Этэри Кекелидзе. «Сцена и время. Русский драматический театр Эстонии».

Выпуск №6-116/2009, Книжная полка

Этэри Кекелидзе. «Сцена и время. Русский драматический театр Эстонии». Издательство «Aleksandra». Таллин, 2007

В 2008 году Русский театр Эстонии отметил 60 лет со дня основания. К этой дате в Таллине в 2007 году издательство «Aleksandra» выпустило книгу Этэри Кекелидзе «Сцена и время». Жанр можно определить как «справочник». Впрочем, справочник получился, безусловно, художественный. Также приходят на память великие «Двадцать театральных вечеров» Георгия Бояджиева, на которых училось не одно поколение современных критиков. Здесь вечеров значительно больше. Автором отрецензированы со ссылками на соответствующие публикации почти все спектакли театра с 1948 по 2007 год. При таком значительном объеме не всегда удается удержать высокую театроведческую планку, встречаются несколько архаичные термины и пассажи. Хотя это ощущение, возможно, возникает именно из-за частых (необходимых) обращений к прессе тех лет. Написано с достаточной мерой объективности, хотя и не совсем беспристрастно. Сделана достойная уважения попытка проследить степень влияния на творческий процесс политической ситуации, так болезненно менявшейся в Эстонии. Конечно, проблемы были не только творческого характера. В книге нашлось место и для рассказа о замечательных директорах, на которых, по мнению автора, Русскому театру особенно везло. Как они изобретательно и мужественно отстаивали свои позиции, в результате чего театр сохранил свое завидное помещение и финансовую стабильность. Даны творческие портреты режиссеров, в разные годы возглавлявших театр, от Семена Лермана до Михаила Чумаченко. Анализ их почерка, направления поиска. Кто-то больше тяготел к форме, кто-то - к социальной остроте. Известно, что в республиках (особенно в Прибалтике) иногда получали жизнь запрещенные в центре пьесы. Это привлекало постановщиков из Москвы и Ленинграда. В Таллине ставили Юрий Еремин, Михаил Мокеев, Елена Долгина. Всегда востребованный, но временами опальный Роман Виктюк поставил здесь знаменитого «Мелкого беса» Соллогуба, легенды о котором ходят до сих пор. Рассказано об артистах разных поколений, составивших костяк сегодняшней труппы (Тамара Солодникова, Леонид Шевцов, Эдуард Томан, Александр Ивашкевич, Лариса Саванкова), и о тех, кто теперь широко известен и блистает на столичной сцене (Александра Ислентьева, Эрнст Романов). Очень интересно узнать о том, в каких ролях они начинали.

Книга удобно структурирована, снабжена фотографиями из спектаклей 60-90-х годов, портретами главных режиссеров театра и даже — перечнем всех спектаклей от момента его основания до 2007 года. И даже — именным указателем, что сегодня в ненаучной литературе большая редкость.

И все-таки эта книга не справочник, а настоящий портрет театра. Портрет, написанный хорошим художником. За текстом виден автор - внимательный, деликатный, местами даже щепетильный, но неравнодушный и очень профессиональный. Читается легко, на одном, как говорится, дыхании. Оставляет ощущение состоявшегося приятного знакомства.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.