Надежда Замаратских: "Люблю театр и хочу, чтобы он жил долго" (Абакан)

Выпуск №7-177/2015, Лица

Надежда Замаратских: "Люблю театр и хочу, чтобы он жил долго" (Абакан)

В этом году Русскому республиканскому драматическому театру имени М.Ю. Лермонтова в Абакане исполняется 75 лет. Половину этого творческого пути вместе с театром прошла и заслуженная артистка Хакасии Надежда Замаратских. Сегодня Надежду Васильевну можно увидеть в спектаклях «Люти», «Маленькие деньги», «Тихий шорох уходящих шагов», «Аленушкины сказки», «Отель двух миров»...

В Хакасию Надежда Васильевна приехала из Иркутска, где окончила театральное училище. На сцене Театра Лермонтова она сыграла более 60-ти ролей в спектаклях самого разнообразного репертуара. Надежда Замаратских, или - как ее ласково называют коллеги - «Настя», еще успела поработать в старом здании театра на Вяткина, 14, где сейчас располагается Хакасская республиканская филармония. Здесь она и сыграла свою первую роль в спектакле Василия Ивановича Ивандаева «В графе отец - прочерк».

- Василий Иванович, Александр Васильевич Тугужеков, Эльза Михайловна Кокова - мои первые режиссеры, которых я помню, люблю, и к которым очень тепло и нежно отношусь, - рассказывает Надежда Васильевна. - Никого из них уже нет в живых - к сожалению, все они ушли рано. Я и сейчас общаюсь с семьей Василия Ивановича...

Наверное для многих все самое первое в жизни зачастую остается самым дорогим сердцу... Так и Надежда Васильевна вспоминает и первые роли, и друзей, и впечатления от знакомства с Хакасией как самые верные, настоящие, ведь именно опыт первого общения помогает осознать: там ли я, где нужно? Правильно ли я выбрала свой путь? С теми ли я людьми? Но все эти вопросы отпали сами собой, когда артистка попала в коллектив Хакасского областного драматического театра имени М. Ю. Лермонтова - театра, в котором работали две труппы, театра, ставшего ее вторым домом на всю последующую жизнь.

В общежитии она познакомилась с Анастасией Ивановной Тодиковой, заслуженной артисткой РСФСР, которая, завидев ее, все время спрашивала: «Деточка, как у тебя дела? Я за тобой слежу». Эту ненавязчивую, но своевременную заботу Надежда очень ценила, как и дружбу с ребятами.

- Два друга у меня было - Лешка Арыштаев и Володя Чустеев. Потом Гена приехал, муж, - вспоминает артистка. - А затем мы перебрались в новое здание: все еще только устанавливали, проводили свет, но мы сами дружно разгребали завалы, убирали мусор. Мы очень были рады новому театру.

Новый театр - новые спектакли, надежды, достижения. В 80-х Театр Лермонтова много гастролировал по Союзу: Сахалин, Москва, Душанбе, Ленинград, Фрунзе... Возили спектакли объединенные, с большим актерским составом и техническими службами - в Братск, к примеру, театр прибыл делегацией в 150 человек! Сейчас для театральных людей это кажется чем-то далеким, но тогда это было реальностью, причем, очень приятной и запоминающейся. Ведь часто зритель смотрит спектакли гастролирующих театров в первый и последний раз в жизни, а потому относится к этому по-особенному, осознанно, воспринимает более остро.

Надежда Васильевна, как и многие «аксакалы» нашего театра, помнит и тяжелые 90-е, когда костюмы и декорации шили из занавесок, ставили по спектаклю в год и изредка выезжали на фестивали... В это безденежное, беспокойное время театр собирал полные залы на шоу пародий, на спектаклях, остро выражающих современность или, наоборот, уносящих в красивый, сказочный мир... Надежде Васильевне нравилось работать над спектаклями «Спортивные сцены», «Сибирская кадриль»... «Кадриль» Владимира Гуркина, в которой она исполняла роль Лиды, за 6 показов обеспечила театру квартальный план по сборам, а артистов одарила многочисленными букетами цветов... Надежде Васильевне их привозили даже домой.

Искреннее, народное обаяние и эмоциональная открытость позволили артистке создать необыкновенно точные образы в пьесах Александра Островского: это и Мавра Тарасовна в «Правда - хорошо, а счастье лучше», и Липочка в «Банкроте», и Бобылиха в «Даре любви»... В драме Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов», премьера которой состоялась в феврале этого года, Надежда Замаратских сыграла одну из сестер главного героя - задиристую Зинку. Не очень приятный образ учительницы-алкоголички был признан зрителями одним из самых узнаваемых, и, следовательно, правдоподобных.

В финской трагикомедии «Маленькие деньги» актриса сыграла суровую Илзе - за немногословием, северной жесткостью и принципиальностью характера скрывается чувствительная, жалостливая и справедливая женщина. И здесь, и во многих других ролях Надежда Васильевна проявляет свои лучшие профессиональные качества - тонкий «слух» на типажи, умение донести идею от начала и до конца, работать в стилистике разных жанров...

- Утром по выходным мы играли сказки, - рассказывает артистка. - Через них дети начинают понимать театр, искусство. У нашей Люды Сафоновой был сын - Митя, так он просил маму: «Проведи меня за сцену, я ее потрогаю - настоящая, живая она или нет». Играли «Снежную королеву». Все-таки театр - это таинство. Нужно приучить детей, молодежь к театру, то есть чтобы не мы выезжали по школам, а чтобы они, дети, приходили к нам, чтобы в будущем у театра был свой зритель. Я люблю театр, люблю всех людей, которые в нем работают, и мне хочется, чтобы он жил еще долго.

Надежда Васильевна уже тринадцать лет - заведующая труппой. Эта должность требует от нее много терпения, трудолюбия, такта и житейской мудрости. Надежда Замаратских - это честный, справедливый, преданный театру сотрудник, который все обо всех знает и обо всех заботится, особенно о молодежи - так же ненавязчиво и понимающе, как когда-то заботились и о ней.

- Надежда Васильевна - добрый и организованный человек, настоящая «театральная мама», - говорит о ней главный режиссер театра Евгений Ланцов. -Замечательная артистка, обладающая индивидуальным мышлением, «специфичная» в лучшем значении этого слова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.