Станислав Таюшев: "Свою профессию я выбрал в 6 лет"

Выпуск №7-177/2015, Лица

Станислав Таюшев: "Свою профессию я выбрал в 6 лет"

Думаю, что очень немногие могут сказать о себе такое, поскольку выбор профессии для большинства из нас - многолетняя головная боль. Но Станислав Владимирович Таюшев, художественный руководитель Астраханского драматического театра, уже в шесть лет знал, кем он будет, когда «вырастет большой». Решающую роль в судьбе будущего режиссера сыграл поход с мамой в Саратовский ТЮЗ на спектакль «Приключения Чипполино». Придя домой, шестилетний зритель, ошеломленный и завороженный увиденным в театре, решительно очистил от книг одну из полок на маминой этажерке и превратил ее в сценическую площадку. На ней он разыгрывал самые интересные сцены из спектакля. Ему очень нравилось самому создавать на устроенной им сцене новый, невиданный мир, где по его воле, по его желанию игрушки выполняли предназначенные им роли. Потом были «Звездный мальчик» и другие сказки. Новые герои, новые ситуации заполняли полку маминой этажерки. Игра в театр завораживала, будила фантазию и питала мечту стать режиссером.

Это было первый шаг в будущую профессию. Поскольку мечта о режиссуре не покидала юного театрала, а напротив, крепла и становилась осознанной целью, насущной потребностью. «Я понимал, что не могу без этого жить, - вспоминает Станислав Владимирович, - потому и стал режиссером». По окончании Саратовского театрального училища, отслужив в армии, Станислав Таюшев отправился в Москву. И вот свершилось: он - студент режиссерского факультета ГИТИСа, прославленного театрального вуза страны, на курсе, которым руководил один из выдающихся отечественных режиссеров профессор Иосиф Михайлович Туманов. Под его руководством студент овладевал азами своей будущей профессии.

Одержимого радужными мечтами о творческом будущем, выпускника ГИТИСа поманила к себе романтика Дальнего Востока. Он отправился в Хабаровский ТЮЗ, но не просто режиссером - главным режиссером. Станислав Таюшев оказался самым молодым главрежем в нашей стране. Романтик в душе, вдохновленный свободолюбивыми веяниями столичных театров, он мечтал все перестроить, переделать, стать реформатором сценического искусства и создать новый современный театр. Ему многое удалось. ТЮЗ обрел свою тему, свое лицо, прекрасную, творчески одержимую труппу и репертуар, которому могли позавидовать столичные театры. Восторженные зрители и дальневосточные критики считали Станислава Таюшева «славой и гордостью театрального Хабаровска», своего рода рыцарем Ланцелотом (герой пьесы Е. Шварца «Дракон»), а ТЮЗ - «лучшим театром Дальнего Востока».

Успешная работа в ТЮЗе спровоцировала его перевод в Хабаровский драмтеатр в качестве главного режиссера. Но за девять лет работы в театрах Хабаровска Дальний Восток подрастерял для него свой романтический ореол, и захотелось в родные края - на Волгу. Он становится главным режиссером в Ярославском ТЮЗе. Вновь прекрасный репертуар: В. Шукшин, А. Гельман, М. Булгаков, Л. Разумовская... С постановкой исторической драмы Ф.Горенштейна «Детоубийца» («Царь Петр и Алексей») Ярославский драматический театр им. Ф.Волкова участвовал в 4 м театральном фестивале «Голоса истории» во Владимире. Спектакль С. Таюшева произвел сенсацию и был признан «событием культурной жизни России» (Е. Сизенко).

Казалось, что творческая жизнь Станислава Владимировича удалась. Но у каждого художника бывают кризисные, переломные моменты судьбы, которые настоятельно требуют новых художественных поисков и серьезных перемен. Ему надоело быть главным режиссером, и появилось страстное желание свободы и тяга «к перемене мест». Он становится странствующим, свободным художником, который хочет ставить только то, что ему нравится, и ни от кого не зависеть. Замелькали российские города: Казань, Вологда, Владивосток, Новосибирск, Москва, вновь Хабаровск, Ярославль и Саратов, была и Астрахань. Наш город Станиславу Владимировичу понравился и потому, устав от скитаний по многострадальной России 90-х годов ХХ века и первых лет XXI столетия, он принял предложение стать художественным руководителем Астраханского драматического театра, и руководит им вот уже восемь лет.

К сожалению, тринадцатилетние скитанья не прошли бесследно. Романтические представления о жизни сменились иронично-скептическим взглядом на мир, исчезло представление о том, что театр - храм, театр - кафедра, с которой можно сеять «разумное, доброе, вечное»; утихли революционные порывы. Но появился опыт мудрого, доброжелательного, не конфликтного руководителя со своим определенным творческим кодексом.

Главное - «делать хороший современный театр». И хотя, по словам Станислава Владимировича, восемь лет работы в нашем театре пролетели, как одно мгновение, сделано им немало. Прежде всего, его доброе и теплое внимание к актерам, влюбленность в них помогли создать творчески интересную труппу, которой подвластны самые разные возрасты, характеры и амплуа персонажей пьес. Формируя репертуар, он стремится «услышать каждого и понять, что хочет актер, и осуществлять свою программу демократично, качественно». Работая над очередным спектаклем, С. Таюшев, верный детской мечте, увлеченно создает свой, совершенно новый мир, в котором все персонажи связаны определенными отношениями, и все вместе составляют единое гармоничное целое - ансамбль. На репетициях он вместе с актерами ищет наиболее выразительные мизансцены, детали. Но главное, он стремится «зажечь в душе актера творческую искру», поскольку театр - это «не просто место работы, но пространство, где бушует пожар чувств, происходит игра страстей, воображения, ума». Искра, вспыхнувшая в душе актера, «непременно упадет в зал» и пробудит в зрителе ответное чувство. Режиссер прав, так оно и происходит. В «Ревизоре», например, масса таких моментов. Вот Городничий прибыл в гостиницу, чтобы выяснить, что за ревизор к ним пожаловал. Расспрашивая Хлестакова о том и о сем, он предлагает ему переехать из гостиницы в дом к нему, к городничему. Хлестаков, жалкий, оголодавший, растроганный неожиданным вниманием, вдруг уткнулся головой в плечо Городничего, словно это плечо родного батюшки. Какая прекрасная, «говорящая» мизансцена. В ней оживает полная унижений и обид жизнь Хлестакова в Петербурге, беззащитного недоросля, не блещущего умом мелкого чиновника, давно лишенного домашнего тепла. Еще одна замечательная сцена - сцена торжественного обеда в доме Городничего, когда Хлестаков, вдохновленный вниманием собравшихся, играет перед ними в грозного столичного чиновника, распекающего подчиненных, а слушателей, не понявших сути происходящего, охватывает панический страх. «Искра», упавшая в зал, возбуждала в нем смех, иронию, грустные размышления и восхищение актерским и режиссерским мастерством. Выразительные мизансцены, творческие находки и «искры страсти» есть и в других спектаклях: в «Лесе», в «Ромео и Джульетте», в спектакле «...Огонь страстей желанных!» и других.

Внимательный, чуткий и демократичный руководитель, Станислав Владимирович не мешает актерам искать себя в разных вариантах театральной жизни. Актер А.Матвеев мечтал стать режиссером и стал им. Астраханцы видели его спектакли по Ф.Достоевскому «Дядюшкин сон» и «Мышеловку» по А.Кристи. Актриса Г.Лавриненко пишет пьесы, которые ставятся в театрах страны, ставятся и в нашем театре: несколько лет назад шел ее спектакль по произведениям Анны Ахматовой, а недавно (в ноябре) состоялась премьера ее новой одноактной пьесы «Провинциалы» («Мишура»), режиссером которого выступил актер театра Дмитрий Карыгин. Кроме того, группа актеров создала творческое объединение «Артель артистов», где самостоятельно ставят свои спектакли. Словом, Станислав Владимирович роль художественного руководителя видит не только в собственном творчестве, но хочет «услышать каждого, понять, что тот хочет, о чем мечтает, и дать ему это».

Второе важное убеждение режиссера: актеры растут на репертуаре, успех театра зависит от драматургии. За прошедшие восемь лет афиши нашего театра обращают на себя внимание разнообразием поставленных пьес. Среди них русская и зарубежная классика, современные русские и зарубежные пьесы. Все они разных жанров: от трагедии до веселых, легких комедий и детективов. В репертуаре учтены самые разнообразные вкусы публики. Сам Станислав Владимирович ставит и классику, и современность. Но его любовь отдана русской классике. «Она мне ближе, - говорит он, - я понимаю, что ставлю и знаю, кто самозванцы и жулики, а кто нет». При этом он всегда стремится бережно раскрыть смысл пьесы, колорит эпохи.

Невольно вспоминаешь начало спектакля «...Огонь страстей желанных!»: сельский барский дом, утро, не спеша появляется хозяин усадьбы в исполнении народного артиста России Ю. Черницкого. У него прекрасное настроение, и для полноты ощущения своего внутреннего блаженства он наливает заветную рюмочку, выпивает ее, берет из вазы яблоко и, с удовольствием вдохнув его аромат (закусив таким образом), кладет опять в вазу. Наконец, взяв гитару, начинает петь любимый романс. От этой сцены веет теплом чего-то очень знакомого, и вспоминаешь Пушкина: здесь русский дух, здесь Русью пахнет... Не случайно, когда театр гастролировал с этим спектаклем в Париже, парижане благодарили за то, что астраханцы привезли «живой» театр. «Мы устали, - говорили они, - от «мертвого» театра, от театра, лишенного правды жизни. У вас мы услышали живые голоса, увидели живые лица, естественное поведение актеров на сцене, мы восхищены актерским ансамблем. Ваш спектакль хочется смотреть еще и еще». Действительно, С. Таюшев стремится воспроизводить вместе с актерами реальную жизнь той эпохи, о которой идет речь в пьесе. Он не сторонник, по его же словам, современных изысков на театральной площадке.

Его протест против нелепостей современных театральных «открытий» понятен. Хороший художественный вкус не позволяет С. Таюшеву перелицовывать пьесы и уходить за пределы жизненной и сценической правды. Тем не менее, его спектакли имеют отношение к поискам современных решений, т.е. к авангарду. Ведь авангард - это не только современные костюмы в классическом репертуаре и режиссерские вставки инородного текста и пр. Это еще и разнообразные художественные приемы, способные осовременить классику, это и чуть иное прочтение текста, чем замышлял его автор. Поскольку Станислав Владимирович режиссер, безусловно, современный, и, как писали о нем дальневосточные критики, «известный своими новациями и смелыми взглядами», то, к счастью, это не было растеряно им за годы скитаний и находит свое воплощение в астраханских постановках. Правда, удача не всегда сопутствует его режиссерским поискам. Так произошло, как нам кажется, со спектаклем «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. Он поставлен в легкой иронической манере человека, утратившего веру в возможность искренней красоты романтических чувств. С такой точкой зрения можно не согласиться, но у каждого режиссера есть право на поиск и на воплощение на сцене своего замысла, собственного видения избранного произведения. Об этом можно лишь спорить. Прекрасно то, что наш театр - не музей ценностей. Он находится в постоянном поиске современного прочтения классической драматургии. Зато в спектакле «Ромео и Джульетта» авангардные приемы помогли расширить границы шекспировской трагедии: сценическая площадка выдвинута в зал, что дает ощущение сближения двух эпох; фронтальные мизансцены позволяют превращать зрителей в соучастников происходящих событий; наконец, финал спектакля, когда оживают главные герои. А совсем недавно (в ноябре) был произведен удивительный эксперимент. В театральной гостиной были показаны сразу два спектакля: одноактная комедия И.С. Тургенева «Я встретил вас...» («Провинциалка») и современная пьеса Г. Лавриненко «Провинциалы» («Мишура»). Эксперимент смелый и очень интересный, имеющий прямое отношение к авангарду.

К достоинствам С. Таюшева можно отнести его умение продлевать жизнь спектаклям, сохранять их на протяжении многих лет: это и «Лес», и «Ревизор», и «Тартюф», и «Женитьба Фигаро» и многие другие, что раскрывает содержательность, насыщенность жизни театра творческими поисками.

С. Таюшеву удалось создать настоящий, современный, творчески интересный театр и потому с чувством глубокой признательности хочется поздравить Станислава Владимировича, человека мудрого, скромного, доброжелательного, очень обаятельного, настоящего режиссера и русского интеллигента, с присвоением ему звания «Заслуженный деятель искусств РФ» и пожелать новых смелых новаций и успеха в творческих дерзаниях.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.