Дни Островского в Замоскворечье

Выпуск №8-178/2015, Фестивали

Дни Островского в Замоскворечье

Традиционный фестиваль, проводимый раз в два года Государственным академическим Малым театром, пришелся на апрель и, как всегда, был приурочен ко дню рождения А.Н. Островского. Поскольку основное здание театра находится на реконструкции, фестивальные спектакли играли в филиале на Большой Ордынке, откуда рукой подать до Малой Ордынки, 9, где почти два столетия назад родился выдающий русский драматург. На протяжении шести дней Замоскворечье было наполнено Островским.

Фестиваль «Островский в Доме Островского» уже больше двадцати лет представляет лучшие спектакли из самых разных регионов нашей страны, давая возможность познакомиться с замечательными актерами из больших и малых городов, увидеть иное прочтение знакомых пьес А.Н. Островского. А главное, почувствовать ту самую русскую провинцию, о которой драматург писал с большой любовью и, как точно отметил в адресованном ему письме И.А. Гончаров, создал для сцены «свой особый мир». И продолжил: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Однако нынешний фестиваль организаторы посвятили не только театральной провинции, пригласив в числе коллективов из Сыктывкара, Курска и Рыбинска Санкт-Петербургский государственный Молодежный театр на Фонтанке. Ему и представилась возможность открыть Дни Островского в Замоскворечье спектаклем «Поздняя любовь». «Сцены из жизни захолустья» несколько лет назад поставил Владимир Туманов, и за это время спектакль успел получить высокие оценки на фестивалях «Славянский базар», «Золотой Витязь», «Соотечественники», а исполнительница роли Людмилы Эмилия Спивак была отмечена высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль».

Этот удивительно тонкий, с точными психологическими акцентами спектакль обошелся без лишних деталей и театральных эмоций. Так же, как в его оформлении важную роль играют неброские полутона и отдельные яркие цветовые пятна аскетичной сценографии (художник-постановщик - Александр Орлов, художник по свету - Гидал Шугаев), так и в игре актеров постепенно проявляются и высвечиваются живым пламенем свечи их несчастливые, одинокие жизни. Здесь нет персонажей отрицательных и положительных - только люди, которые все еще надеются. Маргаритов Петра Журавлева, у которого нет ничего, кроме дочери и незапятнанных рук, Шаблова Ирины Полянской с ее тусклой, незаметно промелькнувшей жизнью, Дормидонт Евгения Титова со всеми его наивными мечтаниями, Лебедкина Светланы Строговой, уставшая от пустых романов. Когда Шаблова надевает яркую шляпку с цветами и отчаянно кокетничает с Дородновым (Алексей Одинг), Людмила, не в силах больше скрывать своей любви к Николаю, надевает жемчужно-серое платье и повязывает на шею алую ленту, Лебедкина, продумав до мелочей свою авантюру с векселем, меняет черное платье на роскошный красный наряд. Тема надежды звучит особенно пронзительно. Костюмы, созданные Стефанией Граурогкайте, становятся символами, отражающими внутреннее состояние героев А.Н. Островского.

Центральный дуэт в этом спектакле, без сомнения, Людмила и Николай (Андрей Кузнецов). Она - внешне очень сдержанная, временами даже холодноватая. Но абсолютно ясно, что это обманка, и внутри у этой девушки, по пьесе уже совсем немолодой, живет такой силы любовь, которая не то что Николая может спасти, а весь наш мир. Потому что чистая, жертвенная, не гордящаяся. Он - эгоистичный и смертельно уставший, разочарованный в людях и в собственной судьбе. В нем уже появилось что-то от марионетки, и за веревочки дергают Лебедкина, мать, младший братец. И кажется, что Николаю уже не вернуться к самому себе, потому что он не сумеет главного - простить себя. Именно этот важный шаг ему помогает сделать Людмила, хотя и ставит на кон все без остатка, и тогда круто меняется жизнь. Словно бы для героев захолустья переписан сюжет судьбы, и надежда, такая зыбкая, становится свершившейся радостью. Причем, для всех без исключения.

Дважды на фестивале была представлена пьеса А.Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше». Сначала в прочтении Государственного академического театра драмы им. В. Савина из Сыктывкара (Республика Коми). Режиссер Юрий Нестеров объединил в своей постановке две линии. Пластические картинки с элементами площадного театра (хореография Елены Ноткиной), которые перемежались с основным действием пьесы и словно бы еще раз проговаривали условным языком сюжетные коллизии в доме Барабошевых. Картинки эти - что-то вроде скоморошьих плясок под старинные обрядовые песнопения. Нужно сказать, что молодая часть труппы делает это хорошо.

В «реальном» мире, где нет никаких чудес и яблоки пропадают обычным способом, легко уживаются доверчивость, глупость, трусость, зависть. Словом, обычные проявления человеческой натуры, хотя, в конечном итоге, каждый получает то, что заслужил. В спектакле сыктывкарского театра притягательна Мавра Тарасовна Галины Миковой, наделившая свою героиню мудростью, добротой и прекрасным чувством юмора. Ей под стать и внучка Поликсена, для которой Татьяна Михайлова постаралась найти интересные штрихи, и Сила Ерофеич Грознов Владимира Кузьмина, иронично играющий в дряхлого вояку, на самом деле сильный и не потерявший интереса к жизни человек. Излишне гротесковым предстал пассивный правдолюбец Платон Зыбкин Льва Власова, и уж совсем сгустились краски в портрете Мухоярова (Анатолий Колмаков). Возможно, стремясь показать всю низменность этого персонажа, постановщик сделал его почти безголосым, но при этом заставил издавать странные животные звуки, беспрерывно кланяться в пояс и сверкать глазами из-под длинных рыжих волос. Но ведь Островский не был до такой степени жесток к своим героям, «его волновала индивидуальная судьба личности, счастье и несчастье отдельного, рядового человека, его борьба за свое личное благополучие», - так, достаточно убедительно, написала Л.М. Лотман.

Легче, озорней, можно сказать, куражистей оказался спектакль по той же пьесе Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина. Его поставил Евгений Поплавский вместе с художником-постановщиком Олегом Черновым, художником по свету Борисом Михайловым и режиссером по пластике Ильей Сакиным. Гармонично звучат русские народные песни, аранжировки которых сделал Олег Семыкин, прошивая действие спектакля словно ниточка с иголочкой. Правда, в какие-то моменты музыка начинает доминировать, но это уже вопрос вкуса.

Здесь все буквально утопает в яблоках - они оттягивают ветки деревьев на заднике сцены и украшают ширмы-декорации, ими в перепалке кидаются персонажи, а в финале, когда произнесена главная фраза: «Правда - хорошо, а счастье лучше», на сцену проливается яблочный дождь, ставя точку в этом спектакле-шутке. Нельзя не сказать об интересных актерских работах Ларисы Соколовой (Мавра Тарасовна), Людмилы Манякиной (Фелицата), Александра Швачунова (Амос Панфилыч Барабошев), Ольги Яковлевой (Пелагея Зыбкина), Сергея Репина (Глеб Меркулыч). Забавны два антипода - Мухояров Евгения Сетькова и Платон Михаила Тюленева. И очень гармонична даже своей крошечной роли Ключницы Инна Кузьменко. Так, с искренней любовью к Островскому и его персонажам, рассказали курские артисты эту незамысловатую историю.

На день светлой Пасхи пришелся спектакль Малого театра «Бедность не порок». Сама пьеса достаточно морализаторская, но режиссер-постановщик Александр Коршунов, пригасив излишнюю пафосность, рассказал очень человечную историю, где персонажи ошибаются, совершают глупости, надеются на прощение. Они как дети с чистой душой - и горемыка Любим Торцов (Александр Коршунов), и его братец-богатей Гордей, боящийся показать «необразование» (Дмитрий Кознов), и баловень судьбы Гриша Разлюляев с его вечными поисками любви (Александр Дривень), нескладный Митя, пишущий наивные стихи (Григорий Скряпкин). Потому-то и заслуживают снисхождения. Замечательные женские персонажи - Пелагея Егоровна Татьяны Лебедевой, Анна Ивановна Ирины Жеряковой, Люба Любови Ещенко и ее такие разные, смешные подружки Маша Екатерины Порубель и Лиза Аполлинарии Муравьевой.

Чудные картины русской провинции - такой сказочной, сверкающей звездами и снежинками - придумала художник-постановщик Ольга Коршунова, а Андрей Котов, взявший на себя музыкальную постановку спектакля, заполнил все это пространство до краев аутентичными русскими напевами, которые так сочно, с большим вкусом исполняют актеры Малого театра (музыкальный консультант-этнограф Борис Ефремов) и прорастают в душе светлой радостью.

Под занавес фестиваля в Доме Островского давали спектакль «Волки и овцы» Рыбинского драматического театра, поставленный немногим больше года назад Петром Орловым. Эта работа получила самые высокие оценки на XII Всероссийском фестивале «Дни Островского в Костроме» - за режиссуру, лучшую женскую роль и актерский ансамбль. Теперь и московский зритель познакомился с интересным прочтением этой пьесы режиссером, рыбинскими актерами, художниками Дмитрием Дробышевым (сценография) и Натальей Ситуха (костюмы), режиссером по пластике Аллой Смоленковой. История о волках в овечьей шкуре разворачивается на фоне лубка - картонные матрешки, картонные храмы с куполами, выкатные двери с названием трактира «Вот он», где исчезает Апполон Мурзавецкий. И еще безликие фигурки матрешек - пустых до бесконечности, которые в финале расставляют на авансцене.

Та же нарочитость, впрочем, вполне уместная, и в портретах персонажей. Человек-кукла Апполон Мурзавецкий в исполнении такого пластичного Сергея Молодцова, скалящийся волк Вукол Чугунов Владимира Калюкина и рычащая волчица Мурзавецкая Светланы Колотиловой, истинная блондинка, в смысле наивности и недалекости, Купавина и алчный зверь неясной породы без пяти минут монашки Глафиры Марии Калинич и такой беззащитный Лыняев Эдуара Иванова в ее цепких коготках. Впрочем, главный «волк» Беркутов Алексея Батракова не скалится и не рычит, но в финале спектакля по-настоящему страшен. Он является в компании ряженого в медвежью шкуру. Как потом выясняется, это наиподлейший Клавдий Павла Иванова, безэмоциональный, легко подделывающий документы и так же легко предающий работодателя. Но вот что интересно. При всем отвращении к хищникам Беркутову и Глафире Алексеевне, досада берет на всех этих замечательных «овец», позволивших себя так унизить. Ну и конечно, приходят невеселые мысли о зле большем и меньшем. Размышляя о дне сегодняшнем, невольно выбираешь второе. Со времен Александра Николаевича Островского ничего не изменилось.

 

Фото предоставлены Малым театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.