Саратов. Коржиков, Солнышкин, Перчиков...

Выпуск №8-178/2015, В России

Саратов. Коржиков, Солнышкин, Перчиков...

В 101-й день рождения легендарного детского режиссера Юрия Киселева в Саратовском ТЮЗе, носящем его имя, прошла премьера спектакля «Приключения Солнышкина» по пьесе Алексея Слаповского. Поставил спектакль известный театральный режиссер, ученик Петра Фоменко Сергей Пускепалис, продолжив проект «Опыт учеников. Наследие Мастера». Проект стартовал в театре год назад тоже показом спектакля в режиссуре Пускепалиса («Прошлым летом в Чулимске», МХТ им. А.П. Чехова).

Пьесу для ТЮЗа по мотивам книги нашего детства «Веселое мореплавание Солнышкина» Виталия Коржикова написал наш земляк - писатель и драматург Алексей Слаповский. Впервые текст Слаповского прозвучал на экспериментальной лаборатории «Четвертая высота. Современная драматургия» в авторском чтении. Он обильно начинил пьесу песнями и танцами, определив ее жанр как «зонг-спектакль». Буквально через реплику герои начинали петь и плясать. Не все стихи были равноценными, и если бы они попали в неталантливые руки, увы и ах... К счастью, музыку к текстам написал Игорь Есипович - заведующий музыкальной частью Российского театра драмы имени Федора Волкова, Ярославль. Получились очень неплохие песенки, легкие, запоминающиеся.

Пускепалис работал и в Ярославском, и в Магнитогорском театрах. Два его друга из Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина помогли оформить спектакль. Это главный художник театра Алексей Вотяков и художница по костюмам Гульнур Хибатуллина. У Пускепалиса, обладающего острым режиссерским зрением и неуемной творческой энергией, подобралась сильная команда.
Режиссер мечтал инсценировать книжку, еще когда был актером ТЮЗа Киселева. Тогда не сложилось, и вот после учебы у Мастера, после режиссерского опыта в нескольких театрах, звезды сошлись: ему довелось представить на сцене знаменитых героев Коржикова - наивного «салагу» Солнышкина, горе-капитана Плавали-Знаем, борца за справедливость Перчикова.

На премьеру приехал сын писателя, известный хирург. Строгий, неулыбчивый человек (профессия обязывает!), он с нежностью вспоминал, как отец устраивал им с братом читки будущей книжки, увлекая романтикой моря. Спектакль же Пускепалиса и Вотякова этой самой романтикой сражает. Высокий, нереально красивый капитанский мостик, по экрану бегут «тучки небесные». И образ корабля такой убедительный, вплоть до блестящих его заклепок... Не хватало только открытого моря, чтобы туда выйти. Тут декорации-трансформеры раздвинулись, и синяя волна забурлила. Море в спектакле дышит, волнуется, качает не на шутку, когда осерчает на капитана-неумейку.

Книга Коржикова - не самая издаваемая сейчас, хотя она из очень смешных и добрых. Там есть некая прямолинейность, делящая героев на два лагеря: плохой матрос - хороший матрос, плохой капитан - хороший капитан. И как-то уж очень легко маленький герой справляется со всеми невероятными злодеями. Но ведь так бывает в сказке или... в оперетте. А в этом спектакле-песне, как определил жанр постановщик, дружная песня идет рефреном, она все время поддерживает маленького Солнышкина.
Режиссер хорошо работает с массовкой. Команда корабля, со швабрами и ведрами, подносами и съестными припасами, то и дело появляется из кубриков с песней, словом или дружной речевкой: «Плавали, знаем!»

Правда, я боялась авторских ремарок: танец дельфинов, танец курсантов. Легко превратить их в нечто глупое и банальное. Ироничный, изобретательный режиссер обошел и эти подводные рифы, подав танец курсантов как парад юных моряков, а дельфинов - как космическое шоу. Превосходные костюмы Хибатуллиной в очень уж широкую полоску добавили праздничности действу.
Удачен состав актеров (даже два). Солнышкина играют по очереди ученики лицея Али Акчурин и Арсений Кочедыков. А кто бывает органичней детей и кошек?.. Старый моряк Робинзон - наш превосходный Юрий Ошеров. Странненький Варенец - чудесный актер Александр Федоров. Евгений Сафонов, Ирина Протасова, Илья Володарский, Алексей Карабанов - запоминаются все «хорошие» герои, но еще лучше запоминаются «плохие» Алексея Чернышева, Артема Кузина, Михаила Третьякова. Им есть что играть, они не просто маски.

Правда, где-то в середине действия становится немного скучно. Может, вся штука в темпоритме, но это дело наживное. Да, здесь нет по-настоящему глубоких переживаний, как бывало в ТЮЗе прежних дней. Но есть та всепобеждающая веселая дружность, которую мы так ценили в нашей «прошлой» жизни. И есть шанс, что новое поколение зрителей полюбит «Солнышкина», как любили мы когда-то киселевских «Колбаску, боцмана и других» по чудесной книге Линдгрен.


Фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.