Прививка творчества. XVI Международный "Брянцевский фестиваль" детских театральных коллективов

Выпуск №8-178/2015, Фестивали

Прививка творчества. XVI Международный "Брянцевский фестиваль" детских театральных коллективов

Недавно завершившийся в Петербурге Брянцевский фестиваль в очередной раз убедил его зрителей и участников в том, что сегодня такие фестивали нужны, как никогда прежде. Старейший в России смотр молодых театральных сил, который почти два десятилетия проводит ТЮЗ им. А.А. Брянцева, представил более двадцати разных по жанру и замыслу спектаклей, многие из которых даже трудно назвать любительскими. Действительно, и представительное жюри, куда по традиции вошли видные мастера тюзовской сцены во главе с народным артистом России Николаем Ивановым, и сидевшие в зале критики уже успели отметить, что сильных и интересных работ в этом году оказалось значительно больше, чем в прошлом, да и сам фестиваль заметно развивается и набирает в качестве.

Не ставя перед собой цели отрецензировать каждую из этих, по-своему интересных, постановок, вошедших в нынешнюю программу, хочется отметить ту стремительную динамику, которая сопутствует фестивалю на протяжении последних лет. Нельзя снова не процитировать главу судейского ареопага Николая Николаевича Иванова.

- Мне кажется, что фестиваль сумел стать заметным и небесполезным явлением на театральной карте не только Петербурга, но и всей России. Он охватывает собой самые разные театральные коллективы - от обычного школьного класса, задумавшего инсценировать какое-то литературное произведение, до домов творчества юных, где существует свой творческий отбор... А все вместе они составляют огромную армию ребят, приобщенных таким образом к театральному делу. Все они - замечательные люди, которые ничего общего не имеют с той бездуховной массой молодежи, рассказами о которой нас бесконечно пугают масс-медиа. Возможно, став взрослыми, нынешние юные артисты не будут заниматься театром профессионально, но та прививка творчества, которую они получили в детстве, навсегда сделает их жизнь богаче и ярче, не позволит скатиться в пошлость и даст твердые духовные ориентиры.

Мастер с каким-то почти детским удивлением говорит о том, как вырос профессиональный уровень самодеятельного детского театра. Многие спектакли конкурса в этом году выходят далеко за рамки любительского опыта и представляются полноценными постановками, которые (за небольшими издержками, объяснимыми понятным фактором волнения юных исполнителей на новой площадке) вполне могут поспорить с работами профессиональных театров. Глава жюри не без гордости заметил, что возросший уровень мастерства участников форума, многие из которых стали уже старожилами Брянцевского, как раз и говорит о том, что фестиваль отвечает своему главному предназначению - помогает ребятам через взаимообогащение более уверенно работать с предложенным материалом.

Этот рост - от простого к сложному - не мог не отразиться и на самой программе просмотров. После неформального «Поехали!», которое прозвучало из уст главы жюри, фестиваль открылся свежей интерпретацией сказки про Айболита, где талантливая малышня с восторгом «отрывалась» под эклектичный саунд-трек. Яркие фантазии раннего детства, безыскусно, но искренне воплощенные в сценическое действо, где все - весело, бездумно и понарошку, к концу просмотров сменились трагическим прочтением горьких документов войны в зрелом исполнении старшеклассников: композиция «Спой ты мне про войну...» (Приз «За самобытное прочтение военной темы») закрывала программу фестиваля, который в год 70-летия Победы был посвящен этой великой дате.

Представленная на фестивале широкая палитра творческих приемов и оригинальных прочтений легко позволила вычленить внутри конкурсной программы несколько ярких линий. Например, в конкурс попали сразу три спектакля, решенных открытым скоморошьим ходом. Это «Волшебное кольцо» по сказам Б. Шергина (театр «Леля» ДДТ «Олимп» Выборгского района), «Конек-Горбунок. Часть I» («6-а класс» Детской театральной школы из Мурманска, победитель в номинации «Лучший спектакль среди театральных коллективов Домов детско-юношеского творчества и детских школ искусств») и «Сказка о Золотом петушке» (детская студия театра «Зазеркалье»). Но один и тот же, казалось бы, игровой прием дал три совершенно разных и по-своему интересных, художественных результата. А если говорить о программе в целом, то безусловно порадовало, что все достойные внимания работы жанрово были очень разными. Это говорит о том, что творческий инструментарий руководителей и участников детских театральных коллективов совершенствуется. Действительно, в этом году на Малой сцене ТЮЗа мы увидели все виды театра, вплоть до кукольного (этот прием был частично использован в спектакле «Путешествие Нильса с дикими гусями» театра «Задверье»).

В Год литературы фестивальная программа не могла обойтись без хрестоматийных произведений. Помимо классических сказок Пушкина, Андерсена, Памелы Треверс и Сельмы Лагерлёф в Малом зале каждый день играли русскую и зарубежную классику. Яркими актерскими работами и точной режиссурой запомнился спектакль «Моцарт и Сальери» Образцового театра-студии «Александрино» (номинация «Лучший спектакль среди театральных коллективов подростково-молодежных клубов и Дворцов культуры»). «Ночь перед Рождеством» в исполнении латвийской студии «Inspiration» после прозвучавшей в финале украинской песни внезапно обрела какой-то новый многослойный смысл.

Вообще сложные реалии настоящего, накладываясь даже на вполне аутентичное прочтение классики, особенно в детском исполнении, нередко создавали сложный контрапункт. Были в программе постановки, поразившие публику совсем не детским проникновением в глубокую драматургию Чехова, Достоевского, Горького. Так оригинальная инсценировка «Человеческая женщина» по горьковской пьесе «Васса Железнова» в интерпретации театра-студии «Отражение» обернулась трагической схваткой сильных и по-своему страшных женских характеров. Многим запомнился спектакль «Разсказы» студии «Дуэт», где ранние чеховские произведения объединены сквозным образом «поезда жизни», который промчался мимо героя, оставив его размышлять о бесцельности прожитого. Несмотря на некоторые длинноты, обратила на себя внимание и не совсем обычная трактовка классического гоголевского сюжета в спектакле «Шинель» театральн студия «Комиксы» из эстонской Нарвы. Вместо субтильного и трогательного Акакия Акакиевича нам явили совсем иной человеческий типаж: привычный текст в устах упитанного и больше похожего на Чичикова персонажа вдруг обрел совершенно новую смысловую нагрузку, поворачивая известный сюжет в иное русло.

По мнению критика и историка театра Алексея Пасуева, который уже второй год подряд ведет круглые столы в рамках «Брянцевского фестиваля», уважительный интерес к классическому литературному материалу вообще в большей степени характерен сегодня для театра любительского, чем для профессионального. Критик считает эту тенденцию вполне плодотворной: «Далеко заходящая экспериментальность детскому театру не нужна. Мы имеем дело с растущими организмами, и педагогическая составляющая в таких коллективах очень важна. Детям сначала надо все в работе над спектаклем разложить по полочкам: что за автор, что за персонажи и в каких они состоят отношениях - характер, посыл, драматургия, действие и противодействие... И если взрослый театр позволяет себе отказываться от логики в построении художественного продукта, детский - никогда от этого не откажется. Потому что это дети».

Однако юный возраст не мешал участникам фестивального марафона проявлять недюжинные темперамент и артистизм. Так исполнительница роли отважной Поллианны в постановке студии «Творильня» из Ижевска (номинация «Лучший спектакль среди школьных театральных коллективов») покорила не только зрителей, но и жюри. Мэтры уверяли, что готовы хоть сейчас ввести одаренную девочку в одноименный тюзовский спектакль. Удивительную творческую свободу и умение чувствовать зал продемонстрировали исполнители главных ролей в спектаклях «Путешествие Нильса с дикими гусями» и «Самозванец» (студия «Счастливая долина» школы № 264). Последняя постановка интересна еще и тем, что ее создатели сумели придать главному герою не только черты Незнайки из известного произведения Николая Носова, но и ... Хлестакова из пьесы Гоголя «Ревизор». О детских страхах и мечтах доверительно рассказали публике герои спектакля «Главное - не бояться» театральной студии «НаВыРост» («Специальный приз жюри»).

Особо хочется сказать о зарубежных гостях фестиваля, которые дружно отмечали консолидирующую роль этого театрального смотра. Несмотря на центробежные силы, которые стремятся сегодня оторвать друг от друга страны и народы, целебная сила искусства по-прежнему стирает границы. Детские драматические коллективы из Латвии и Эстонии увлеченно играют русскую классику. Юные артисты театра «Театрали» из Грузии, где уже давно не преподают в школах русский язык, снова учат его «в рабочем порядке» - сидя на спектаклях фестиваля, обсуждая их с ребятами в кулуарах и знакомясь с красотами Петербурга. Руководитель Детского центра культуры города Хельсинки Светлана Нюстрём впервые привезла на фестиваль спектакль «Мари Папинс» в исполнении театральной группы «Музыканты», и собирается продолжать сотрудничество с «Брянцевским». Ведь в Финляндии русский язык по-прежнему популярен: «Услуги нашего Центра действительно востребованы. Благодаря поддержке родителей тут созданы хорошие условия для сохранения языка русской культуры. Слава Богу, мы не зависим от политики. Политика меняется, а искусство остается. И даже когда мы играем «Мари Папинс» для финской публики по-фински, мы оставляем там песни на русском».

В кулуарах говорили, в частности, и о том, насколько любительские постановки в исполнении юных актеров отражают модные тенденции современного «взрослого» театра.

В фестивальной программе этого года не прослеживалось прямой зависимости показанных работ от театральной моды. Хотя среди хрестоматийного материала был замечен и интересный спектакль «Все, кроме любви...» в духе «новой драмы», поставленный по пьесам Е. Ткачевой и В. Леванова театральной студией «На Пушкинской» из Воронежа. По словам ее руководителя, сами дети предложили эти тексты к постановке. Так что современный театр по-разному находит дорогу в любительские коллективы. По мнению критиков, которые не оставили без внимания «Брянцевский-2015», именно в детских драматических студиях подзабытые кое-где театральные ценности сохраняются в неприкосновенном виде. И чудесным образом то, что во взрослом театре кажется уже неактуальным, в детском исполнении по-прежнему выглядит свежо и ярко. Хотя и тут даже в подаче классического материала все охотнее отдают дань театральной условности. Дань традиции, которая в 60-е воспринималась как абсолютное новаторство, отдали создатели музыкально-литературной фантазии «Спой ты мне про войну...», о которой уже упоминалось. Зрители старшего возраста не могли не вспомнить знаменитый спектакль ленинградского Ленкома «Зримая песня», поражавший тогда свежестью пластических и смысловых решений. Современные дети вполне органично вписались в эту эстетику, не потеряв «зерна» трагической композиции по мотивам книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

Символично, что именно этот спектакль завершал программу фестиваля, посвященного 70-летию великой Победы. Эта тема в полный голос прозвучала и на торжественной церемонии закрытия «Брянцевского фестиваля», который дает не только театру, но и всему обществу надежду на взрослеющее поколение интеллектуалов, уважающих классику и хранящих память о подвиге своей страны. Вряд ли забудут участники церемонии - юные артисты из Латвии, Эстонии, Грузии, Финляндии и из разных уголков России - тот пронзительный момент, когда под песню «Журавли» в едином порыве встал весь зал, на минуту объединивший тех, кого разделила политика, но обязательно сроднит вечное искусство.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.