Отражение. II Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области "В зеркале сцены"

Выпуск №8-178/2015, Фестивали

Отражение. II Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области "В зеркале сцены"

Впервые этот фестиваль состоялся в Год Культуры в России и стал хорошей традицией. Нынче, в Год Литературы, театры-участники фестиваля представили на суд взыскательного жюри по два лучших спектакля, созданных за прошлый год.

Липецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого показал «Банкрутъ» («Свои люди сочтемся») А.Н. Островского и «Квадратуру круга» В. Катаева.

Спектакль «Банкрутъ» внешне красивый, с замечательными костюмами, интересной и очень функциональной декорацией: в первом акте машина времени с вертящимся изображением рубля, во втором - роскошный дом Подхалюзина и Липочки, отделанный со вкусом, где все в красном - и мебель из красной кожи, и костюмы, и даже рамы окон ( художник Оксана Столбинская). В нем не прозвучит обличение персонажей. Спектакль не страшен, и только в финале (и это, на мой взгляд, самое ужасное, что есть в постановке) ни к селу, ни к городу режиссер Сергей Бобровский показывает, к чему все это может привести - на большом экране показаны выступления В.И. Ленина и хроники военных действий.

Для меня спектакль распадается как бы на три спектакля. Первый - это начало первого акта, где сцена Липочки и ее матери Аграфены Кондратьевны в замечательном исполнении двух актрис сразу создает удивительную атмосферу. Купеческая дочь на выданье, взбалмошная и капризная Липочка (Мария Соловей) в балетных тапочках, занимаясь танцами, очень смешно отыгрывает много комических деталей, выкидывает разные фортели, но нигде в ее игре нет наигрыша, все естественно и уморительно смешно. Она глуповата, наивна, но не так проста. Актриса, умно сыграв дурочку, быстро поняла свою выгоду выйти замуж. Она стала лауреатом фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». Аграфена Кондратьевна - Любовь Кабанова играет любящую мать очень достоверно, неспешно, проживая все в глубине души.

Второй «спектакль» - это вторая часть первого акта, когда появляются мужские персонажи. Сцена Самсона Силыча с Подхалюзиным очень длинная, скучная. Оба актера, как говорится, играют «с холодным носом». Большов (Хуррам Касымов) внешне фактурен, но интонационно однообразен. А ведь Большов - это эпицентр пьесы Островского, это купеческий Лир. Добролюбов писал, что «трагедия Большова комична, а трагедия Лира трагична. Один хотел узнать, велик ли он сам по себе, другой хотел лишь обмануть похитрее, да и сам был обманут». Заявка на создание образа Подхалюзина у Дмитрия Гусева поначалу была интересной, но постепенно он ушел в крик и внешние приспособления. Он тоже не стал центром происходящего. Он не сыграл раба, тихо, исподволь подбирающегося к своей жертве, и одновременно хама, холуя, стремящегося стать господином. Сысоя Псоича Рисположенского играет очень хороший актер Владимир Кравченко, который создал интересный и выразительный образ своего героя. Обычно в спектаклях по этой пьесе играется жалкий человек, первый у Островского «маленький человек». В этой постановке актер не играет унижения. Он мелкий делец, но гордо несет себя, вызывая не жалость, а скорее добрую ироничную улыбку к этому добродушному, большому и красивому человеку, каким играет его актер. Две поистине бенефисные роли - Устиньи Наумовны (Людмила Коновалова) и Фоминишны (Елена Подрез) абсолютно не прозвучали в спектакле. Оба образа размыты, похожи друг на друга, обе актрисы плохо владеют речью и порой их нельзя отличить друг от друга.

Третий «спектакль» - это второй акт, где актеры как-то оживились, заиграли, да и сюжет к этому располагает, тем более, что второй акт, сохранив весь текст Островского, обращен в нашу недавнюю современность, в «лихие девяностые годы». Липочка Марии Соловей превращается в светскую бесчувственную мещанку, которая, как и положено, заводит романчик с секретарем своего мужа, бывшим слугой Тишкой. Тишка (Евгений Власов) - очень важный персонаж в пьесе и спектакле. Он знает все ходы и выходы в доме, это будущий Подхалюзин, а может быть и Большов. В начале спектакля он ощутил сладостный трепет накопленных денег, хотя актер играл не очень выразительно. А вот во втором действии - он герой нового времени, сыгранный очень точно. Он чувствует себя уверенно в современном офисе, при бабочке, говорит с Липочкой по-французски, вальсирует с ней, абсолютно не скрывая их интимных отношений. Финальная сцена пьесы Островского, когда Большов-Касымов, выпущенный из долговой ямы, стоит на коленях перед Липочкой и Подхалюзиным и просит заплатить за него долг, очень достоверная и пробивает даже Подхалюзина-Гусева, вызывая у него, в отличие от бессердечной Липочки, жалость и какие-то человеческие чувства.

Но этот финал не устроил режиссера Сергея Бобровского. Опрокидывая действие в современность, он проецирует на большой экран ролик о культовой игре «Монополия», суть которой состоит в том, чтобы, рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков. Этот ролик сменяют кадры хроники с выступлением В.И. Ленина и боевых действий. И этот надуманный финал уводит зрителя от главной мысли Островского о том, что все увиденное не только конкретный случай из жизни купеческого Замоскворечья, но и обобщенное, типизированное явление, выраженное во втором названии пьесы - «Свои люди - сочтемся». Здесь нет морали, нет законов, нет обидчиков и обиженных - все они свои люди.

Пьеса «Квадратура круга» была написана Валентином Катаевым в 1927 году, и через год ее премьера состоялась на сцене МХАТа. К.С. Станиславский назвал ее «умной, талантливой шуткой Катаева». Пьеса о молодежи имела большой успех и игралась не только на многих советских сценах, но и обошла подмостки театров Франции, Греции, Америки, Бразилии. Секрет ее популярности в точных приметах времени, в острой наблюдательности автора, в юморе и обаянии героев. Автор вложил в нее заряд смелости, душевного здоровья и оптимизма. Двое молодых людей Василий (Дмитрий Гусев) и Абрамчик (Вячеслав Болдырев) живут в одной комнате и, неожиданно женившись в один и тот же день, приводят в эту комнату своих жен - Василий Людмилочку (Мария Соловей), а Абрамчик Тоню (Анастасия Абаева). В стремительном темпе раскручивается «комсомольский водевиль» - интриги, недоразумения, путаницы и их развязывание.

Режиссер Сергей Бобровский прочитал пьесу сегодня серьезнее и глубже. Спектакль, отражающий вполне реальные условия жизни молодежи тех лет, с ее неустроенностью, трудностями, радостями и надеждами, звучит современно, так как выявляет те пережитки, с которыми и сегодня приходится бороться - легкомысленное отношение к любви и к семье. В спектакле Липецкого театра постепенно за смешными репликами и нелепыми поступками проявляется главная его тема - любовь, без которой невозможна супружеская жизнь. Актеры играют с энтузиазмом, увлеченно, порой не без иронии по отношению к своим героям. Абрамчик-Болдырев очень смешно и тонко подчеркивает фанатичные черты комсомольца первых лет советской власти. Его подруга Тоня-Абаева, эдакий синий чулок, как и он, уверена, что для создания образцово-показательной семьи достаточно политической установки. Понятие «муж», «жена», «ЗАГС» - пережитки мещанства, а «любовь» - это социальный предрассудок. Другая пара - Василий-Гусев, эдакий развязный молодой человек, прямо-таки наш современник, а его жена Людмилочка-Соловей очень хозяйственная, заботливая, добрая и ограниченная мещанка.

В спектакле много великолепных режиссерских находок - герои, чтобы утолить голод, нюхают бумагу, в которую когда-то была завернута колбаса, радио передает то оперу «Евгений Онегин», то речь В.И. Ленина об антисемитизме, особенно когда на сцене появляется Абрамчик... Действие спектакля стремительно, герои импровизируют, радуются, грустят, и в финале по обоюдному согласию меняются женами. Сергей Бобровский за этот спектакль стал лауреатом фестиваля в номинации «Лучшая режиссерская работа».

Липецкий драматический театр на Соколе, созданный в 2000 году - самый молодой профессиональный театр Липецкой области, показал на фестивале спектакль по пьесе Алексея Слаповского «Не такой, как все».

Слаповский известен своими интересными пьесами «От красной крысы до зеленой звезды», «Вишневый садик» и другими, нашумевшим сериалом «Участок», снятым по его сценарию. Его пьеса «Не такой, как все» поверхностная, надуманная, со странным сюжетом, где концы с концами не сходятся, вызывает много вопросов, недоумение удивление, что она смогла заинтересовать Липецкий драматический театр.

Красивая, богатая, молодая женщина, страдающая депрессией, дает объявление в газету о том, что ищет бедного, уродливого мужчину, чтобы выйти за него замуж и сделать его счастливым. Какая-то ясновидящая предсказала ей, что это может вывести ее из депрессии.

А герой спектакля - честный, скромный, некрасивый библиотекарь уже 12 лет ищет спутницу жизни в газетных объявлениях о знакомстве. В пьесе даже героям не даны имена: «м» - это мужчина, «ж» - это женщина, «п» - это ее подруга, что уже наводит на грустные размышления.

Режиссер Геннадий Балабаев попытался поставить эту пьесу как рождественскую сказку. Действие прерывается многочисленными и назойливыми интермедиями, в которых дети катают снежные шары, лепят бабу, идет снег, как будто этой красивой картинкой можно сгладить примитивный сюжет пьесы. Единственное, что радует в спектакле - это хорошее музыкальное оформление. Звучит то рок, то нежная тихая музыка, на фоне которой мать героя (Татьяна Николаева) рассказывает о своей жизни и любви. При всем этом в спектакле играют два хороших актера, пытающихся развлечь зрителей и донести до них, мягко говоря, не самый интересный текст. Справедливости ради надо сказать, что в нем есть маленькие кусочки, где говорится о счастье, о любви, которая является «трудом души», но все это растворяется в надуманности сюжета.

Женщина - Елена Пронина очень хороша собой и естественно существует в неестественных обстоятельствах, предложенных автором. Правда, она весела, ухожена, одета по моде и никак не убеждает нас, что у нее депрессия. В результате она влюбляется в потенциального жениха (Игорь Коробов), неуклюжего, толстого, некрасивого, но очаровавшего ее своими лирическими теплыми рассуждениями об ожидании счастья, которое подкрадывается незаметно, о том, что люди рождаются на свет, чтобы общаться, и даже прощает ему измену, застав его со своей лучшей подругой. А подруга (Мария Пропастина) решила его соблазнить, доказывая, что так он проверит любовь этой женщины. Делает это актриса пошловато. Финал спектакля открытый - герои снова встречаются, и есть надежда, что они будут вместе.

Второй спектакль Липецкого драматического театра - «Сотворившая чудо» У. Гибсона. В основе пьесы реальные события, произошедшие в 80-х годах XIX века в южном штате Алабама. Пьеса игралась с большим успехом на Бродвее и обошла многие театральные сцены мира. Спектакль, поставленный Геннадием Балабаевым, о нелегком вхождении в жизнь слепоглухонемой девочки Элен Келлер. В добропорядочную и респектабельную семью Келлеров приезжает молодая учительница Анни Салливан. Отец девочки, капитан Артур Келлер (Игорь Коробов), редактор местной газеты, холодно вежливый, вздорный, в котором самодурство уживается с сентиментальностью, привык, что все на свете определяется деньгами. Мать (Светлана Баронецкая) добрая, во всем послушная мужу. Джеймс (Александр Демехин), сын капитана от первого брака, привыкший ко всему, что творится в семье, ироничный, постепенно влюбляясь в Анни, встает на ее сторону в борьбе за искалеченного ребенка, за прояснение сознания Элен.

Стержнем этого динамичного и страстного спектакля, сопровождаемого замечательной музыкой, становится жестокий, захватывающий поединок-дуэт двух великолепных актрис - Елены Прониной, играющей Анни, и Александры Иванцовой (Элен). Сыграть слепую, глухую и немую девочку, на протяжении трех часов не произнося ни единого слова, - задача неимоверно трудная для актрисы, и Иванцова с этим прекрасно справилась без малейших намеков на патологию и натурализм. Маленький, избалованный зверек, который крушит все вокруг. В этой роли Александра Иванцова сумела сыграть и боль, и растерянность, и гнев, и дикое одиночество. В игре нет никакого наигрыша, нет сентиментальности, каждое ее столкновение с этим непонятным, и поэтому враждебным миром, вызывает протест и сопротивление. Анни воюет с ребенком, отрезанным от окружающей жизни и жаждущим вырваться из темноты и тишины к свету. Бунт Элен понимает лишь Анни - тоже великолепная работа Елены Прониной. Она воюет не только с девочкой, но и с ее смирившимися родителями, которые сохраняют спокойствие, демонстрируя консерватизм и тупость. Анни то кнутом, то пряником, шаг за шагом, упорно ведет сражение за Элен, ведет ее к выздоровлению, полюбив чужого искалеченного ребенка больше, чем сами родители. Драматизм образа Анни-Прониной в том, что сражение за Элен она ведет одна и выигрывает. Побеждают энергия, жизнеспособность, ее вера и любовь к этому ребенку. Спектакль, признанный по решению жюри лучшим спектаклем фестиваля, рассказал о силе человека и о его слабости, о том, как первая побеждает вторую. Актрисы Александра Иванцова и Елена Пронина стали лауреатами фестиваля в номинации «Лучшая женская роль».

В старинном русском городе Ельце Липецкой области работает Елецкий драматический театр «Бенефис», который очень часто обращается к русской классике, являющейся школой актерского мастерства. В этом году мы увидели пьесу М. Горького «Последние». Уже в самом названии пьесы определено историческое место героев. Мир, основанный на наживе и насилии, должен рухнуть, он обречен. Спектакль Елецкого театра - это история распада, разрушения семейства Коломийцевых. Все в этой семье или ненавидят и презирают друг друга, или обманывают себя и других. Половина персонажей - законченные негодяи, половина - несчастные, искалеченные люди.

В центре спектакля, поставленного режиссером Павлом Зобниным, - Иван Коломийцев (Владимир Громовиков), тупой, эгоистичный, беспринципный, жестокий, самодовольный полицмейстер, но в то же время безвольный, склонный к позерству, к фальшивым эффектам, вдохновенно разглагольствующий о своей правоте. К сожалению, актер выстроил образ несколько однообразно, прокричав на одной ноте весь спектакль. Его жена Софья (Ольга Климова) живет в вечном страхе за будущее детей. Думается, что весь спектакль актриса существовала несколько аморфно и статично, и только в конце, осознав, что дети погибли по ее вине, становится перед ними на колени и просит прощения - это все, что может сделать мать, и эту сцену актриса сыграла очень проникновенно и эмоционально.

Яков, брат Ивана Коломийцева (Андрей Скоров), тихо доживает свои последние дни. Он любит Софью и их несчастную дочь горбунью Любу, рожденную во грехе, что все тщательно скрывают. Андрей Скоров в отличие от большинства актеров достоверен и органичен. Он обаятелен, добр, но бездеятелен, его глаза с болью смотрят на все, что происходит вокруг, хотя он всю жизнь содержит эту семью. Очень хорошо сыграна его смерть - актер тихо и незаметно уходит в зрительный зал и исчезает в темноте. Словно стервятники, ждали его смерти в предвкушении дележа наследства старшие дети Коломийцевых. Александр (Дмитрий Голобородов), пустой, никчемный пропойца, точная копия отца - такой же самодовольный, с утраченными представлениями о совести и чести.

Надежда (Ирина Кислых) - образ яркий, эдакое красивое жизнерадостное животное, стремящееся вместе со своим мужем Лещом (Виктор Проняшкин) выкачать побольше денег из своих ближних. Среди них, словно «слепые щенки» барахтаются младшие дети - Петр (Александр Чурляев), нежный, импульсивный, надеющийся вырваться из этого, как он называет, «трагического балагана», но его бунт заканчивается тем, что он в отчаянии начинает пить. Вера (Лидия Шумских), романтичная, наивная, мечтающая о роковом герое. Любовь - греховный плод любви Софьи и Якова, как и младшие дети, чужая (Кира Оборотова) и одинокая, ожесточившаяся на весь мир из-за своего уродства, умнее других. Актриса не сыграла этой ожесточенности и злости, да и режиссер не сделал ее такой уродливо-горбатой, какой она выписана у Горького.

Очень интересна декорация спектакля - вся сцена заставлена шкафами с книгами, между которыми, как в лабиринте, мечутся герои и не находят выхода. В спектакле неуловимо намечена атмосфера старой России, но режиссер не смог четко обозначить тему пьесы, обладающей мощной обличительной силой. Кроме того, у всех актеров серьезные проблемы с речью, и большинство либо кричат, либо пробалтывают текст, на уровне которого многие и играют. Кроме Петра и Якова, все играют интонационно очень однообразно, и образы выглядят ходульными. Хороший финал спектакля, когда после смерти Якова все затихают, грустно молчат, осознавая все случившееся.

Елецкий драматический театр «Бенефис» представил сказку-фантазию без слов «Волшебник Изумрудного города» по мотивам одноименного произведения Александра Волкова. Режиссер Радион Букаев поставил пластический спектакль, который стал интересен и для самого постановщика, и для актеров, впервые участвующих в подобном эксперименте, и для детей, которые должны были перед походом в театр прочитать сказку. Девочка Элли (Татьяна Швец) со своим верным другом Тотошкой (Татьяна Милова) ищут Великого волшебника Гудвина, который может исполнить любое желание. По дороге к ним присоединились веселый соломенный Страшила (Александр Милов), мрачный, неповоротливый Железный Дровосек (Евгений Ермаков), который совсем заржавел, трусливый Лев (Максим Краснов). Друзья попали в Изумрудный город, где Волшебник Гудвин (Владимир Громовиков) начал творить чудеса: наградил Тотошку собачьей костью, дал Страшиле ум, Дровосеку - сердце, Трусливому Льву подарил храбрость, а Элли попросила отправить ее с Тотошкой домой, трогательно попрощавшись со своими друзьями.

Липецкий государственный театр кукол был создан 50 лет назад, а теперь он получил новое роскошное здание, где помимо красивого внутреннего убранства появился замечательный музей кукол, который восхищает и детей, и взрослых. Спектакль «Ашик-Кериб» создан по пьесе О. Пономарева и Э. Кораблиной по мотивам турецкой сказки М.Ю. Лермонтова. Постановка отличается удачным сочетанием игры актеров в живом плане с куклами. Слева, на переднем плане сидит Лермонтов (Иван Карпов), который выступает от автора и очень хорошо читает лирические стихи Лермонтова о синих горах Кавказа. Все это сопровождается красивыми танцами и приятной восточной музыкой. А сказка о том, что в Тифлисе живет дочь богатого турка Магуль-Магери (Галина Изотова) и бедняк Ашик-Кериб, которые полюбили друг друга. Но отец никогда не отдаст ему свою дочь, зная, что у него ничего нет за душой, кроме умения хорошо петь. И тогда Ашик-Кериб решил уйти странствовать по свету семь лет, нажить богатство, вернуться и жениться на любимой, которая обещала его ждать. Долго скитался он, преодолевая все препятствия на своем пути, пел песни и, заработав много денег, стал очень богатым человеком. Истекали семь лет, и чудом с помощью добрых людей он успел вернуться в Тифлис и расстроить свадьбу Магуль-Магери, которую силой выдавали в эту ночь за богатого и злого Кушуд-бека (Алексей Рыбаков). В спектакле много замечательных стихов Лермонтова, много музыки. Он стильный, красивый, с очень выразительными куклами.

«Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова и О. Табакова в постановке Олега Пономарева в отличие от «Ашик-Кериба» не радует глаз. Куклы очень разные и по исполнению, и по игре актеров. Очень хороша лишь Белоснежка (Г. Изотова) и изящна Королева (Н. Чулюкова). Совсем однообразны и неразличимы гномы, да еще они так суетятся и кричат все вместе, перебивая друг друга, что совсем пропадает текст. Спектакль очень хаотичный, почти все время идет в темноте, и дети в зале оживают лишь тогда, когда появляются светлячки. Очаровательная сказка, известная и любимая нами с детства, могла прозвучать интереснее и ярче.

II конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области вызвал большой интерес и у зрителей (все театры были переполнены), и у деятелей театров, участвовавших в фестивале.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.