Ногинск. Обыкновенная история?..

Выпуск №7-177/2015, В России

Ногинск. Обыкновенная история?..

Спектакль, поставленный режиссером Валентином Варецким по повести Ф.М. Достоевского, отличается от многих виденных мною спектаклей по этому произведению. В последние годы театры очень часто обращаются к «Дядюшкину сну», находя в повести невымышленную современность и своевременность. Едва ли не в первую очередь, в том, каким обыденным и горьким явлением стало унижение человека и какое малое количество людей пытается этому хоть как-то, но противостоять.

И Валентину Варецкому удалось найти собственный интересный ход - атмосфера его спектакля словно соткана из сна, в котором существует не один только князь К. (замечательная, очень тонкая работа Андрея Троицкого!), но и все обитатели Мордасова, погруженные в грезы о чем-то несбыточном, но бесконечно чаемом. Главным образом - о другой жизни, которая протекает где-то там, за далеким горизонтом, недоступная им. Но доступная в смелых мечтах, потому что они ни на миг не сомневаются в том, что заслужили лучшую долю. Как? Чем? Разве это так уж важно?..

Подобное существование, как правило, высвобождает в человеческих душах далеко не лучшее - пристальное внимание к жизни окружающих, зависть, недоброжелательство, а затем и открытую агрессию, которая, словно накапливаясь в атмосфере городка, чревата опасными для жизни грозовыми разрядами.

Для меня одним из самых сильных моментов решения Валентина Варецкого стал именно этот - мысль о том, как зреет, укрепляется и, в конечном счете, побеждает зло. Совсем не обязательно осознанное - липкое, вязкое, постепенно погружающее в свою болотную пучину всех без исключения.

Очень сильный актерский ансамбль не только драматически, но и пластически создает эту атмосферу морока, когда «мордасовские дамы» в темно-серых одеяниях постоянно кружат вокруг дома Москалевых, словно стая ворон, ждущих, когда же придет момент расклевать свежие трупы (Марию Александровну блистательно играет Надежда Гуртовенко - многозначно, сильно, переходя от комических, почти водевильных нот к подлинно трагическим!), жадно подслушивая здесь каждое слово и подсматривая каждое движение. И создается ощущение того, что стены дома Москалевых проницаемы, прозрачны - может быть, именно поэтому сбежал отсюда кроткий Афанасий Матвеич (Виктор Башинский) и так страстно жаждет исчезнуть из этого зловещего городка Зина (Елена Пашкова)...

А в финале, когда мордасовские дамы появляются в гостиной Марии Александровны все в тех же одеяниях, но в красных перчатках - это создает ощущение «трагического балагана», по высказыванию А.В. Сухово-Кобылина, зловещего маскарада, втянувшего в свою болотную трясину всех без исключения.

Резко отличается от всех виденных прежде Зина - актриса рисует характер твердый, но не однозначный: Зина умеет жить в этом обществе, она приноровилась к характеру господствующих здесь отношений, к вынужденной поначалу, а потом вошедшей в плоть и кровь фальши матери и порой сама становится столь же фальшивой, хотя на словах гордо протестует против материнских манер и уловок. Но порой начинает казаться, что лишь «для порядка». Это ощущение создается, скорее всего, от того, что линия любви ее к Васе пересказана, а не становится частью действия. Впрочем, большинство театров жертвуют именно этой линией.

Интересны и характеры Настасьи (Татьяна Телегина), Софьи Петровны (Мария Авдеенко) и даже почти безмолвного Афанасия Матвеича (Виктор Башинский). Его «бунт» выражен всего несколькими нелепыми фразами - тем ярче запоминается.

Сильно, выразительно решен финал спектакля - смерть князя К. И вряд ли после нее таким уж обязательным выглядит «пришпиленный» финал, когда мордасовские дамы приглашают всех в свой театр... Хотя, возможно, кому-то из зрителей именно такое завершение этой, в сущности, трагической истории о разрушенных жизнях, несложившихся судьбах дает возможность испытать некоторые иллюзии: это был просто театр... Но это - не так. Валентин Варецкий несколько противоречит этой «привязкой» всему тому ценному и очень важному сегодня, что ему удалось раскрыть в повести Федора Михайловича Достоевского во втором десятилетии ХХI века.

Необходимо отметить и выразительную сценографию Елены Пиотровской и пластическое решение спектакля Алишера Хасанова - они помогают глубже истолковать эту печальную и, в сущности, такую обыкновенную историю...

 

Фото предоставлены театром

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.