профессионал. Актриса познала при жизни и восторги признательной публики, и высокие государственные награды, и общенародную любовь. Она сыграла в родном театре лучшие женские роли в пьесах лучших драматургов мира. Она появлялась на сцене то царственно величавой, то трогательно простодушной, то глубоко несчастной, то подкупающе благородной... При этом она не боялась быть некрасивой на сцене, если это работало на образ.

Все многообразие красок и оттенков она находила в арсенале своих актерских возможностей. Ее тонкая, чуткая интуиция, ее богатая фантазия, фантастическая способность к импровизации в совокупности создавали бессмертные сценические шедевры, которые останутся в истории дагестанского многонационального театра на все времена.

В возрасте 21 года ей было присвоено звание народной артистки Дагестана, в 26 лет - заслуженной РСФСР, а в 1960 году, после выступления в Москве на декаде дагестанского искусства и литературы, дали высокое звание народной артистки СССР. Она награждена Орденами Ленина, Трудового Красного знамени, Дружбы народов и «Знак Почета», лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1972). Перед зданием Кумыкского государственного музыкально-драматического театра стоит скульптурный памятник актрисы, десятки лучших художников написали ее живописные портреты.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.