Омск. Семеро мужчин в виртуальном пространстве

Выпуск №8-178/2015, В России

Омск. Семеро мужчин в виртуальном пространстве

В омском «Пятом театре» поставили одну из самых популярных комедий последних лет - «Тестостерон» современного польского драматурга Анджея Сарамоновича. Главный режиссер театра, номинант премии «Золотая Маска» Никита Гриншпун честно предупреждает: легкий жанр постановки - обманка, за ним скрывается серьезный разговор о мужчинах и женщинах, чувствах и инстинктах, а также о виртуальном и реальном (в первоисточнике, кстати, последнего пункта не было, он появился исключительно в соответствии с режиссерской задумкой) ...

Режиссер выбрал для своего спектакля необычное сценическое решение - синтез анимации и театрального действия. Роль декораций и реквизита здесь выполняет анимированная видеопроекция (художник компьютерной графики Алена Лутченко, аниматоры компьютерного дизайна Денис Бугаро, Евгений Фоминцев). Ресторанный интерьер в начале весьма лаконичен - три белые стены. Но когда пританцовывающий официант Титус (Артем Кукушкин) прикасается к ним, как к экрану смартфона, появляется заставленная бутылками барная стойка, стол, еще один... Также поэтапно материализуются и мечты классического меломана о карьере музыканта - как по волшебству возникает сцена, музыкальные инструменты и восхищенные зрители. Звучит музыка, причем тут же на соседней стенке демонстрируется плейлист, с которого запускается фонограмма, новая звезда музыкального Олимпа блистает. Однако его музыкальная идиллия нарушается самым бесцеремонным образом. Снова открывается дверь, и в помещение вламываются мужчины в вечерних костюмах, которые волокут за собой такого же празднично одетого персонажа... Кого и за что бьют - непонятно. У предмета агрессии только потом спросят: «Ты кто вообще?»

Командует банкетом отец отвергнутого жениха Ставрос. В премьерных спектаклях, приуроченных к Международному женскому дню, Ставроса играл приехавший в Омск народный артист России, актер театра и кино Алексей Маклаков. Сейчас эту роль исполняет заслуженный артист России Владимир Остапов. Ставрос Маклакова более энергичный и яркий, очевидно, что женщин в нем всегда привлекала подчеркнутая брутальность. Импозантный Ставрос Остапова воплощает другой тип мужской привлекательности. Его игра отличается большим психологизмом - когда сыновья набрасываются на Ставроса с обвинениями, вчерашнему герою-любовнику так заметно становится не по себе.

В этом черно-белом кино два основных сюжета - пьянка и драка. Драки, кстати, представлены во всем многообразии своих видов: и нечто напоминающее танец, и реальная куча-мала, и практически произведение современного искусства. А черно-белый колорит явно призван лишний раз напомнить про два противоположных начала, которые существуют в мире - Инь и Ян, мужское и женское. Все персонажи воплощают классические современные мужские типажи.   Репортер Третин (Василий Кондрашин, Константин Баргатин), который нигде не пропадет, успешный музыкант Фистах (Дмитрий Макаров), слишком эмоциональный и импульсивный для ученого Корнель (Евгений Фоминцев), который ведет себя как мальчишка - он серьезен только когда рассказывает о личной жизни павлинов, мешковатый «ботаник» Червь (Борис Косицын), молодой и наивный семьянин Янис, делающий по ходу действия массу открытий (Роман Дряблов, Алексей Погодаев)...

В спектакле занята только мужская часть труппы, однако без женщин действо все же не обходится. С ними беседуют по телефону, их изображают в лицах и даже материализуют на стене как наглядное пособие, проводя мастер-класс по соблазнению. Наглядное пособие, кстати, спешно исчезает, когда незадачливый кавалер Червь пытается почитать прекрасной незнакомке стихи. У семерых мужчин два основных состояния - они то «щемят» кого-то в угол толпой, то оживленно беседуют о взаимоотношениях мужчин и женщин, при этом кто-то один всегда стоит у стенки, то ли пытаясь разобраться в себе, то ли просто цепенея от происходящего.

Происходящее же балансирует на грани классического эксперимента и типичного реалити-шоу и никакой идентификации не поддается. Если судить по антуражу, это вроде бы классический эксперимент. В роли подопытных мужчины разных возрастов и занятий - «киношник», юрист, орнитолог, официант, микробиолог, музыкант, репортер, оказавшиеся в замкнутом «идеальном» пространстве. Цель проводимого исследования, видимо - анализ особенностей мужского мировоззрения и общения в сугубо мужском коллективе. С другой стороны, если судить по количеству драк и выпивки - это типичное реалити-шоу.

Люди в пространстве спектакля действуют в нарисованном мире. Реальные предметы появляются здесь через прикосновение к волшебной белой стенке, а мысли, чувства, мечты и воспоминания визуализируются сами собой. Анимированная проекция создает массу дополнительных планов. Когда выясняется, что Титус - тоже сын Ставроса, персонажи танцуют нечто в стиле индийского кино и уезжают на слоне, который бодро помахивает хвостиком. А чего стоит рассказ Корнеля о том, как он стал известным ученым, в интерьере пыточной камеры... Кстати, представители виртуальной реальности - свои ребята, запросто могут и выпивкой поделиться. Ведь полки с бутылками стремительно пустеют.

Количество бреда на единицу времени постепенно превышает все допустимые показатели, в безумном хороводе кружатся абориген с копьем, страус с топором, рыбы «с зубами наружу», а в финале к мужской компании на крыше присоединяется индийский слон и понимающе трубит, сочувствуя, как мужчина мужчинам... Да, последняя бутылка, оставшаяся на верхней полке, откровенно издевается над тем, кто пытается ее достать... Ее получается только приманить.

Единственная реальная декорация - нечто напоминающее больничную каталку. Даже стаканы, которые наполняются несчетное количество раз, - виртуальные... То есть персонажи фактически оказываются встроенными в картинку, в комикс. И сами собой напрашиваются мысли еще и про виртуальную жизнь. Так какой все-таки мир сегодня нас окружает - реальный или возникающий при прикосновении к экрану смартфона?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.