Магадан. Время Берендеев

Выпуск №8-178/2015, В России

Магадан. Время Берендеев

13 и 14 марта в Магаданском музыкальном и драматическом театре прошла премьера спектакля «Берендей» по пьесе Сергея Носова. Можно сказать, что на магаданской сцене возник артхаус. Постановку, сценографию и художественное оформление спектакля осуществил главный режиссер драматического театра Дмитрий Павлов. На встречу с актерами и зрителями приехал и сам автор из Санкт-Петербурга.

Два дня аншлага в зале. Кто-то уходил не поняв замысла режиссера и не выдержав сложного и метафорического театрального языка. Очевидно, тут проявилась неготовность зрителя к серьезному диалогу на темы, от которых часто хочется убежать и не умножать печальную действительность. Но и оставались тоже многие - те, кто увидел в «Берендее» настоящий качественный спектакль, театральный прорыв, даже некую культовость. Что ж, все верно. Нам показали спектакль высокого столичного уровня. Вот просто так, сыграли почти на двух стульях, то есть ящиках, которые превращаются в спектакле и в сиденья поезда, и в кровать, и в трибуну, и еще во многое, удивительным образом и искусным приемом трансформируя пространство. Такая простая сценография из деревянных советских винных ящиков - а какую ностальгию она вызвала у зрителей, ведь все мы родом из СССР, а пьесу Сергей Носов написал как раз в «лихие 90-е» - время челноков, ваучеров и малиновых пиджаков.

Едут себе Рюрик и его друг Володя от станции до станции, по неведанной условной, «вполне цивилизованной стране», вспоминая свою молодость, ее счастливые моменты, в которых, конечно, присутствуют и женщины. Время от времени на их пути возникают аллегорические персонажи, как будто ожившие сюжеты сюрреалистических картин: Полицейский, Контролер, Прохожий и Местный житель, которых исполняет один и тот же актер, Сергей Черных. Он же является и поездом, инфернально проплывающим с вереницей горящих миниатюрных ящиков-вагонов. Герои с надеждой в глазах ждут его. Но... уходит этот поезд-призрак прямо на глазах, и уходит молодость...

То, что два ведущих мастера сцены, заслуженные артисты России Алексей Яновский и Валерий Бунякин могут сыграть даже телефонный справочник, знают все театралы, но тут они превзошли самих себя. Актеры настолько вжились в образы, что стали как братья: веселые и хулиганистые, а если уж повздорят, то биться будут насмерть. Задиристый характер Рюрика подчеркивает его красная веселая летняя рубашка с пальмами (а-ля Гавайская), разные цветные носки, панама и экстравагантные хипповские очки. Он напоминает Рауля Дюка из фильма Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Быть смелым Рюрика и имя обязывает, он же Берендей, потомок всех Берендеев! По словам Алексея Яновского, процесс работы над спектаклем проходил так подробно, что весь сценический предметный мир и декорации стали живыми, и появилось удивительное чувство того, что можно реально потрогать руками пространство сцены, которое стало осязаемым.

Володя же, более застенчивый и консервативный. Давление «совка» не дает ему поверить и ощутить в полной мере свободу. Строгий серый костюм, робкая походка, пугливые нервные манеры и постоянная мания преследования - все это отпечаток советской системы. Валерий Бунякин в роли писателя-интеллигента Володи очень интересен и необычен. А его потрясающий монолог о том, что не хватило подарков детям из детдома, пронизанный болью и безысходностью, на мой взгляд, один из ключевых и самых сильных моментов спектакля. Во время этой сцены в зале стояла такая тишина! И вдруг какая-то зрительница выдохнула: «Какой ужас...» А слезы на глазах были у многих...

Изысканные линии фантасмагорических персонажей Сергея Черных являются в этом спектакле подсознанием главного героя - Володи, своего рода гипертрофированной проекцией его ужаса и страха перед неизвестной пропастью - страной, куда предстоит путь и куда он ныряет с головой, доверив свою судьбу Берендею. Из мира абсурда, где царят несправедливость, боль, беззаконие, горечь и непонимание, Володя бежит в надежде туда, где за «прозрачными воротами», или на том берегу Стикса, можно обрести покой, о котором так живописно и заразительно рассказывает его друг.

«В этом спектакле мы попытаемся поразмышлять об экзистенциализме русского человека. О том, как мы часто бежим от себя в надежде, что где-то будет лучше,  но в итоге все равно возвращаемся к себе, обнаруживая во всем себя», - ответил на мой вопрос, о чем спектакль, режиссер Дмитрий Павлов. 

Надо сказать, что драматург написал финал специально для этой постановки (эта часть произведения не вошла в официальные издания) и прислал последние страницы пьесы, когда репетиции шли полным ходом. Но сомневался в необходимости этого текста, так как находил его слишком литературным. На премьере Сергей Носов был поражен и приятно удивлен тем, как режиссер и актеры бережно сохранили авторский текст, неожиданному и точному режиссерскому решению финала. А он действительно получился мощным, до мурашек по коже, до того самого «помутнения роговицы», когда застилает глаза от слез.

Вообще, драматург Сергей Носов начинал как поэт, первая его публикация была в журнале «Аврора» в 1980 году. Именно как «проза поэта» была воспринята его первая книга «Внизу, под звездами». Его излюбленный жанр - трагикомедия. На нашей сцене в 1999 году по его пьесе Игорем Гуревичем был поставлен спектакль «Дон Педро». В марте состоялись творческие встречи с драматургом в библиотеке им. А.С. Пушкина и Малом зале театра. На встрече также присутствовали создатели и участники спектакля: главный режиссер драматического театра - Дмитрий Павлов, заслуженные артисты России Валерий Бунякин, Алексей Яновский и артист Сергей Черных, журналисты и театральный критик из Санкт-Петербурга. Разговор был оживленным и познавательным. Актуальность пьесы очевидна, спектакль получился незаурядным и глубоким, чему свидетельствует живая реакция зрителя на премьерных показах и большой интерес публики к этой постановке.

В следующей своей работе режиссер Дмитрий Павлов обращается к русской классике. Нас ожидает чеховская «Чайка», имевшая бесчисленное количество сценических интерпретаций на мировой сцене. Но мы надеемся, что это будет что-то свое, большое, оригинальное и новое.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.